21 год назад погиб 2Pac. Предвидел ли он свою смерть?
В день смерти, возможно, величайшего рэпера поговорим о пророческих строчках Пака и о мотиве смерти, который прослеживается во множестве его песен
2Pac никогда не был самым техничным рэпером, более того, и до него, и после существовало огромное количество MC с более сложными и замысловатыми рифмами. Однако по сей день он считается одним из лучших, а для кого-то и вовсе – лучшим рэп-артистом в истории. Так в чем же секрет?
Культ Тупака простирается гораздо дальше его поэтических навыков. Практически каждая его песня – полная страсти исповедь, порой нервная и яростная, порой драматическая и грустная, а иногда и вовсе зловещая и пророческая. Сила музыки Шакура, прежде всего, в личности, которая стоит за ней. Его величественная фигура, подобно Зевсу, возвышалась над рэп-Олимпом, над всеми смертными, что живут у подножья горы и внимают речам великих.
Его бритвенно острый, как лезвие меча, язык был его главным оружием, а микрофон, из которого, словно из Mac-11, кара обрушивалась на врагов – главным проводником его проповедей. Каждое интервью, каждое слово, каждый выпущенный трек являлись для Тупака инструментом воздействия на умы сначала нескольких десятков человек, а затем и миллионов. Он не стремился доказать свое превосходство, как большинство рэперов, но стремился стать лидером, которому было бы по силам спасти юные, заблудшие, как некогда он сам, души.
Именно по этой причине 2Pac стал вдохновителем для целого поколения, а его культурная и социальная роль уличного Макиавелли превратила рэпера в истинного героя своего времени. Недаром ваши любимые рэперы называют Тупака в числе своих главных вдохновителей, а Кендрик пишет ему письмо-признание. Они видели в нем не просто артиста, но личность куда более сильную, чем любой из них. Им казалось, что Шакур знал и видел гораздо больше простых людей. В какой-то момент его зловещие песни, глубокие, но произнесенные с присущей головорезам из гетто небрежностью и неосторожностью, сделали Тупака пророком в глазах многих слушателей.
Вот что по этому поводу говорил Snoop Doog, который не один год знал Шакура лично:
«Мне кажется, для большинства людей 2Pac – лучший рэпер всех времен, потому что его перо было пророческим. Порой его перо описывало будущее, предсказывало то, чему еще только предстояло произойти. И когда сейчас предсказания сбываются, когда ты начинаешь видеть и слышать то, о чем он говорил, он кажется тебе одним из величайших философов в мире. Он описал то, что происходит сейчас. Увидел это. Поэтому это ставит его на уровень духа или божества. Он описал свою собственную смерть. Он снял видео на “I Ain’t Mad At Cha” за неделю до убийства. В смысле, зачем снимать клип о собственном убийстве, через неделю после которого тебя убивают? Он знал это, он работал, как ломовая лошадь».
Тот самый пророческий клип на трек «I Ain’t Mad At Cha»
С самой смерти Тупака вокруг его убийства рождались десятки теорий заговоров, а жуткие скрытые послания и намеки в текстах настораживали многих еще при жизни рэпера. Но большинство из написанных Шакуром строк обрело новый и еще более пророческий смысл лишь после его смерти. Например, отрывок из песни «Only The Good Die Young»:
Это была не просто трагедия / Эмоции переполняют меня / Самолет пал с небес / Мы старались понять, что же случилось / Пылающие церкви, перед страхом Бога, кто способен на такую жестокость?
Совместный с Outlawz льбом «Still I Rise» вышел в далеком 1999, а тексты Тупака были записаны и вовсе в период с 1995–1996. Совпадение, или он действительно чувствовал трагедию еще далекого тогда 11 сентября 2001 года? Здесь вопросов куда больше, чем ответов. Каждое сомнение порождает еще большее число теорий, а каждое сбывшееся «пророчество» лишь возвышает и без того легендарный статус Тупака.
Однако сегодня мы поговорим не о подобных расплывчатых предсказаниях, а о тех материалах его наследия, в которых отчетливее всего ощущалось присутствие смерти. Оговорюсь сразу, я совершенно не разделяю мнения, что свою смерть Шакур предсказывал не в одном десятке песен – большинство знамений, пусть и зловещих, надуманы. Пусть после этого в меня полетят камни, но несколько проведенных на Genius часов с целью подробно изучить тексты песен легенды лишь убедили меня в безосновательности подобного утверждения. Не каждая строчка, в которой есть любое сочетание слов из цепочки «death- I-was-killed-shot-murdered-vision», является пророческой. Да, совершенно точно Тупак был одержим смертью, а в определенные моменты от его паранойи, усиленной наркотиками и выпивкой, и вовсе становилось не по себе. Имея такое количество недругов, пережитое покушение и ведя соответствующий образ жизни, мысли о смерти невольно будут закрадываться в голову, чтобы потом вылиться в пугающей форме на бумагу.
Тупак определенно знал, что может уйти в любой момент, а потому, как рассказывал Снуп, работал не покладая рук. Он записывал такое количество материала, что составленные из него релизы продолжали выходить спустя годы после кончины. Однако смерти он не боялся, а постепенно готовил себя к ней через свою музыку. На протяжении многих лет он неоднократно взывал к Господу посредством своих песен, понимая о греховности своего пути. Его отношения с Богом – тема для отдельного материала, они отчетливо проходят путь от неуверенной, но отчаянной мольбы до видения его лика как предзнаменования скорой и неизбежной участи. Его исповедальней была не церковь, а студийная будка, в которой он закрывался от всего остального мира.
