Плохой «Горгород»: рецензия на альбом

Плохой «Горгород»: рецензия на альбом

28 января 2016, 10:52

«Горгород» – возможно, самый противоречивый альбом прошлого года. Кто-то говорит, что это лучшее, что было в жанре за всё время его существования, кто-то – что альбом категорически не оправдал завышенных ожиданий. Поскольку «Горгород» – это всё-таки город, было решено, рецензируя этот альбом, прибегнуть к популярному среди туристических блоггеров приёму «плохой-хороший», то есть написать сразу две рецензии, разгромную и хвалебную.

О выходе второго альбома Оксимирона говорили абсолютно все: от соседа Луперкаля до Всевидящего Ока, активно подмигивающего, намекающего: это еще не конец. Какой же это может быть конец, если был анонсирован переворот игры – конечно, тут нужно что-то масштабное, всепоглощающее! Однако продолжения не последовало. Раз уж мы начали о переворотах…

Хотите перевернуть игру? Рецепт очень прост: берёте два своих старых трека, дописываете 8 новых, кое-где разбрасывая по ним ключевые слова и образы, вроде мэра или названия города/альбома, кое-как связываете их плохо сыгранными монологами – вуаля! Обратимся за помощью к валарам. Дайм: «А в середине делаешь два "рассказа", которые явно остались в наследство от неслучившегося классического LP». Давайте откровенно: без автоответчика сюжет не прослеживался бы и альбом бы терял концептуальность, к тому же исполнен он посредственно. Всё равно что при помощи канцелярских скрепок пытаться сцепить воедино тяжелую цепь, на конце которой – тяжеленный якорь обещаний, выданных слушателям. К тому же за 4 года якорь этот порядком заржавел и оброс ракушками и прочей мелюзгой. По сути, «Горгород» – выстрел из первого ствола в двустволке, которым Мирон ранит слушателя. Казалось бы, самое время добить его выстрелом из другого ствола, где дробь покрупнее, но артист оставляет фаната истекать кровью. Что ему с ней делать, Мирон? Мазать косяки и перекладины дверей?

Просто релиз, которого ждали всё равно что Митрандира у Хельмовой Пади, получился куцым, как заячий хвост, да и при приближении действительно крупного зверя он начал предательски дрожать вместе со своим хозяином. Зверь этот оказался как минимум вдвое увесистее, и сразу же, без обиняков и намёков, заявил: это первая порция. Скоро вторая. Точно, и никаких башен. Хвост сразу заюлил, залебезил: «верно предсказанный мной год назад пресловутый переворот игры, вызванный успехом "Горгорода", оказался не контрольным выстрелом, а лишь еще одной ступенькой на пути к светлому будущему». Анонсировал переворот – и в итоге перевернулся сам, лапками кверху, обнажив брюшко. Хитрый ход – этот самый второй большой альбом проглотил шумиху вокруг Оксимирона, и тому стало не по себе, ведь параллели между крупными работами неизбежны, очень многие сразу же стали сравнивать релизы. И если Мирон второй ствол попросту не зарядил, то у его вынужденного конкурента он заряжен дробью для слона. Вопрос: стоило ли так пыжиться, оттягивать, интриговать, чтобы в итоге не стать не то что альбомом года, но даже альбомом месяца? 

Мирон сделал в «Горгороде» то, что постеснялся сделать в прошлом альбоме, а в позапрошлом считал, что это пошло и вредно, а именно: не пошёл на поводу у слушателя, а попробовал повести их за собой, сделать не то, чего ждали люди. Чего жаждал народ и почему я за него расписываюсь? Отвечу: мне кажется, люди хотели услышать то, что они слышали от Окси на протяжении как минимум этого года, потому что всё, к чему он был творчески причастен, снискало дикую популярность. Народ жаждал продолжения «Безумия», «ГПП», «Дежавю», да, в конце концов, «Бездыханным» и «Лондонграда» – всё это одного поля ягоды, даже разрыв напомаженного тельца на Версусе можно с натяжкой поставить к ним в один ряд. Кстати, посещала ли вас крамольная мысль, что «ГПП» просто не получилось впихнуть в канву «Горгорода», потому на него был снят клип и в честь его назван тур? Гоните такие мысли.  

