«Жидок-то, походу, оказался не вечным»: как Oxxxymiron угодил в творческий капкан
Вчера Oxxxymiron неожиданно выпустил новую сольную песню «Биполярочка» и анонсировал долгожданный баттл с Дизастером. О втором событии мы поговорим чуть позже, а пока представляем заметку о том, как Мирон оказался заложником собственных амбиций и что нужно сделать, чтобы в конечном счете не проиграть самому себе окончательно
500 дней без песен – приговор почти для любого исполнителя в век интернета. Даже великие музыканты идут на огромный риск, пропадая с музыкальных радаров больше чем на год, потому что понимают – им в спину дышат молодые и дерзкие, а каждый следующий месяц тишины лишь усиливает и без того завышенные ожидания. Это ловушка, выбраться из которой по силам единицам артистов. История помнит сотни групп и исполнителей, так и не вернувшихся на прежний уровень после затяжного перерыва.
В похожий творческий капкан угодил и Оксимирон, и выбраться оттуда ему не позволяют собственные амбиции и эго. Дело даже не в непрекращающейся рефлексии в тексте, которую ему теперь так любят ставить в упрек вторящие Гнойному слушатели после баттла. В этом как раз нет ничего преступного.
Главная проблема – в постоянном стремлении оправдать свою исключительность любыми средствами. Создается ощущение, что Мирон совсем не умеет признавать проблем и плохо иронизирует над собой. Постоянные ремарки из серии «Ой, записал тут песню за ночь, но так давно ничего не выпускал, что забыл, как правильно заливать треки в сеть – рил ток ин зис бич» не делают его человечнее и ближе к народу.
«Ой, я написал песню, а Порчи ее тут же свел! Синк эбаут ит! Но, если что, мне похуй, просто хочу дать вам музыки» – так, может, лучше дать Порчи время посидеть еще над сведением, а не релизить в ту же секунду? Говорить о том, как ты строишь свою «Империю», утверждать, что ты до сих пор MC, но халтурить перед своими слушателями после 1,5 лет ожиданий и оправдывать себя тем, что «прорвало» – это уровень.
Фрэнк Оушен молчал четыре года, причем, в отличие от Мирона, он не светился на «Версусах», не устраивал бифы с коллегами, не кричал о том, какая ответственная на него возложена миссия. В его случае груз ответственности был настолько тяжелым не только из-за долгого перерыва, но и из-за статуса дебютной пластинки «channel ORANGE», которая стала одним из важнейших R&B-релизов 10-х. Уверен, кризисов – творческих и личностных – у него тоже хватало. Вот только Фрэнк вернулся сразу с двумя релизами, одним из которых оказался впечатляющий альбом «Blonde». И вряд ли он сводил его в ночь перед концертом.
А что Мирон? Написал «Горгород» за три недели. Текст на баттл с Джоннибоем – за две, раунды для последнего «Версуса» – за одну, плюс-минус два дня. Новый трек – за ночь. Что дальше, новый альбом за пару часов?
Слушателю все равно, сколько артист корпел в студии – материал должен говорить сам за себя. Тот же Слава способен писать хреновые песни и за 20 минут, вот только с него не может быть никакого спроса – вам просто не по силам пробить эту стену из похуизма и «постиронии». У него нет людей «на зарплате с петербургской пропиской», нет и терзаний о том, что надо завязывать из-за ответственности перед близкими, о которой упоминает Оксимирон.
Но если ты такой ответственный, то зачем выпускать третьесортный ремикс на самого же себя? Если ты «до сих пор MC», то подойди к майку и докажи это всем тем, кто сомневался. Ведь Окси до сих рифмует на очень высоком уровне, и «Биполярочка» отлично это демонстрирует. Только звучит она настолько серо и вымученно, а в голосе Мирона чувствуется сильнейшая усталость, что переслушивать трек не возникает никакого желания. Ни интересных музыкальных решений, ни новых находок в плане подачи и флоу – у этой песни есть потенциал, но вышла она попросту мертворожденной. Тот же оммаж Лавкрафту двухгодичной давности был в разы любопытнее.
Кто-то подметит, что на Окси за последний год свалилось слишком много – и коллекция с Reebok, и грядущий стадионный тур, и новые обязанности в роли CEO Booking Machine, и сразу два важных баттла, один из которых на английском языке. Однако вряд ли он лично корпел над эскизами новой одежды, шоу в «Олимпийском» нам только предстоит увидеть, а текст против Гнойного, по собственным словам, он написал дней за десять.
Остается поединок с Дизастером, и этого события ждать действительно интересно и хочется пожелать Мирону удачи выступить достойно на уже международном уровне. Проблема в том, что баттл ждать стало интереснее, чем новой музыки.
Я здесь, конечно, не советчик, но лучшее, что мог бы сделать Мирон в сложившейся ситуации – последовать примеру Канье и его серии GOOD Fridays. Если кто не помнит, то в 2010 году Уэст, про которого тогда тоже говорили «кукухой поехал», запустил необычный промо-проект и в короткий срок не только вернул себе корону, но и записал пластинку, которая вошла в историю. В течение четырех месяцев каждую пятницу (за редким исключением) Канье выпускал новую песню – будь то сингл с грядущего альбома или необычная коллаборация, где на одном треке можно было услышать Jay-Z, Пита Рока, Кида Кади и Чарли Уилсона.
В такой формат, возьми Окси его за основу, идеально бы вписались и «Биполярочки», и фиты с Маркулом и Томасом Мразом, и неожиданные эксперименты, которые помогли бы набрать ему творческую форму и переосмыслить свой подход к созданию новой музыки. Это отличный способ наглядно показать, что жидок-то, может, и не вечный, но на покой уходить еще не собирается.
«Олимпийский», скорее всего, покорится Мирону, но без свежих песен и решений там не обойтись. Остается лишь надеяться, что свой новый релиз он запишет не за время перелета до Лос-Анджелеса и обратно.