Хобосапиенс из винилового века
Судьбу хип-хоп ди-джея в наших с вами реалиях вряд ли можно назвать предметом зависти. Его, как и волка, кормят лишь ноги. Ну и руки еще, конечно, которые пластинки переставляют.
Отечественный погонщик винила может более или менее сносно существовать лишь при условии регулярных выездов со своими сетами по стране (в Москве и Петербурге, где каждый третий – ди-джей, их гонорар вдвое-втрое ниже, чем на выезде), или резидентстве при каком-либо клубе. Не всегда требования публики совпадают с творческими устремлениями самого артиста, и в частной беседе с ди-джеями вполне можно услышать сетования вроде «приходится играть r’n’b». Кто-то находит себя в продакшне, кто-то, как Flammable DJ’s, нашел себя в экстрим-тусовке, которой подавай хип-хоп пожестче, кто-то реализуется в группе.
Нашему сегодняшнему герою в такой ситуации вполне можно позавидовать (белой, пожалуйста!) Бросил банковское дело, чтобы полностью посвятить себя ди-джеингу, выпускал миксы, удивляющие слушателя эклектичной подборкой, вошел в концертный состав группы Каста, с которой объездил всю Россию. Этого, вкупе с его крайне неординарными и притом востребованными сетами, вполне хватило бы на самодовольное и спокойное существование, но какое-то хип-хоп шило в заду Юры Хобота не позволяет ему расслабиться. Сейчас он является единственным в стране DVJ, о чем мы рассказывали здесь, а буквально на этой неделе выходит альбом «Хобосапиенс», где Хобот спродюсировал все треки и даже зачитал в одном из них. Его работу видео ди-джея вы можете увидеть 23-го февраля в кулбе «Икра», а вот об альбоме мы решили поговорить отдельно, для чего и собрались вместе с ним и его друзьями, и прослушали «Хобосапиенс» от начала до конца.
Действующие лица:
DJ Хобот
Ирена Понарошку (VJ MTV, колумнист журнала «Автомобили»)
Серегей Пименов (лейбл Uplifto, подробнее здесь)
Руслан Муннибаев
Давайте сразу определимся, какое отношение имеет к вам хип-хоп?
Понарошку: Для меня хип-хоп – это Хобот, я никого другого и не знаю. Они даже с одной буквы начинаются. Надеюсь, альбом мне понравится, потому что я ничего из рэпа давно не слушала. Надеюсь, там не жёстко?
Хобот: Да там и не совсем рэп.
Понарошку: Ну и хорошо. И главное, чтобы без аренбишечки.
Пименов: Я не помню, когда впервые увидел Хобота, но сразу проникся к нему доверием и любовью. Во-первых, в моей категории ценностей ди-джей, который скрэтчит – это п*дец как круто. Я много скрэтчил, но это отличается от того, что делает Хобот. А потом я узнал, что он брейкер, сноубордист и не пьет, не курит. И в моих глазах он сразу стал отдельной категорией – Хобот. У меня таких друзей нет, чтобы прыгали и при этом не курили.
К хип-хопу твой лейбл пока не имеет отношения?
Пименов: Пока нет. Но я – папа российского хип-хопа!
Понарошку: Влад Валов – папа!
Пименов: Нет, я! Я первый привез кассету Касты в Москву. Мы с Юрием Марычевым и Аркадием Слуцковским, будущим продюсером Касты, ехали на тонированной «восьмерке», с номерами 008, за дурью в Люберцы к растаманам. Приехали, взяли вот столько (показывает много), покурили и поехали обратно. И такая измена была, что сейчас нас остановят! Я поставил Касту, и тут Аркадию, вкупе с поездкой, так проперло, что он в итоге основал Respect Production. А я потом еще и в клипе «Мы берем это на улицах» снялся, в роли Доктора Рэпа. И плакат со мной до сих пор в офисе «Респекта» висит. Какой там Влад Валов! А еще я позавчера переслушал Beastie Boys, альбом восемьдесят шестого года. Я олдскульный хип-хопер!
Юра, теперь ты расскажи, с чего решил записывать альбом?
Хобот: Да, пожалуй, что от скуки. Песни писались, копились. Начал писать года три назад, но те треки, конечно, в итоге никуда не попали. Получилась достаточно сложная композиторская работа, альбом очень музыкальный. Там много приглашенных чуваков, музыкантов. Сэмплов мало. Рэп-альбомом я бы не назвал. Есть и латино, и драм-н-басс. В общем, не ди-джейский альбом, а музыканта. Ну типа Джо Сатриани (все смеются).