По сути, главной темой для обсуждения после выхода стали не треки с него, а те самые канцелярские скрепки, пресловутый автоответчик. Вспомните: ах, так кто же убил Марка, то ли радикалы, то ли мэр его обманул, то ли всё-таки сумасшедший фанат. Хорошо, если вас так возбуждает именно наличие сюжета в альбоме, то давайте попробуем вкратце изложить его. Фанат обвиняет писателя в том, что он сдулся. Писатель отвечает: мол, не твоего ума дело, многого от меня хочешь. Писатель встречает стерву («кароче, будь осторожен!» – кажется, у неё тёмное прошлое, что вы, какая интрига). Потом знакомится с радикалами, которые ненавидят мэра, и, поддавшись их влиянию, пишет политизированный рассказ («мы до сих пор не знаем, кто она такая» – тут явно скрывается какая-то тайна). Потом его волокут к мэру – за что, за рассказ? «Я выхожу на улицу – все только и говорят, что ты замешан в заговоре против мэра» – нет, вы серьёзно? Это ж писателем какого уровня нужно быть, чтобы после написания рассказа, в котором, кстати, власть отнюдь не поносится, ВЕСЬ ГОРОД заговорил об этом? В современной России, например, такого писателя нет. Хорошо, если речь не о России – назовите современника, который мог бы вызвать подобный эффект. Слово предоставляется градоправителю, в итоге нам раскрывают ужасную тайну: Алиса его дочь. Вот неожиданность-то, слушайте. И потом писателя, отпущенного на все четыре стороны, убивают (ах, как жаль, как жаль, а весь город только начал о нём говорить). Ну да, в конце нам дают ещё один рассказ – действительно отличный, «Где нас нет» без сомнения лучший трек на альбоме (намёк: а ведь он был так талантлив, авось ещё что-нибудь написал бы. Думаете, кто-то из слушателей оплакивал его кончину?). Неужто оксфордский филолог не мог сподобиться на сюжет получше? Потому что если это весь сюжет, а не, например, вторая часть большой истории, а все так уже привыкли к ярлыку «аудиокнига», прицепленному к «Горгороду», то это – бульварная карманная пожелтевшая книжонка. За такие книги, извините, только рутрэкеры закрывать впору. Ответьте на один простой вопрос: вы бы читали книгу с таким сюжетом?

«Горгород» породил наиболее приевшееся высказывание о рэпе в этом году, пресловутый переворот игры, теперь куда ни плюнь – все пытаются что-то перевернуть. Ещё худшим последствием станет целая куча «концептуальных» альбомов в русском рэпе, которые, стоит ожидать, будут сделаны куда хуже, чем «Горгород». Однако ещё более уродливым порождением этого альбома стало понятие «Девочка Пиздец». На самом деле это удар ниже пояса пояса по неокрепшим юношеским мозгам (а где, по вашему, они могут ещё находиться?), ведь всем так хочется быть особенными, выделиться из «серой толпы» и делать вид, «что мир меня не понял». Каждому человеку хочется оставить след о себе – и если абстрактным «Горгородом» разродиться дано далеко не каждому, то можно хотя бы наследить в чужой жизни, оставшись в чьей-то памяти под грифом «пиздец». Каждая школьница, у которой хотя бы немного начала топорщиться блузка, приравнивала себя к Девочке Пиздец ровно так же,  как каждый бубнящий под грустную пианинку дурак примерял на себя фразу про «делать рэп и ебаться» – посмотрите, сколько появилось в сети этих самых девочек! Уверен, Мирон всё это предвидел (или всё-таки я его переоцениваю? Или всё же и правда не душой он пишет, а словариком?). Кстати, инстаграмное доказательство с лайвом этого трека того, что, мол, альбом можно выпускать за день до презентации и новые треки успеют всем зайти – ни разу не доказательство, на том видео дети и иже с ними просто прыгают под динамичную музыку, слов там нет.

И ещё одно. ЛСП, «Потерян и не найден»: «Девчонка-плохиш меня предала. За бочку дерьма, жаль, что я б так не смог». Oxxxymiron, «Башня из слоновой кости»: «И девочка пиздец ушла, предав, но я переживу и это».          

Возможно,  самое главное. Группа война права: где, черт побери, остросоциальная тематика? Уж мы-то знаем,  что слово Мирона – едва ли не самое колючее в отечественной музыке, так почему бы не ткнуть им в гнойники, регулярно появляющиеся на теле общества? Чем это можно объяснить – страхом потерять концерты? Боязнью перед «мэром»? К Урганту не позовут? В конце концов, Девочки Пиздец не вьются возле тех, у кого нет стержня, который зачастую бывает обусловлен наличием позиции. Хотя бы потому,  что вокруг мягкотелого Творца, сделанного из пластилина и манной каши, особо не повьёшься, они податливы, а потому неинтересны. Позиция у Марка болтается из стороны в сторону, как говно в проруби – то,  мол,  отстаньте от меня,  то я вас осуждаю, то еще что-то, семь пятниц на неделе.

И последнее, снова об автоответчике. Приёмчик-то довольно дешёвый, слушатели «оценили», недаром уже через пару часов после выхода альбома в сети появилась «обрезанная» версия. Ну, в принципе, кесарю – кесарево. И антисемитизм тут ни при чём!


Конец первой части. Часть вторая, хвалебная

Альбом

Oxxxymiron «ГОРГОРОД»

13 ноября 2015, 16:41


comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я