Хороший «Горгород»: рецензия на альбом

Хороший «Горгород»: рецензия на альбом

29 января 2016, 15:15

Поскольку «Горгород» – это всё-таки город, было решено, рецензируя этот альбом, прибегнуть к популярному среди туристических блоггеров приёму «плохой-хороший», то есть написать сразу две рецензии, разгромную и хвалебную. Перед вами – вторая часть рецензии на один из главных релизов прошлого года, хвалебная.

Часть первая, разгромная


Так сложилось, что в искусстве всегда особо ценились те произведения, которые предлагают свой собственный мир. Одно дело – когда действие разворачивается в знакомых тебе локациях, совсем другое – если речь идёт об иных мирах, планетах, Вселенных. Толкин, например, вряд ли стал бы таким культовым, если бы Гэндальф верхом на Светозаре скакал не по Средиземью, а по, например, Шотландии. Впрочем, сам Толкин не один раз говорил, что Средиземье (которое, кстати, всего лишь главный континент в толкиновской Вселенной, а не её название) в далёком прошлом находилось в нашем мире, на Земле. Хоббитания, например, вообще располагается на одной широте с Оксфордом, в котором Мирон учился, а Толкин – преподавал. Безусловно, на творчество Мирона Толкин оказал значительное влияние и Горгород в каком-то смысле – попытка пойти по стопам если не кумира, то весьма уважаемого Мироном писателя (сразу после выхода Горгорода я при помощи всё того же Толкина бросился строить конспирологические теории и доказывать, что скоро нас ожидает второй альбом. Кому интересно – прочесть можно здесь).

Горгород представляется мне мрачным местечком, утопающим в коррупции, наркотиках, терроре, криминале, с жёстким стержнем внутренней политики, «суицид или стоицизм» – вот выбор, предоставляемый сильными этого мира. Плохо освещённые кривые раздолбанные улочки, фонарь, улица, аптека. Ничего, случайно, не напоминает? Выгляните-ка в окно. Огромная ценность Горгорода – в его актуальности и злободневности.

Знаете ли вы, что когда вручаются Нобелевские премии, учитывается также то, насколько произведение отображает современность, насколько оно вскрывает болезненные темы, насколько актуально для человечества прямо сейчас? Выпусти Оксимирон набор убойных бенгеров, которых он в достаточном количестве выложил в 2015-м – это было бы просто круто. Горгородом же Мирон явно пытается попасть в вечность – оставить след на песке времён стремится каждый созидающий что-либо человек. Окси, конечно, смело можно отнести в разряд Творцов.

Искренне расстроился, обнаружив, что не я первым заметил напрашивающуюся параллель с «Градом обреченным» Стругацких. Горгород настолько же неприветлив, этот мир притягивает своей мрачной обречённостью, и если утром «они» выключат Солнце – останется лишь развести руками, мол, Эксперимент есть Эксперимент. Однако схожесть не только в этом. Вот что говорят Стругацкие по поводу своего Града: «Ни над каким другим нашим произведением (ни до, ни после) не работали мы так долго и так тщательно. Года три накапливали — по крупицам — эпизоды, биографии героев, отдельные фразы и фразочки; выдумывали Город, странности его и законы его существования». У Окси ушло чуть больше 4 лет. Работа, возможно, не такая масштабная, но ведь он же без брата писал (кстати, двоюродный брат Мирона вроде как толкинист). Идём далее, роман Стругацких называется именно «Град обреченный» потому, что «так называется известная картина Рериха, поразившая нас в своё время своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей». Картина, город, безнадёжность, да-да, всё переплетено.

Заметили ли вы, насколько яркие и интересные образы у тех персонажей, от лица которых ведется повествование, кроме самого Марка, разумеется? Имеется необходимый минимум героев: главный, вокруг которого всё крутится, рассказчик, помогающий нам связывать действия и не терять нить (автоответчик), злодейский негодяй, угнетатель (Мэр), тот, кто противостоит ему (радикалы), роковая женщина (Алиса). Создаётся впечатление, что читаешь, например, Мольера – не хватает только умного и ушлого слуги, который решит всё за своего господина.

Возможно, главный вопрос, из-за которого весь сыр-бор – внутренние страдания героя, его сомнения по поводу собственной позиции, колебания. С ней-то, с позиции, и начинаем – фанат обвиняет Марка, мол, тряпка ты, у нас тут такое происходит, а ты в стороне. Следующим же треком Марк отвечает – с меня взятки гладки, я вам тут кто – всего лишь писатель, мелкая сошка.

Существует такая методика: если сталкиваешься с какой-то большой проблемой, темой, которую за раз не прожевать, подаёшь два разных взгляда на неё в двух разных произведениях (к этому приёму я, собственно и прибегнул в случае с рецензией на этот альбом). Проблема позиции Марка именно так и освещается, в двух разных треках. Что интересно – претензия фаната даётся именно в форме «Кем ты стал», то есть это намёк на то, что раньше Марк придерживался других взглядов. 

Проблема продолжает развиваться – фанат внёс лишь лёгкое смятение, следующие, более мощные удары наносят появившаяся в жизни и постели героя Девочка Пиздец и разговор с предводителем радикалов.        

Мэр – классический романтический злодей, он не просто сам производит наркотик, которым душит собственный народ, в беседе с Марком он объясняет, почему так делает и по ходу разговора ты даже успеваешь проникнуться к нему некой симпатией. Важный момент, свидетельствующий о мастерстве – слушателю не просто подают события в определенной последовательности, ему оставляют простор, чтобы он сам мог домыслить недостающее, улочки Горгорода грязны, но не узки, пройти там трое могут в ряд. Мастерский ход! 

Однако ж это хвалебная рецензия, погодите, давайте я наконец буду за что-то неприкрыто хвалить. Козыри у Окси, собственно, те же, что и раньше. Остроты, ярости, возможно, поубавилось, зато опыта стало больше, да и погоня за витиеватыми рифмами уже в прошлом. Текстовая составляющая – идеальна, комар носа не подточит. Исполнено всё тоже на отличном уровне. Метафоры, отсылки, намёки и аллюзии – всё то, за что так любят Мирона и его поэзию. 

Есть ли стопроцентные хиты? Безусловно! Толпы маленьких и не очень девочек переименовывают свои профили в соцсетях в Девочка Пиздец, великолепный «Где нас нет» уже успел стать лучшим треком года по мнению многих авторитетных изданий. Кстати, о нём, втором рассказе в рассказе. Я вижу здесь, прям как у Дяди Жени, чьё мнение так ценно для самого Мирона, «оду всем покалеченным судьбам». Вопросы семьи и воспитания детей – большая редкость в русском рэпе, если не учитывать сотни посредственных песен про маму и одной хорошей про бабушку.  

В чем заключается победа Окси? В том, что его собственный слушатель в большинстве своём всё-таки остался доволен – раз. Два – почитателей таланта Мирона стало во много раз больше, о нём написали практически все главные издания страны, позвали на «Вечерний Ургант», где Окси не только стремительно хлебал чай, как истый англичанин, но выглядел достойно и не зашкварно. Три – я по-прежнему считаю, что продолжение будет. Мирон – мастер хайпа, и не продолжить настолько жирную и плодовитую в этом плане тему было бы, наверное, нецелесообразно. 

А про антиутопии, Оруэлла, цельность и концептуальность вам уже и без меня триста раз рассказали. Dixi!

Альбом

Oxxxymiron «ГОРГОРОД»

13 ноября 2015, 16:41


comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я