«2 Pac: Легенда». Что мы увидели в фильме
С 27 июля по 9 августа в России состоялся прокат фильма об одном из самых влиятельных рэп-исполнителей всех времен. Сегодня мы попробуем дать свою оценку этой киноленте и с ее помощью еще раз посмотреть на жизненный путь и творчество Тупака Шакура. Для тех, кто еще не видел фильм – дисклеймер: осторожно, спойлеры! В общем, мы вас предупредили.
Что мы знаем о наших любимых артистах или о любых других личностях, которые нам интересны? Зачастую мы хорошо осведомлены лишь о паре десятков фактов из их жизни. Вдобавок они не всегда связаны друг с другом и не содержат между собой причинно-следственных связей. Даже если мы знаем о человеке многое, мы можем не иметь цельной картины о его жизни и его мотивации. Автобиографические фильмы (или как их еще называют – байопики) хороши тем, что позволяют за относительно небольшой отрезок времени проследить выстраивание цепочки поворотных моментов судьбы того или иного человека.
Художественный окрас происходящего на экране, в отличие от сугубо документального фильма, позволяет плавно переходить от одной вехи к другой. За почти пятидесятилетнюю историю своего существования хип-хип породил массу артистов, чей жизненный и творческий путь достойны экранизации. Однако на сегодняшний день мы имеем лишь несколько киноработ, которые были вдохновлены жизнями одного или нескольких рэп-исполнителей.
Так, на волне популярности самого известного белого рэпера в мире 6 ноября 2002 года вышел фильм «8 Миля». За основу драмы была взята биография Эминема, который стал на экране Джимми «Кроликом». Лента рассказала о многом и вобрала в себя массу интересных вещей. Здесь и последствия падения Детройта – одного из основных промышленных центров США в ХХ веке, и проход за кулисы такого жанрообразующего явления в хип-хопе, как рэп-баттлы, и полная перипетий личная жизнь Эминема.
Город-призрак послужил отличными декорациями для атмосферы безысходности, через которую как цветок через асфальт прорастал талант Маршалла. И художественная, и музыкальная стороны фильма были на высоте. Несколько самых известных песен Эминема как раз и были саундтреком для этой картины.
Свою руку к созданию музыкального сопровождения «8 Мили» приложил молодой протеже Эминема – 50 Cent. Через несколько месяцев после выхода фильма подписант Shady Records выпустил свой дебютный альбом «Get Rich Or Die Trying». Спустя два года после суперуспешного старта карьеры Полтинник представил уже свой собственный автобиографический фильм с одноименным названием. Выход «Разбогатей или сдохни» также ознаменовался отличным саундтреком, содержащим «Hustler’s Ambition», «I’ll Whip Ya Head Boy», «Window Shopper» и т.д.. Однако сам фильм получил куда больше негативных отзывов от кинокритиков, чем «8 Миля». С художественной точки зрения творение Фифти очень сильно уступало работе его наставника. Так или иначе, благодаря этим двум фильмам стало ясно, что экранизировать жизнь рэперов – вполне посильная и интересная затея.
Байопики Эминема и Фифти вышли «по горячим следам». События, которые в них описываются, происходили совсем недавно, каких-то 5-7 лет назад. Оба героя были живы и даже сыграли сами себя. Но в хип-хопе уже были и те, кто давно умер, так и не сумев обличить свою жизнь в историю на экране. В 2009 году в прокат вышел фильм «Ноториус», посвященный жизни величайшего рэпера всех времен NotoriousB.I.G. Разговоры об экранизации, поиск кандидатов на роль режиссеров, продюсеров и студии шли несколько лет. Подступиться к жизни такого титана было действительно непросто. Несмотря на то, что Бигги не стало аж в далеком 1997 году, его убийство так и не было раскрыто. Страсти о том, кто посмел забрать жизнь выдающегося уличного поэта, все еще не утихали. Но так или иначе, фильм вышел. Авторы картины получили множество отзывов о непрофессионализме и дилетантстве. Но настоящие фанаты рэпа были довольны. Жизнь B.I.G. наконец-то экранизировали, отдав дань уважения столпу хип-хопа.
