Реинкарнация Notorious B.I.G: смог ли Rick Ross заменить Бигги?
В авторской колонке Дмитрий Шевчсенко размышляет, были ли у Rick Ross шансы стать вторым Biggie? (важный дисклеймер: мнение редакции может не совпадать с мнением автора)
Запредельно талантливые музыканты неизбежно оставляют огромный след в истории развития музыки. Их творчество тиражируют, разбирают на сэмплы, в их песнях черпают вдохновение другие артисты. Дело обостряется особым образом, когда музыкант умирает не своей смертью, а в силу сложившихся обстоятельств трагически погибает. Когда дело касается рэп-исполнителей, то самой достойной смертью настоящего гангстера является смерть от пули. Не то чтобы рэперы специально стремились попасть под прицельный огонь, но волею судеб кто-то все же становится жертвой улиц. Одним из таких артистов стал Notorious B.I.G. Самой близкой аналогией Biggie является, конечно же, 2Pac, но были и другие уличные поэты, погибшие в результате стрельбы. В 1999 году убит Big L, в 2002 Jam Master Jay, на год позже Soulja Slim и Proof из D12 в 2006. И это далеко не полный список всех, кто пал жертвой уличных разборок.
Biggie вошел в историю как первозданный лирик, пример настоящего «трушного» рэпера. Плоть от плоти нью-йоркских улиц, испытавший на себе все «прелести» торговли наркотиками и жизни в городских трущобах. Его отличительной особенностью был своеобразный голос, уникальное флоу, особое умение выстраивать хитросплетение рифм, и, конечно же, внушительные размеры. Такой колоритный персонаж не мог долго находиться в тени и не быть замеченным. С самых первых шагов в рэпе он обзавелся поддержкой ветеранов тогдашней сцены Big Daddy Kane и Mister Cee, записав совместку, которая попала в руки молодого предпринимателя Шона Комбса, известного нам как P.Diddy, неоднократно менявшего свои творческие псевдонимы. Основанный в 1993 году лейбл «Bad Boy» как раз нуждался в новых самобытных музыкантах. Уже через год совместной работы альбом «Ready To Die» принес B.I.G оглушительный успех.
Но несмотря на роль новоиспеченного рэп-артиста Бигги, как это обычно бывает с уличными поэтами, не оставил свой район и свои привычки. Он продолжал жить той жизнью, о которой рассказывал в своих песнях. Параллельно с развитием B.I.G в качестве новой звезды восточного побережья на побережье западном также наметился свой фаворит. Началось соревнование двух полюсов рэп-карты Америки. В ноябре 1994 году было совершено нападение на Тупака, в котором Шуг Найтс, глава DeathRowRecords, где записывался Шакур, обвинил Бигги и его соратника P. Diddy. А почти через два года 2Pac и вовсе был убит. Еще одним годом позднее, 9-го марта 1997 года, из проезжающего мимо автомобиля по Бигги был открыт огонь. Рэпер скончался от пяти огнестрельных ранений до прибытия в госпиталь. B.I.G ушел на пике карьеры. Diddy, который считал его своим близким другом, был подавлен и морально опустошен. Всю боль от утраты своего соратника он сложил в бессмертную оду дружбе «I’ll Be Missing You», написанную совместно с женой Notorious B.I.G Faith Evans.
После трагической гибели друга Diddyзанялся своей сольной карьерой и поиском новых артистов. В своем творчестве он регулярно возвращался к наследию Бигги, упоминая его имя в своих песнях и используя сэмплы трэков B.I.G. В середине нулевых в Комптоне, «мекке» гангста-рэпа, появился персонаж Guerilla Black, который был очень похож на Бигги. Их роднило внешнее сходство, голос, подача и бандитская тематика песен. Однако, кроме мимикрии с иконой рэпа, Guerilla Black не сыскал ни большой славы, ни коммерческого успеха, отметившись в истории хип-хопа всего несколькими хитами, вроде «You Are The One» с Mario Winans и «Compton» с Beenie Man со своего дебютного альбома «Guerilla City». Артист не был отмечен подписанием на «Bad Boy», принадлежащий мейджеру из «большой тройки» Sony Music, выпустив свой материал на лейбле Virgin, входящем в конгломерат EMI. Несмотря на то, что даже ярые поклонники B.I.G могли с легкостью спутать голоса артистов, услышав один из трэков Guerilla Black, нового Бигги из рэпера не вышло.
