17 лет «Get Rich Or Die Tryin’»: история самого громкого дебюта нулевых из первых уст
6 февраля 2003 года состоялся релиз первого альбома 50 Cent «Get Rich Or Die Tryin’», одного из самых знаковых и успешных дебютов в истории рэпа. По такому случаю мы подготовили для вас большой материал, в котором собраны интересные подробности и факты о записи альбома, рассказанные в том числе и непосредственными его авторами
Альбом «Get Rich Or Die Tryin’», впервые появившийся на прилавках магазинов 15 лет назад, до сих остается едва ли не лучшей работой в карьере 50 Cent. Выход пластинки окружал невиданный по тем временам хайп: девять пулевых ранений, на 100% аутентичный образ уличного ганстера, протекция Эминема и Dr. Dre. Народная любовь такому артисту была обеспечена, и впечатляющие цифры продаж подтверждают это как нельзя лучше.
Факт 1: 40% процентов всех продаж 50 Cent приходятся на этот альбом
За карьеру Фифти продал более 30 миллионов копий своих записей, и почти 40% всех доходов с продаж приходится либо на альбом «GRODT», либо на песни оттуда. К слову, эта пластинка стала одной из последних в эре многомиллионных тиражей. Только один рэп-альбом с тех пор смог продать более 8 миллионов копий (невиданные по нынешним временам цифры) – и это «Speakerboxx/The Love Below» OutKast, который, справедливости ради, вышел лишь на 7 месяцев позже.
В начале нулевых 50 Cent со своей командой буквально перевернули игру, выведя понятие и важность микстейпов на новый уровень. Новое поколение слушателей может относиться к Фифти предвзято, но его заслуги, рекорды и успехи навсегда останутся вписанными в историю хип-хопа.
Именно поэтому умолчать о юбилее такого альбома мы попросту не могли. За основу этого материала была взята история создания пластинки, рассказанная ее непосредственными авторами, которую мы разбавили интересными фактами. Возможно, некоторых из этих подробностей вы еще не знали.
Поприветствуйте плохого парня: становление 50 Cent
За годы, предшествующие релизу «Get Rich Or Die Tryin’», Фифти нажил себе немало врагов – как в музыкальной сфере, так и за ее пределами. Первое признание пришло к нему после сингла «How To Rob», что вкупе с уже имеющимся у него за плечами 36 песнями позволило ему подписать свой первый контракт с лейблом Columbia на сумму 65 тысяч долларов. Но все шло не так уж и гладко.
Однажды друг Фифти украл у Ja Rule цепь, после чего у рэперов случился конфликт, и несколько раз им пришлось выяснять отношения в драке. В то же время сделка с Columbia, не считая возможности записывать музыку, не приносила Фифти ощутимых дивидендов, и без ведома боссов лейбла он вернулся к продаже наркотиков. В это время он поссорился с конкурирующими старшими дилерами, которых сам он называет как Кайл и Сонни. Результатом их конфликта и стали те самые девять пулевых ранений, после которых он выжил и вышел из больницы спустя 13 дней. Columbia тогда предложили ему контракт уже на 250 тысяч, но вскоре Фифти почувствовал отсутствие должной поддержки со стороны лейбла и решил покинуть его.
Факт 2: Хирург, который спас Фифти жизнь, подал на него в суд
Нельзя отрицать, что на первых порах те самые пулевые ранения сыграли одну из ключевых ролей в стремительном взлете 50 Cent. И хирург, который оперировал Фифти, остался в замешательстве после того, как рэпер не оплатил счет на сумму 32 тысячи долларов даже после того, как стал мультимиллионером. После нескольких запросов врач решил подать на него в суд. Правда, до сих пор неизвестно, вернул ли Фифти должок.
Sha Money XL (продюсер, бывший стажер лейбла Def Jam): Когда Фифти подстрелили, он перестал доверять людям. Спустя месяц после этого я купил свой первый дом и сказал ему: «Йо, я выбрался из гетто и теперь живу на Лонг-Айленде. У меня студия в подвале, прикатывай». Он приехал ко мне в 2001-м и остался на два года, до самого релиза «Get Rich Or Die Tryin’». Не было и дня, чтобы он не работал на студии.
Зарождение лейбла G-Unit в подвале того самого дома
Sha Money XL: Однажды я услышал про новую дешевую версию Pro Tools – мы могли себе ее позволить, потому что она стоила в районе 1200 долларов. Как только я увидел ее в магазине – она называлась Digi 01 – я купил ее вместе с жестким диском и Макинтошем. К слову, у меня до сих пор есть этот жесткий, на котором хранятся все оригинальные песни.
Роб «Reef» Тюлоу (A&R-менеджер, продюсер): Sha Money был первым на моей памяти, кто купил Pro Tools Digi 01, который был первым их домашним ПО. Именно с него началась смерть больших студий, потому что теперь ты мог просто записывать музыку в своем подвале – и именно так они и поступали.