Наряду с NotoriousB.I.G. еще одним человеком, сделавшим значительный вклад в развитие хип-хопа, был создатель гангста-рэпа и группы NWA – Eazy-E. В 2015 году исполнялось ровно 20 лет с момента его безвременного ухода. К этой знаменательной дате был представлен долгожданный фильм «Straight Outta Compton», прошедший в российском прокате, как «Голос Улиц». Как и в случае с 50 Cent, картина носила название дебютного альбома. Экранизация истории самой опасной рэп-группы 80-х имела огромный успех. Фильм собрал более 200 миллионов долларов при бюджете всего в 28. Критики также были благосклонны к ленте. Такой эффект был обеспечен студиями New Line Cinema и Cube Vision. Вторая – компания Айс Кьюба, который за многие годы набил руку на создании дюжины довольно успешных фильмов. Грамотно выстроенная рекламная кампания и новый альбом Dr. Dre в качестве саундтрека сделали свое дело – «Голос улиц» стал самым кассовым байопиком о рэперах.
После двадцатилетия со дня смерти Eazy-E поклонники рэпа готовились «отмечать» еще одну печальную дату – двадцатилетие с момента гибели Тупака. 13 сентября 2016 года мир увидел уже второй трейлер фильма «All Eyez On Me». Благодаря очередной феноменальной адаптации российских прокатчиков, до нас дошло название «2Pac: Легенда». Спустя почти год, а именно 14 июня (за два дня до дня рождения артиста), начался американский прокат фильма. Также, как и с историей «Ноториуса», картину очень долго планировали.
Мать Тупака – Афени Шакур перебирала режиссеров в поиске того, кого она сможет благословить на съемки фильма. Возникало множество других самых разных проблем. Уже после выхода фильма на создателей посыпалась критика, схожая с отзывами к «Ноториусу». Обращаясь к началу статьи, мы постараемся выяснить – насколько удачно фильм «2Pac: Легенда» упаковал известные факты жизни рэпера в цельное художественное повествование.
Первое, с чем нас знакомит режиссер – это движение партии «Черных пантер» в США. С середины 60-х эта афроамериканская леворадикальная организация боролась за права черного населения Америки. Решающую роль в их появлении сыграл Хьюи Ньютон. В отличие от самого известного черного борца за справедливость – Мартина Лютера Кинга, он считал, что нужно оказывать вооруженное сопротивление социальному неравенству, сегрегации и расизму. Взгляды Ньютона уходили корнями в философию Че Гевары, который был эталоном революционера и борца с системой.
Также значительное влияние на идеологию «Черных пантер» оказала деятельность Малькольма Икса. Мать Тупака состояла в этой организации, а ее сын, взрослея, проникался идеями о революции, протестах и борьбы за свободу. В фильме эти принципы продекларированы в нескольких небольших спичах приемного отца Шакура и его матери.
Приверженность идеям «Черных пантер» стала не только причиной появления соответствующей татуировки на плече музыканта, но и его своенравного характера. Это очень важная вводная, дающая нам понимание мотивации поступков Тупака. Мы осознаем какие мотивы им двигали, почему он имел активную жизненную позицию и почему его не любили «федералы». Эта особенность возвысила рэпера над всеми остальными хип-хоп исполнителями того времени.
Он был на самом пике протеста, а к его голове была приставлена мишень. Есть ли кто-то еще, за кем осуществлялось столь пристальное внимание властей? И даже не потому что человек является закоренелым «отморозком» или криминальным авторитетом, а потому что он способен влиять на умы миллионов людей на улицах. Эта мысль полностью раскрыта в фильме.