Говорите: «Скрэтч!» п/у Карандаш
Хобот: Это одна из самых старых песен. Мы как-то встретились с Карандашом и он предложил сделать трек. Минус там был совсем игрушечный, а потом я сделал серьезный.
Понарошку: Тебе надо эту песню везде ставить первой, чтобы сразу понимали, что к ним приехал король рэпа.
Хобот: Так бывает наоборот – я приезжаю, и прямо перед моим выступлением местный ди-джей ее ставит.
Понарошку: Вот так всем попсовым артистам и надо, чтобы заходная песня была про то, какие они крутые.
Пименов: Не догоняют они. В хип-хопе всё самое свежее. Вот бы Кирковов выходил на сцену: «Я лучше всеееех пою!»
«Поединок» п/у Влади и Хамиль
Понарошку: В свое время я читала всё, что пишут про Хобота в интернете, и единственное, за что его ругали на форумах, - за эту песню. «Куда он лезет?! Зачем начал читать?!» А он нормально зачитал, плотнячком!
Пименов: Отличная песня, Хобот мог даже и хуже зачитать, в этом и суть. Конечно, для детей семиальбомных, может, и не очень. Я недавно стал интересоваться, что происходит в нашем хип-хопе и увидел такую тему – на форумах сидят дети, у них по семь альбомов, а у кого меньше – лохи.
Хобот: Да, это я.
Ну и зачем ты зачитал?
Хобот: Расскажу по-честному. Я скинул минус Владу, он через день мне перезванивает – все готово, лови песню. Но он взял с меня обещание сделать что-то, о чем говорится в тексте. Ну, думаю, фигня, а там оказывается, я зачитать должен.
Сегодня ночью п/у Гек
Понарошку: Одна из моих любимых песен. Я ее много раз слышала и всем ставлю в машине. Такая лирическая, романтическая. И у меня все так визуализируется, как в кино. Жена эта в желтом халате…
Пименов: А я ее впервые слышу. Хорошая, я как-то даже призадумался, может курить бросить? Но я не об этом. Это же еще одна программная вещь Хобота! Был Хобот-ди-джей, был Хобот-MC, теперь Хобот и наркотики! Я так помсотрел, русский хип-хоп крутится вокруг нескольких тем: 1) «во дворе жил братан-пацан», 2) он же жил во дворе и курил-курил, косяки, трава, 3) ну и сейчас еще аренби тему разрабатывают. И даже альбом такого трезвенника, как Хобот, не мог обойтись без одной из этих тем. И никуда от этого не деться, это же коммерческая составляющая, даже у Бьянки, наверно, будет про марихуану.
Понарошку: Да нет там ни слова про наркотики!
Хобот: Там Гек – лунатик.
Пименов: Ну лунатик – лунатик, а все про траву! Ну ладно, зачеркни что ли!
Хобот: Нет, пусть будет, без коммерческой составляющей никуда.
Патинахате DJ Хобот версия п/у Крестной Семьи
Понарошку: Как-то я поставила эту песню гламурным электронщикам. Ситуация была подходящая – нас не пустили в клуб. На меня одну было шесть подонков, а в гламурных клубах не любят, когда одна девушка и шесть мужчин с пятьюстами рублей на всех. Я поставила эту песню, и машину просто разорвало от счастья, что мы не одни такие! Слушать ее надо на полной мощности, чтобы машину трясло. Расколбасная песня.
Пименов: Мне эта тема, как диск-жокею, очень близка. Я когда слышу эту песню, сразу представляю всех этих клубных промоутеров, фейсконтрольщиков…
Понарошку: Ну да, фейсконтроль из песни – это Паша-фейсконтрольщик...
Пименов: Да какой там Паша! Он меня в шортах, пьяного и в кроссовках пускал в «Лето»! Нормальный Паша из песни разве меня пустит?! А сзади меня шел мой ростовский друг, армянин Грант и кричал: «Это же Пименов!» Вот так мы, хлопая кроссовками и прошли. Ну а вообще, я знаю Крестную Семью, слушал их еще первые записи. Но в версии Хобота мне этот трек больше нравится. Я его даже не раз играл в своих сетах, по радио. Ее можно врубить и на хаус-дискотеке, она электронная такая. Хобот, а у тебя есть плохие песни?
