«Любой пацан — король»: как Тимати 17 лет назад предсказал настоящий переворот игры
Разбираемся, что такое «переворот игры» в русском рэпе, кто на самом деле перевернул её, и как Тимати предсказал всё это 17 лет назад
В ноябре 2015-го в лексикон русских рэперов и всех причастных вошёл оборот «переворот игры». Под ним подразумевалось большое количество знаковых релизов: начиная с «Горгорода» — не потому, что он лучше, а в силу того, что пресловутый «переворот игры» был впервые упомянут в ставшем легендарным видео Оксимирона и Порчи. Помните этот ролик, в котором они сообщают о переносе релиза с целью сделать нечто сногсшибательное, способное «перевернуть игру»?
Закончилось всё известно чем — Мирон за пару недель на коленке склепал аудиокнигу, а восторженная армия фанатов всё это радостно проглотила, отвечая на робкие выпады тех, кому релиз пришёлся не по нраву, чем-то вроде «вы не понимаете его гениальности». Прошу прощения за лирическое отступление — просто я считаю «Горгород» плевком слушателю в ухо, выражением неуважения, и не упускаю возможности лишний раз ткнуть Мирону спицей между рёбер за некачественно сделанный материал.
Так вот — начиная с «Горгорода» и «Дома с нормальными явлениями» и заканчивая «Марабу» ATL'а. С дебютником Скриптонита всё понятно — в первую очередь, качественный альбом, отточенный до мелочей, продуманный, вылизанный. К тому же это был не чистой воды рэп, которого ждали от Скрипа после «VBVVCTND», «Твой», «Стиль». «Марабу» брал концептуальностью, цельным звучанием, своим миром, да что там — в этот альбом можно нырять с разбега! Всё это сдабривается сверху другими релизами послабее, вроде «Дома с тысячью сквозняков»Horus’а и в итоге абсолютно ополоумевший слушатель получает за крайне короткий период времени вагон и маленькую тележку стоящих внимания релизов, «тайны мадридского двора»от Окси на тему «выпустит ли он вторую часть альбома» (мы тоже отстаивали эту точку зрения, так как в голове не укладывалось, что это и есть «тот самый»альбом), и всё это вместе взятое дружно называют «переворотом игры». Но это был не он. Это было стечение обстоятельств — на самом деле весьма логично, что пара-тройка ведущих артистов жанра выпускают релизы в одно время, просто высокая концентрация толкового рэпа на месяц квадратный.
Настоящий переворот игры произошёл почти что месяц назад, но фраза, которой можно наиболее ёмко и понятно его описать, была озвучена Тимати в далёком 2000-м году на альбоме Децла «Кто? Ты». Правда, Тимати тогда ещё был Тимой — интересно, что бы они сказали, если бы им показали, как обстоят дела в 2017-м? Кто б мог подумать, что всё настолько изменится.
Под настоящим переворотом я понимаю событие, меняющие принципы игры. Вы, конечно, уже догадались, что я имею в виду — вряд ли в этом году будет более громкое событие в русском рэпе, чем баттл Гнойного с Оксимироном.
Оставим разборы самого баттла в стороне — вы, уверен, сами не раз смотрели, и видели вынос тЕльца золотого тельцА. Единственное, на чём хотелось бы остановиться отдельно: часто встречал комментарии вроде «Нет, Мирон проиграл, без вопросов, но всё-таки не 5:0». Ребята, давайте проясним — решение принимают пять человек, у каждого из них есть только один балл, который он может отдать только одному из участников поединка. То есть если бы каждому из судей нужно было бы распределить между соревнующимися, например, 20 баллов (итого 100), то Гнойный, вероятно, победил бы с перевесом 60 на 40. Но выбрать нужно одного — и тут-то уже вопросов не было. Как говорил уже поверженный «король», оказавшийся голым, «ОК, с этим разобрались».
Что же в баттле было такого игропереворачивательного?
Да то, что правила теперь действительно изменились. По сути, произошло вот что: человек, который зарабатывал 50 000 рублей в месяц (45 000 рублей, когда я ему позволяли спать в каморке), столкнул с вершины горы человека, который собирает стадионы.
Почему я хотел, чтобы Гнойный победил Оксимирона на Версусе
Если раньше артисту необходимо было продать бабушкину квартиру, чтобы записаться на студии и снять клип, да и вообще пройти долгий путь — от участия на сборниках и фестивалей, на которые приходили только друзья выступающих, до народного признания.
А сейчас скачок можно совершить за крайне короткий отрезок времени — Гнойный вот за час сумел стать вершиной пищевой цепочки. Нет, разумеется, перед этим он долго занимался рэпом — конечно, это не первый попавшийся под руку системный администратор, который утром проснулся на матрасе в каморке, а вечером разнес Оксимирона в пух и прах.
И новые правила игры позволяют стать королём любому пацану — сегодня ты в каморке думаешь, где бы найти кипятильник, чтобы сварить чебупелли, а завтра рвёшь в лоскуты едва ли не главного рэпера России.
Какими будут последствия?
Во-первых, Оксиимрон будет вынужден разродиться новым материалом. Вдуматься только — он не выпускал ничего более полутысячи дней!!!
Во-вторых, Гнойный действительно продолжит его троллить — делает он это порой действительно весело. Однако, кстати, в условном соревновании грядущих альбомов Окси и Славы я снова поставил бы на последнего и его «Солнце мёртвых», если его пластинка действительно будет так называться.
В-третьих, теперь к нам в рэп полезут вообще все — люди уяснили, что это быстрый способ сорвать хайпа и, соответственно, денег. У третьего пункта есть два подпункта:
1. В рэпе окажутся куча бездарей
2. Среди них будут настоящие самородки, у которых теперь есть куда больше шансов быть замеченными.
Мы будем о них писать, вы будете их слушать, а потом придет новый царь горы, и им действительно может оказаться любой пацан.