Далее мы вспоминаем еще один знаменательный факт – Тупак обучался в школе искусств Балтимора, где ему очень сильно полюбился Шекспир. Сцены с цитированием английского классика предстают перед нами буквально каждые десять минут. Увлечение произведениями драматурга дало Тупаку стимул самому складывать слова в стихи. Конечно же, не обошлось без любовной истории – в его судьбе появилась Джада. Та самая знакомая нам кинодива, нынешняя жена Уилла Смита.
Примечательно, что последний в начале своей карьеры был довольно успешным рэпером, променявшим музыку на Голливуд. Останься Тупак жив, возможно, он бы повторил путь Смита – ушел бы из рэпа и стал бы снимать свои фильмы и ТВ-шоу. В фильме показано, как Тупак фактически договорился об этом с Шугом Найтом, а тот даже сделал для него филиал своего лейбла «DeathRowEast». При таком раскладе мы бы сейчас знали кино-чету Шакуров, а не чету Смитов.
При просмотре «All Eyez On Me» невольно ищешь параллели с «Ноториусом» и «Голосом улиц». Первые два фильма содержат несколько сцен одних и тех же событий, а пересекающиеся персонажи есть во всех трех. Пожалуй, самой противоречивой фигурой можно назвать личность Шуга Найта. Во всех картинах он предстает то жестоким и бескомпромиссным бандитом, то талантливым бизнесменом, то серым кардиналом хип-хопа 90-х. В следующей сцене он может оказаться миролюбивым и отзывчивым человеком. Шуга не получится окрасить лишь в один черный или белый цвет.
Особенно когда в фильме нам недвусмысленно дают понять, что если бы он вовремя не внес залог за Тупака, то смерть могла бы легко настигнуть его еще в тюрьме. Какое бы мнение мы не имели относительно Шуга, мы будем вынуждены признать тот факт, что без его чуйки, грамотного менеджмента, деловой хватки и настойчивости хип-хоп был бы совершенно другим. Он сыграл решающие роли в развитии Тупака, Снупа, Дре – всего цвета золотой эпохи эталонного рэпа. Только лишь за это мы должны быть ему благодарны.
Огромным плюсом фильма является музыкальное сопровождение. Благо, не пришлось ничего выдумывать – саундтреком к картине стали самые известные композиции Тупака: All Eyez On Me, 2 of Amerika’z Most Wanted, So Many Tears, California Love, Hail Mary, Hit Em Up, I Get Around, Only God Can Judge Me, Dear Mama, Brenda`s Got A Baby и многие другие. Отдельной фишкой стали сцены процесса записи этих хитов. У авторов получилось добиться эффекта присутствия – мы смогли наблюдать своими глазами рождение наших любимых песен.
Также в начальной части фильма нам напомнили о том, что в треках Тупака мы слышим двойные дорожки его голоса. Такое наложение придавало итоговому звучанию объем, агрессию и легкую реверберацию от небольших несовпадений. Кроме студийной работы были показаны сцены живых выступлений, что позволяло еще раз убедиться в том, что треки рэп-легенды все еще способны раскачать не только толпу актеров на экране, но и зрителей в зале кинотеатра.
Приятной неожиданностью стало отведение значительного времени фильма отношениям Тупака с матерью. К слову, такую же историю мы наблюдаем и в «Ноториусе». Благодаря сентиментальностям, теплоте, заботе и искренности общения героев со своими мамами, мы понимаем насколько эти люди были человечны, ранимы и уязвимы. Оба легендарных рэпера росли без отцов, поэтому их воспитанием занимались лишь матери. Данный ход стал очень удачным, придал фильмам драматизма и глубины. После некоторых сцен начинаешь по-другому воспринимать слова в песнях Тупака и Бигги о мамах. Время от времени задумываешься о том, что они чувствовали, наблюдая взросление и становление своих сыновей в качестве величайших хип-хоп артистов и каково им было пережить их потерю.
Если в «Ноториусе» нам показали размашистые похороны Бигги, то авторы «All Eyez On Me» не стали затягивать процесс прощания с главным героем. Тупак ушел от нас очень быстро. Оговорка о том, что после перестрелки 6 сентября он находился в коме еще неделю, была лишь в финальных титрах. Наверное, можно было бы дополнить фильм сценами борьбы Тупака за свою жизнь до 13 сентября, но ведь долгие прощания – всегда лишние слезы.