Однако на протяжении нескольких лет с начала нулевых в хип-хоп мейнстрим начали просачиваться и другие представители уличной криминальной поэзии не только из того же Комптона, но и прямиком из вотчины Бигги – Нью-Йорка. Все вдруг заговорили о 50 Cent, нарекая его чуть ли не вторым Тупаком. Жадный новичок, недолго думая, тут же объявил себя новым королем Нью-Йорка. В этот момент Diddy получил тройной удар по своему самолюбию. Мало того, что появилась реинкарнация его злейшего врага, так еще и с трона могут выкинуть, отобрав корону. Кроме этого, 50 Cent начал очень активно продвигать свои бизнес-интересы, отвоевывая пяди выстроенной империи Puff’и. Друг Biggie явно был не в восторге от нахального новичка. Надо сказать, что и другой самопровозглашенный король «Большого яблока» Jay-Z также не испытывал особого пиетета перед подписантом Dr. Dre. Джей, хоть и в меньшей степени, но все же очень хорошо знал B.I.G, выступая с ним на одной сцене и даже успев записать несколько совместных песен.
Новый конкурент мозолил глаза и раздражал именитых рэперов, ставших к тому времени полновесными бизнесменами. Дико хотелось противопоставить зарвавшемуся выскочке кого-нибудь столь же яркого и заметного. 2006 год подарил ветеранам пасынка. Rick Ross, уроженец штата Флорида – вот он, реинкарнация Notorious B.I.G. Родился всего на 4 года позже, почти ровесник. Такой же тучный, фактурный, запоминающийся. Отвечая изменившимся тенденциям хип-хопа – южанин. Как раз то, что нужно. Поэтому первый альбом «Port Of Miami» был выпущен совместно на «BadBoy» Diddy и на «Def Jam» Jay-Z, президентом которого он был вплоть до 2008 года. Пластинка ожидаемо получила заслуженный успех. Неплохие показатели продаж за первую неделю в районе двухсот тысяч копий и хвалебные оценки критиков убедили мастодонтов хип-хопа в правильности своего решения. Rick Ross – это вам не Guerilla Black.
Альбомы уроженца солнечной Флориды следовали один за другим. Трэки и клипы с именитыми гостями, которыми, в первую очередь, были сами Diddy с Джеем за пару лет, возвели Росса на Джомолунгму хип-хопа. Уличный пес, которого подобрали рэп-магнаты, вырос до размеров настоящего цербера, готового вот-вот сорваться с цепи. Нужно лишь найти подходящую жертву для растерзания. Благо, такая цель всегда крутилась под ногами и не так давно задела чувства ветеранов рэпа 90-х. В 2009 году Rick Ross, казалось, безо всякой внутренней подоплеки и предпосылок решил вцепиться в шею недруга своих боссов. 50 Cent в то время представлял из себя легкую добычу. Он был уже сбитым летчиком, растерявшим былое величие. В нашумевшем трэке «Mafia Music» кокаиновый нарко-барон из Майами прошелся бульдозером по персоне Полтинника, назвав его «stupid motherfucker», который пытался сжечь дом своей бывшей.
Помочь четвертовать бездыханное тело Фифти вызвался целый отряд заядлых врагов главы G-Unit Records. Ja Rule, Fat Joe, Jadakiss и The Game вспомнили старые обиды и начали в унисон с Россом втаптывать 50 Cent в землю, нанося удар за ударом. Однако зубастый оппонент, проложивший свой путь в шоу-бизнес через огромное число бифов и скандалов, не стоял в стороне и отвечал на все нападки глумливыми видео на YouTube, а позже и вовсе нанес ответный удар ниже пояса – выложил в сеть пикантный секс-тейп. В главной роли хоум-видео была мать ребенка Росса, некая Лавония Левистон. Однако, несмотря на применение даже такой тяжелой артиллерии, эту битву Полтос проиграл, провалив в конце года продажи своего альбома «Before I Self Destruct», назвав его последним в своей карьере. Казалось бы, план сработал. Новый Бигги убрал нового Тупака – все счастливы.
Однако если 50 Cent и собирался свалить на покой, то уж хлопнуть напоследок дверью должен был обязательно. Проиграв сражение в музыке, он стал копаться в прошлом Росса и начал придавать огласке черные дыры и белые пятна биографии тучного хастлера. С помощью все той же бывшей жены Росса Фифти удалось узнать, что в молодости пышный мафиози работал тюремным охранником, а в настоящее время и вовсе пользуется услугами проката ювелирных украшений. Якобы все его цацки, тачки, особняки – все это не его. Получается, Rick Ross – это просто мыльный пузырь? Фейк? Образ миллионера-пушера, который не соответствует реальности? После огласки собранного компромата Росс потерпел увесистые имиджевые потери. Образ гангстера пошатнулся и стал не таким крепким, каким был до всей этой истории.