Понарошку: Да, даже обосрать нечего.
Чемоданчик п/у Крестная Семья
Понарошку: Ну вот и песня, которую я буду проматывать. Не для девочек.
Пименов: Да, выпускайте версию альбома без этой песни – женская версия. А вообще трек очень крутой. «Патинахате» сильнее, но это потому что мне та тема ближе, я не убийца, не бандит. Хотя вот недавно убил восемь мышей, но там была ситуация: или я их, или они – меня.
Понарошку: Ну я не могу даже музыку расслушать, потому что текст там такой жесткий. Но из-за уважения к Крестной Семье, с которыми я каталась на сноуборде, ничего говорить не буду. Мои гламурные MTV-шные уши вянут.
По-любому п/у Камаза из 3NT
Понарошку: Мне очень понравился рэппер, его ни с кем не перепутаешь. У нас все любят орать прокуренным голосом в микрофон, а потом их не различишь. А тут и музыка такая многослойная, и чувак не устает менять тембр.
Пименов: Камаз – крутой!
В один присест п/у Багза и Гека
Пименов: А с Аркадием Слуцковским будет трек?
Хобот: Неет, Багз же был рэппером, когда жил на Дальнем Востоке (сейчас Багз – пиардиректор Respect Production – прим. rap.ru).
Понарошку: Удивительная тема для русского хип-хопа – не дают бабы, не знают в пабах. Обычно же все крутые в текстах.
Хобот: Ну это ж правда – сложная жизнь.
Пименов: А мне кажется, что в тексте зашифровано то, что Багза никто особо не видит, а он в хип-хопе многое делает, влиятельный человек. Только вот он в тени и в этой песне говорит об этом.
Понарошку: Он парится, что ли, что его никто не знает?
Пименов: Наоборот, чувствует свой вес и не парится. Ну не пускают и не пускают, не дают, так пускай и не дают. Вообще нехорошо, когда все дают. Даже аренбишникам не все дают.
Понарошку: Хобот, а вот у тебя тут постоянно гитары звучат, ты их где берешь?
Хобот: Вообще, если бы я на обложку какой-то инструмент поместил, то это была бы именно гитара. А вообще у меня друзья: группа Umbela, Наиль и Дюша, вот они и играют.
Понарошку: А ты вообще как думаешь, кто будет слушать твой альбом?
Хобот: Ой, меня уже спрашивали. Я, честно, когда песни писал - по фигу было. Сейчас даже не знаю.
Пименов: Это точно для тех, кто постарше обычных рэпперов. А эта целевая аудитория еще не оформлена, хотя это не значит, что ее нет. То есть вполне возможно, что Хобот может стать популярным среди тех, кто рэп особо и не слушает.
Понарошку: В юных олигархических кругах, типа 30-35? Ну а что? Эти люди так растеряны по части музыкальных вкусов. Я веду какие-нибудь дни рождения, и там выступают Браво, Ума2рман и какие-нибудь Иванушки. То есть не понимают особо, что слушать.
Д.Р. п/у группы Umbela)
Пименов: Ну вот – очередной пример того, как Хобот нагло использует музыкантов, выдавая их песни за свои! Я бы тоже так альбом записал – других бы заставил.
Хобот: Я тут выступил композитором!
Понарошку: Будь я хозяйкой ресторана, купила бы у Хобота десяточек таких песен и пустила бы их фоном – для настроения.
Улицы столицы п/у Гека
Понарошку: Это ответ «Городской тоске» Bad Balance! Такая городская лирика, мне нравится. Балалаечка такая грустная.
Пименов: Да, балалаечка… А нет ли у тебя, Хобот, отдельной балалаечки?
Хобот: Есть, без слов. Я туда привлек ребят из Якутии, они под балалайку на хомусах играют.
Понарошку: А тебе не обидно, что песни все равно чаще воспринимают по текстам?
Хобот: Ну это кто как. Кто-то и по музыке. А моей задачей, как композитора, было создание обшей картины. Вроде получилось. Если бы альбом был без слов, он получился бы хуже.
А почему столько Гека на альбоме?