Между тем, Тупак, как и Бигги, при жизни был одержим идеей смерти. В подавляющем большинстве их песен мы наблюдаем постоянные обсуждения своей кончины. Назвав свой единственный выпущенный при жизни альбом «Ready To Die», Бигги продекларировал свою готовности уйти в иной мир, а Тупак и вовсе досконально описал свои похороны в треке «Life Goes On». И это лишь единичные примеры того, что артисты сделали уход в загробную жизнь настоящим культом. Впрочем, в фильме эта особенность их творчества обходится стороной.
К недостаткам фильма «2Pac: Легенда» можно отнести излишнюю затянутость, которая стала причиной большого хронометража. Есть очень много сцен, которые можно было совершенно безболезненно вырезать. Сюда же относятся сюжетные линии, которые начинаются и обрываются без логического завершения. В фильме очень много «воздуха», пустоты, незаполненной чем-то значимым и важным.
Тем мне менее, несмотря на свои мелкие огрехи, фильм «All Eyez On Me» обязателен к просмотру всем, кто любит хип-хоп, всем, кто знает и любит творчество Тупака. Картина еще раз показывает нам, что такое настоящий рэп, для чего он нужен, как он создавался и какое значение он может иметь для судьбы всего нашего мира. Да, наверняка кому-то не понравится то, что в более чем двухчасовой фильм не вошли многие интересные истории из жизни Тупака, например, его интрижка с Мадонной. Кому-то может показаться недостатком отсутствие в фильме персонажа Паффи. Кто-то скажет, что авторы не уделили времени развитию отношений со Снупом и Дре. К сожалению, режиссеру пришлось выбирать, что показывать, а что оставить за кадром.
Но самое главное, что Шакур показан в фильме больше, чем просто рэпер. Мы увидели настоящего проповедника, для которого рэп был всего лишь инструментом распространения своих идей. Именно поэтому ему нет равных. Это причина, по которой он навсегда остался настоящей хип-хоп иконой.
Приятно, что в фильме нет никак намеков на заказчиков и исполнителей его убийства. Для нас киллеры остались таинственными незнакомцами. Тупак и Бигги показаны друзьями, которые просто оказались марионеткам продюсеров и игрушками СМИ. По сути, мы увидели не противостояние двух людей, а схватку двух имиджей. Благодаря этому мы и запомним их как хороших корешей, оставив за скобками все разногласия. К счастью, подобная борьба побережий повторилась лишь однажды между 50 Cent и The Game через десять лет после бифа Тупака и Бигги. Тут были и взаимные диссы, и взаимные угрозы, и даже перестрелки с огнестрельными ранениями. Благо в XXI веке история закончилась без жертв в виде трупов двух суперзвезд рэпа.
Наверняка мы увидим еще не один байопик о рэперах. Такие фильмы позволяют вспомнить корни хип-хопа и еще раз обратиться к классике. К тем людям, которые вывели игру на совершенно новый уровень. Но вместе с тем понимаешь, насколько сильно измельчал рэп. Наступает осознание, что эпоха настоящих героев необратимо ушла. Если раньше рэп-звездами, да и вообще людьми, заслуживающими хоть какого-то упоминания, становились только личности, прошедшие настоящие жизненные испытания, то теперь, кажется, слава стоит бесстыдно дешево.
Стало не нужно сталкиваться с препятствиями, превозмогать боль, стоять на грани жизни и смерти, чтобы иметь моральное право что-то кому-то рассказывать. Перестал цениться уникальный опыт выживания в этом холодном и жестоком мире. Остается лишь надеяться на то, что слава таких людей никогда не померкнет и они всегда будут занимать недосягаемое место на рэп-Олимпе. Главное не забывать, что человек жив до тех пор, пока о нем помнят.