«So Many Tears»
Альбом: «Me Against The World», 1995
Цитата: Мне ***** [совсем] не нужен этот мир, ведь я проклят. Я вижу, / Как покидаю его в катафалке. Боже, ты слышишь меня?
Одна из самых депрессивных и эмоциональных песен в карьере Тупака полна размышлений о смерти. Уставший от бесконечного круговорота уличной жизни, чьи ужасы обжигают, словно языки пламени, Шакур готовит себя в последний путь. Он видел гибель слишком многих близких, пролил слишком много слез для человека, и теперь смерть стучится и в его двери: «Каждый отрезок пути состоит из выверенных шагов, что ведут меня / К ранней смерти / Ничего не осталось позади». Затем уже обессиленный герой, стоя на самом краю, просит искупления у Господа, готовый вверить ему свою судьбу: «Рисую картины, как мои враги убивают меня во сне / Доживу ли я до утра, чтобы увидеть солнце? / Господи, прошу, прости меня, ведь я иду к тебе».
«Only Fear Of Death»
Альбом: «R U Still Down», 1997
Цитата: Я приставляю пистолет к голове и произношу молитву / Я вижу свою смерть, Господь, ты здесь?
Эта песня символически завершает второй посмертный альбом Тупака. Полная паранойи и страха перед неизбежностью своей смерти, в ней Шакур предрекает разные варианты своей кончины, и каждый – страшнее предыдущего: «Все умирают, неужели я следующий? / Меня убьют гангстеры, посмотрят ли они мне в глаза, прежде чем спустить курок? / Или они убьют меня во сне, двумя выстрелами в голову / Пока я лежу в кровати, пуская кровь на простыни?». Постепенно тревога лишь усиливается, но по мере развития композиции Тупака покидает страх смерти и в итоге он понимает, что сможет достойно предстать перед ее ликом.
«Niggas Done Changed»
Альбом: Richie Rich «Seasoned Veteran», 1996
Цитата: В меня стреляли и меня убили, я могу дословно описать, как это произошло / Но лучше поверьте, что эти нигеры получат по заслугам
Пожалуй, самое известное предсказание собственной смерти от Тупака. Саму сцену убийства здесь он не описывает, но зато уверяет, что виновные получат свое. И хотя самого убийцу до сих пор не нашли, многих врагов Шакура в конечном счете поджидала далеко не лучшая участь.
«Under Pressure»
Альбом: «Thug Life Volume 1», 1994
Цитата: Прямо на смертном одре я буду проклинать закон / Если я воскресну, сука, то стану еще хуже, чем прежде
Не так давно офицер полиции, на чьих руках умер Тупак, рассказал, какими были его последние слова. Как ни удивительно, но лежа в крови, Шакур сдержал обещание, данное в 1994, и прошептал полицейскому: «Fuck you».
Стихотворение «In The Event of My Demise» из сборника «The Rose That Grew From Concrete» 1999 года:
В случае моей смерти
Когда мое сердце не сможет биться боле
Надеюсь, я умру за принципы
Или веру, ради которой я жил
Я умру раньше своего часа
Поскольку чувствую, как надвигается тень
Я столько хотел совершить
Прежде чем встречусь со смертью
Я должен вступить с ней в схватку
И, вытерев последнюю слезу с глаз, сказать
Знайте, я любил каждого, кто мыслил позитивно
На случай, если я умру
Без лишних слов. Короткое, но тревожное поэтическое предчувствие собственной гибели.
Интервью Бенджамина Светки, март 1994
Одно из самых известных интервью Тупака начинается с вопроса: «Кем вы видите себя через 15 лет?», на что рэпер отвечает: «В лучшем случае на кладбище…нет, не на кладбище, а в виде праха, который выкурят мои кореша». Потом, правда, он поспешно исправляется, добавляя, что на самом деле это «худший сценарий». 21 год назад никто не предал особого значения этим словам, но сейчас их точность и уверенность, с которой они были произнесены, внушают настоящий трепет.
Обладал ли Тупак Шакур действительно неким даром предвидения, мы не узнаем никогда. Главное - он был великой личностью, готовой нести свои знания в массы. Содержание его песен порой было чересчур простым, но каждый раз он вкладывал в музыку свою душу, каждый раз старался быть честным перед собой, своими слушателями и Богом, общий язык с которым он искал на протяжении всей своей жизни. Подобные цитаты, а также трагичные совпадения, вроде 11 сентября или случайных оговорок в интервью невольно наталкивают на мысли – Тупак действительно мог что-то знать и, как многие творческие личности, видеть и ощущать гораздо больше обычных людей.
Смерть была неотъемлемой частью его творческого и жизненного пути и, с каждым днем ощущая ее холодное дыхание все сильнее, Тупак в итоге сумел подготовить себя к единственному свиданию с ней. Он оставил после себя огромное наследие, как музыкальное, так и культурное, плоды которого вдохновляют артистов и обычных людей и по сей день.