Хобот: Он очень плодотворный. Мне нравится – он ни на кого не похож. Пишет быстро. С ним в этом плане очень легко работать: пришла идея, быстро сочинили, записали.
На неприятности п/у EK Playaz
Понарошку: Ооой, вестерн какой-то. И музыка какая-то однообразная. Если бы я пришла в клуб и там играла бы такая группа с таким ди-джеем, то пошла бы в бар.
Пименов: Стало быть, EK-Playaz – идеальная группа для любого клуба. Ее приглашали бы всегда! Да нет, просто эта песня сильно выбивается из альбома, она про индейцев и ковбойцев.
Why? п/у I1 a.k.a. Rapid и группы Umbela
Пименов: Да ты, Хобот,видимо, хочешь стать суперпродюсером, всех подмять под себя. И Каста, и Гек, и Карандаш, и Рапид…
Хобот: Смоки Мо только нет.
Пименов: Смоки Моооо. Ну ведь у него нет семи альбомов? Значит, рано еще.
Понарошку: Ой, очень крутая песня, суперхит. Прямо удивительно, что она у нас сделана.
Хобот: Рапид живет в Лондоне, и там ее крутили по местным радиостанциям.
Как вообще появился это трек?
Хобот: Он был уже готов с ребятами из группы Umbela. А Рапид хотел записаться на трек Д.Р., лаунжевый такой. Я ему говорю: «Да ладно, он и без тебя крутой!» и поставил вот этот, думал, испугается, что он такой инструментальный. А он раз, и на завтра уже записали.
Лирическое отступление №6 п/у группы Айархаан
Хобот: Это вообще очень интересные люди. Я как-то приехал в Якутию играть, а мама подруги девочки-организатора оказалась из этой группы. Это вообще шаманы, на самом деле. Я им показал пару своих набросков – понравилось. Они как раз хотят осовременить свой репертуар.
Понарошку: А они сейчас что делали, пели?
Хобот: Нет, играли на хомусах, но они и поют, на всех европейских фестивалях занимают первые места. У них есть песня «Природа», там они играют на этих хомусах, и не вынимая их изо рта, имитируют звуки животных. Очень круто!
Пименов: Вот это женщина понимаешь!!! Не вынимая хомуса изо рта!!! Стоит поехать в Якутию, чтобы попробовать!
Хобот: А вот к следующему треку давайте я вас подготовлю. Это не песня в обычном понимании. Нечто похожее на радиоспектакль. Ритмическая проза, написанная Шымом, большим любителем экспериментов. Он рэппер, но написал не рэп, и долго готовился к этому. Слушайте, от нее у многих портится настроение.
Кресло п/у Шыма
Понарошку: Это в литературе называется «автописьмом». Когда человек садится, и пишет подряд, получается поток сознания. И потом человек не всегда может понять, как он это написал. А когда читаешь чужое такое произведение, то появляется ощущение, что залез в чужой дневник, неловко. Поэтому немножко содрогающее ощущение. А что было сначала: музыка или текст?
Хобот: Музыка. Но мне кажется, Шым и без музыки вынашивал эту идею. Просто музыка была монотонной и подошла ему. Но он, видимо, опасался и заранее меня спрашивал, ничего если будет не рэп. Ну и круто, думаю, нигде, кроме моего альбома, он бы это не смог выпустить.
Понарошку: Но все равно видно, что это первый опыт. Такое развивать надо, тогда будет интереснее. Очень эмоционально и лично, так, что слушать стыдно.
Пименов: Я в шоке… Я просто вообще никогда не ходил в театр. Слышал, что что-то такое бывает, но вот впервые услышал. И вот теперь думаю, что в детстве мне чего-то недоговаривали.
Давайте подведем итоги и выскажемся по альбому в общем.
Понарошку: Я окончательно убедилась, что Хобот – никакой не рэппер. И очень этому рада. Такой интеллигентный музыкант. Мне больше всего понравились треки без слов, что ему особенно приятно, наверное. Композитор Хобот.
Композитор Хобот, тебе нравится альбом?
Хобот: Мне-то конечно. За три года я накопил в два раза больше треков, я провел селекцию и выбрал лучшие. Не то что даже нравится, этот альбом просто и есть я. Мрачный, веселый, все в балансе.
А ты, Сергей, будешь слушать «Хобосапиенс»?
Пименов: Я-то? Конечно. Вот вы сейчас все уйдете, и я его буду слушать.