Факт 3: Успех «In Da Club» – отчасти заслуга DJ Quik
Люди порой даже не догадываются, почему им так нравится эта песня, – вспоминает DJ Quik. – В чем же секрет того, что она не устаревает со временем? Ну все дело в том, что именно я помог Дре с ударными. Я показал ему эти клэпы и кик, спросите у него. Долгие годы мне никто не верил, пока Дре сам не подтвердил это. Тогда я сказал ему: “Дре, это стоит дороже любых роялти и денег, которые ты мог бы заплатить мне за работу. Твоего признания уже достаточно”
50 Cent: Именно тогда я начал записывать музыку и выпускать микстейпы. До этого единственной моей успешной бизнес-моделью была продажа наркотиков, поэтому я продвигал свое творчество схожим образом. Я знал, что для того, чтобы выйти на любой рынок, нужно раздать людям бесплатные образцы. Необходимо было наработать клиентскую базу, прежде чем получить первую прибыль. Я должен был инвестировать в собственный бренд.
От микстейпов до сделки с Shady/Aftermath
Sha Money XL: Я знал Боба Перри из Landspeed Records, потому что работал с Cormega и разными независимыми артистами. Я сказал ему: «Йо, я работаю тут с одним пареньком. У него есть несколько песен, которым нужен релиз. Они уже были у него на [микстейпе], но официально они так никогда и не выходили. Давай просто выпустим их». И он согласился. Когда я сказал Фифти о сделке с Landspeed, он ответил: «Ага, да пофиг. Эти песни все равно уже старые, так что мне насрать!» Тогда я отнес их на Landspeed, мы выпустили их с Бобом и – бум! – продали 800 тысяч копий.
Именно так в апреле 2002 года и появился сборник «Guess Who’s Back?»
Роб «Reef» Тюлоу: Я был A&R-менеджером на лейбле Atlantic, поэтому изначально я хотел подписать Фифти. Тогда же у нас состоялась важная встреча с Sha Money, и я сказал ему: «Как только он аннулирует контракт с Columbia, позвони мне, потому что я хочу встретиться с ним».
Кевин «Dirty Swift» Ристо (продюсер из Midi Mafia): С Фифти мы познакомились через менеджера, который хотел подписать его. Из-за огромной шумихи вокруг его микстейпа сразу три или четыре лейбла хотели заключить с ним сделку. Тогда же мой знакомый Дино Делвейл, который был A&R-менеджером на лейбле Universal, вовсю работал над его подписанием. Я давал ему любые биты, чтобы привлечь Фифти, и так мы все и познакомились.
Sha Money XL: Я ходил на каждую встречу. Я возил Фифти в город, с нами была наша банда, и пока мы ходили в офисы компаний, в нашей тачке лежало оружие – было бешеное время. На случай, если в этой индустрии нам кто-то не понравится… мы были наготове. Нас боялись. Помню, как на одной из встреч у парня затряслись коленки, когда он увидел нас.
Факт 4: Звуки выстрелов на альбоме были записаны с помощью настоящего оружия
У нас была возможность использовать постановочные эффекты, но звуки перезарядки и все, что связано с оружием, было настоящим, – говорит 50 Cent о треке «Heat», отличительной особенностью которого и стали те самые звуки пистолетов. – У нас всегда при себе были стволы, поэтому мы просто заходили с ними в студийную будку и использовали их по назначению.
Eminem: Аккурат перед релизом «The Eminem Show», я сказал нескольким людям, что я находился в тяжелом упадке, поскольку меня беспокоило положение дел в хип-хопе. Мне было попросту скучно. Было такое ощущение, что новый материал выпускают одни и те же артисты, и на горизонте не было видно никого нового. Как раз в тот момент мой менеджер начал твердить: «Ты должен послушать новое дерьмо от Фифти… ты должен послушать его новое дерьмо». Но когда я нахожусь в режиме записи альбома, я не могу толком слушать чужую музыку. Поэтому, закончив работу, я сел и послушал «Guess Who’s Back». И еще первый микстейп G-Unit. Я начал слушать их на повторе, и я проникся. Первым делом я отправился к Дре, и он сказал, что материал был безумно крутой. Тогда мы подумали: «Давай выцепим его на разговор».
Dr. Dre: Первой песней Фифти, которую я услышал, была «Your Life’s On The Line». Эм позвонил мне узнать, интересно ли мне поработать с ним, и я ответил: «Давай для начала посидим и обсудим с ним это». Мы все встретились в Голливуде и говорили на протяжении минут 15. После чего я сказал, что в деле, и не прогадал.
Факт 5: LL Cool J вдохновил Фифти на песню «21 Questions», и Дре она сначала не понравилась
«Я написал эту песню, потому что я услышал у себя в машине LL Cool J, – вспоминает Фифти. – Эта была очень нежная песня, и девушка рядом со мной буквально растаяла. Тогда я сказал себе, что хочу тоже записать такой трек, от которого девочки будут сходить с ума». Но Дре и команда даже не хотели брать «21 Questions» в альбом, потому что не понимали, зачем ему песня такой тематики. Но Фифти настоял на своем.