Как можно называть рэпера вторым Бигги и вообще проводить параллели с уличной легендой, когда тот раньше был офицером охраны? Как Diddy мог быть таким недальновидным, раскручивая заведомого пустого персонажа? Пораскинул мозгами глава «Bad Boy», и взял на вооружение формулу – главное казаться, а не быть. Медийный образ Rick Ross, созданный за несколько лет до скандала, уже ничего не сможет испортить. Нужно во что бы то ни стало сделать из Росса второго Бигги. Для того чтобы поддержать своего протеже, магнат даже создал с ним дуэт «Bugatti Boyz». Нужно отметить, что Шон Комбс никогда не выставлял себя на амбразуру. Когда нужно было противостоять Тупаку – он выставлял Бигги, когда нужно было окончательно утопить Фифти – выставил Росса. Это бизнес. Автор строк «If you ain’t close to a billion – take your broke ass home» знает, как делать правильные управленческие ходы.
Время шло, биф с 50 стал забываться. Чтобы приблизиться к образу Бигги, Россу нужно было уйти от исключительно «champagne-рэпа», которым изобиловали альбомы «Trilla»и «Deeper Than Rap» и вернуться к уличной тематике. В 2010 он был одним из первых, кто начал осваивать волну нового звучания в хип-хопе. В широкую моду вошел трэп с трескотней и хлестким ударом посреди такта. Waka Flocka выпулил свою «Hard In The Paint», подросток Lex Luger стал продюсером номер один. Вышедший альбом «Teflon Don» шел как раз в фарватере этой набирающей мощь трэп-волны. Rick Ross сделал упор на новое звучание. Не можешь победить – возглавь. Один за одним релизы микстейпов, синглов, совместных песен стали похожими друг на друга как под копирку. Оказалось, что и в этом стиле Росс звучит очень органично.
Заигравшись с трэпом, нужно было как-то возвращаться к своему прототипу, вернуть дух девяностых, подтянуть ассоциативный ряд к творчеству B.I.G. И эта цель была достигнута с феноменальным успехом. Ross достиг своего апогея трэком «3 Kings» с Dr. Dre и Jay-Z с альбома «Lord Forgives, I Don’t», влепив еще одну пощечину уже давно выбывшему из рэп-соревнования 50 Cent. Кто знает, вполне возможно, что работай Вертухай в таком режиме и с таким звучанием на протяжении лет эдак пяти, сделай такой олд-скул основой для своих релизов, зазывая на релизы именитых гостей из 90-х – Рик имел шансы максимально приблизиться к славе Notorious B.I.G, получив признание не только современников, но и людей, которые олицетворяют как раз ту эпоху. Еще одна нетленка с этого же альбома прямым текстом отправляет нас в те славные времена эпохи расцвета творчества Бигги, используя его рефрен «You're Nobody Til Somebody Kills You».
Карьера Росса шла вгору, и, похоже, что по прошествии все большего времени все забили на то, чтобы растить из Рика нового Бигги. Тусовка «Bad Boy»и «MMG» стала шириться. В авангард стали выходить такие имена как Wale, Meek Mill, French Montana, Chinx Drugs и другие. Одной из самых удачных коллабораций тусовки стал ремикс и клип на трэк «CokeBoy». Diddy продолжал поддерживать подопечных своим появлением в их песнях. Однако идиллию пришлось прервать. В мае 2015 года Chinx Drugz был застрелен в ньюйоркском районе Queens. Фатальный инцидент на мгновение вернул хип-хоп в эпоху 90-х и начала нулевых, когда рэперов убивали прямо на улицах. В этой связи припомнился случай двухлетней давности, когда в 2013 году обстреляли машину, где находился Rick Ross, ехавший со своей подругой из ночного клуба.
Современному хип-хопу не нужны сакральные жертвы. Никто в здравом уме не собирается играть со смертью для того чтобы сорвать денежный куш выпуском посмертного альбома. Сейчас артист гораздо прибыльней, пока он жив. Рэп стал куда более миролюбивым, а разборки перекочевали с улиц в Твиттер и Инстаграм. И музыкальная индустрия, и ее потребитель не дают взойти на передовицу чартов воинствующим уличным гангстерам. 21 Savage или, не дай Бог, бесноватый фрик Stitches, могут набирать сколько угодно просмотров на YouTube и овладевать умами своих еще неокрепших в силу возраста слушателей. SchoolboyQ и YG, Jay Rock и Freddie Gibbs могут бесконечно возвращаться к гангстерской тематике в своих текстах и клипах. Кто бы сколь угодно долго ни форсил тему с пушками и разборками – больше никто не достигнет хайпа, который в свое время имел 50 Cent, не говоря уже о том, чтобы стать уличной иконой ранга Тупака или Бигги.
P.S. В 2005 году вышел последний посмертный альбом Notorious B.I.G «Duets: The Final Chapter». На одну из самых запоминающихся песен диска был снял клип, в котором приняла участие целая плеяда артистов, отдав честь одному из самых влиятельных хип-хоп исполнителей в истории жанра.