Избранные истории о записи «Get Rich Or Die Tryin’»
В июне 2002 года 50 Cent подписал контракт с Shady/Aftermath/Interscope в рамках совместного сотрудничества. Часть песен, которые попадут на «GRODT», была записана за год до выхода альбома в подвале Shy Money XL с использованием Pro Tools.
«21 Questions» (авторы музыки: Dirty Swift и Midi Mafia)
Dirty Swift: Я помню, как делал трек и думал: «Это будет офигенно». Тогда я еще не знал, кто именно зачитает под этот бит, но я знал, что это будет стояще. Это было за год до подписания сделки с Shady Records, и Фифти очень нравился бит. Когда он заключил контракт, Дре решил добавить в песню Nate Dogg. Честно, мне потребовалось время, чтобы проникнуться той версией, потому что я привык, что припев исполняет сам Фифти. Но это ведь было моей мечтой – чтобы Нейт спел на моем треке. Какой продюсер бы не хотел этого? Для нас это был настоящий успех.
Факт 6: изначально некоторые биты с альбома принадлежали Ракиму
До того, как Фифти услышал часть битов для «GRODT», они были предназначены Ракиму. В то время легендарный рэпер работал над новым альбомом с Dr. Dre, который так и не вышел. Проблема была в том, что Ракиму не удавались хитовые припевы, а для Дре это было одним из ключевых факторов. Несмотря на то, что он уже записал песни на большинство тех самых битов, работа над альбомом была заброшена, а потом на горизонте появился Фифти. Все остальное уже история.
«Poor Lil Rich» (автор музыки: Sha Money XL; сопродюсер: Эминем)
Sha Money XL: Я покупал каждый альбом, который поступал в продажу, включая работы Dr. Dre и Эминема. Было безумием услышать, что им нравится моя музыка, нравится, чего я добился, и они хотят, чтобы я двигался дальше. Именно с этого момента я вступил в большую игру. Самым первым треком, который я записал у себя на Digi 01, был «What Up Gangsta». И мало кто знает, но тогда ко мне приходил паренек, который на пальцах мне объяснял, как записываться с помощью Pro Tools.
«What Up Gangsta» (автор музыки Reef)
Reef: Мне довелось побывать на студии с Фифти. Было круто видеть, как он работает, потому что он полностью отдавался делу. Как только он записывал трек – бэнг-бэнг-бэнг – и он тут же переходил к следующему. Что касается «What Up Gangsta», то финальная версия сильно отличается от изначально записанной. Произошел какой-то глюк в программе, и оригинальная вокальная партия записалась с ошибками. Мы тогда подумали: «Вот дерьмо! Не могу поверить, что мы похерили эти дорожки. Что же нам делать?» Кажется, Фифти пытался пару раз переписать трек, но в то время как раз стрельнула «Wanksta». Ему приходилось давать по два-три концерта в день, и у него слегка испортился голос. И Фифти попытался сделать все, чтобы трек звучал как можно более похожим на первоначальную запись. Мне кажется, у них с Sha до сих пор где-то хранится оригинальная версия.
«Many Men (Wish Death)»
50 Cent: Это моя любимая песня с альбома. Многие рэперы не пишут о своих страхах или боятся говорить о тех моментах, когда не выглядят стопроцентными победителями в ситуации. Поэтому я решился на такой эксперимент, в котором я прямо сказал: «Мои глаза залиты кровью, я не могу видеть». В этот момент я был ранен, я был уязвим.
Факт 7: «Many Men» едва не оказалась песней Наса
Изначально это был трек Наса, – вспоминает Ленни Николсон, бывший менеджер Насира. – Он уже записал для него вокал. В то время он работал над продвижением артиста по имени Nashawn, и тому предстояло сильно удивить Наса. Потому что, если он берется за что-то, то обязательно добавляет свой куплет на трек, чтобы посмотреть, хватит ли у эмси сил удивить его. Но в итоге эта песня так и не была закончена, а в то время Фифти как раз искал себе бит, чтобы занять себя чем-то. Я дал ему этот инструментал, который и превратился в «Many Men»
Послесловие: оглушительный коммерческий успех «Get Rich Or Die Tryin’»
В первые четыре дня альбом продался тиражом 872 тысяч копий, а всего за эти годы было продано более 8 миллионов копий. Синглы «In Da Club», «P.I.M.P» и «21 Questions» стали большими хитами и получили золотой и платиновый статусы.
Sha Money XL: Самое крутое, что альбом вышел в мой день рождения. Я был просто на седьмом небе от счастья. Продажи во вторую неделю были примерно такими же, как в первую. Сначала мы продали 800 с лишним тысяч копий, а потом добавили к ним еще 800 с лишним тысяч. Тогда я посмотрел на Фифти и сказал: «Мужик… а я ведь говорил тебе, засранец!»