Eminem "The Marshall Mathers LP2"
13 ноября 2013, 12:00
Музыка человека, который, покорив мир, не совсем понимает, что делать дальше.
На рубеже девяностых и двухтысячных не было в Штатах рэпера важнее, мастеровитее, психованнее, влиятельнее и просто — не было рэпера лучше Маршалла Мэтерса. Однако, после нескольких дисков, не выдерживающих конкуренцию с ранними альбомами, и цепочки трагичных событий (гибель лучшего друга, наркозависимость, второй развод) потускнела сверкающая сбруя, а с ней и цвет волос. Вторая половина дискографии, начиная, мягко скажем, неровным "Encore" — это музыка человека, который, покорив мир, не совсем понимает, что делать дальше. Поэтому он делает то, что умеет — рифмует. Рифмует так, как в последний раз. Рифмует так, что у вас дым из ушей пойдет на четвертой песне "MMLP2", а ведь главный удар ждет на сороковых минутах хронометража. Там есть "Rap God", к названию которой хочется сначала предъявлять претензии и посмеиваться, а потом, услышав третий куплет, — подальше засунуть собственное мнение и просто рукоплескать артикуляции, напору, безграничной способности человеческого мозга генерировать тесно-переплетенные, как звенья ДНК-цепи, рифмы. Сравнение с ДНК неслучайно — Маршалл Мэтерс живет рэпом. И по этой же причине мне хочется сильно-сильно разругать пластинку. Потому что Эм, обладая редчайшей силы талантом, снова выпускает необязательный, нарочито несовременный, альбом.
Снова дом детства. Снова этот звон в ушах от ярости, вколачиваемой в каждый куплет. Снова встреча с персонажами прошлых песен. Снова-снова-снова. Сначала эти "снова" кажутся тем, что так давно ждали — возвращением остроумного и мотивированного Маршалла. А потом это же слово становится проклятием пластинки. Снова.
Снова хотите слушать в 2013 году про никому не интересных Монику Левински, Кевина Федерляйна и даже Insane Clown Posse? — А вот Эминем все равно хочет вам о них рассказать. Ты смеешься, Марш? — "Ты выглядишь так несовременно рядом со мной" — вот что Эминему с полным правом могут заявлять, пускай, менее искусные, но живущие сегодняшним днем рэперы.
Снова хотите одномерных сложнозарифмованных песен-пустышек? О, их тут много: "Survival", "Monster", "Asshole". Виртуозности техничной лирики недостаточно для создания хорошей песни: не возникает эмоционального коннекта со слушателем. Песни превращаются в демонстрацию лингво-эквилибристики и, как следствие, безжизненной статики сюжетов. "Hi, kids. Do you like boring albums? – Yeah, yeah, yeah".
В конце-концов, смущает манипулятивность самой концепции альбома-сиквела. Можно понять хоррор-продолжение "Стэна" — открывающую диск "Bad Guy", — но я отказываюсь мириться с "Legacy", нещадно копирующей звучание все того же хита про фаната №1: та же стена дождя на бекграунде, тот же акцент вокалистки на припеве. Песня хорошая, но не воротить нос от прямолинейности трюка очень тяжело.
С другой стороны, "MMLP2" интересно слушать как в первый, так и в двадцать первый раз. Непростой, между прочим, экзамен, проваленный многими дисками-фаворитами года. Чувство ностальгии придает альбому удивительный ретро-окрас. Эминему не впервой сэмплировать стадионную рок-классику — вспомните "Sing For The Moment", "Beautiful", "Going Through Changes". C подачи Йоды индустрии Рика Рубина, по этому принципу написана чуть ли не треть альбомного материала. За новыми решениями Эм обращается к реднековскому кантри и разудалому рок-н-роллу довьетнамской Америки, который Рубин пытался привить хип-хопу еще на заре Beastie Boys. Поэтому-то "Love Game" и выглядит лучшим хулиганским треком этого года. Хулиганским по своей форме, неочевидности музыкальных решений и общему свинг-оттягу, которого никак не ожидаешь от совместной песни серьезных персон уровня Кендрика и Маршалла.
Вам станет не по себе от посвященной матери "Headlights". Нет, Эминем не лохматит здесь Дэбору Мэтерс, как в прежние времена, а эмоционально просит у нее прощения за все скандалы и умерщвления в ранних текстах. Кажется, ради этой песни два часа зубодробительного рэпа и затевались. Сорокаоднолетний рэпер вернулся в дом детства, чтобы попросить у матери прощения. Это красиво.
В какой-то момент, я поймал себя на мысли, что большинство недостатков, приписываемых пластинке, совпадает с претензиями, которые выдвигались годом ранее второму диску Slaughterhouse. Если вкратце, то "хороший флоу не делает хороший альбом". "MMLP2" страдает от нароста блеклых песен и скучных сюжетов, но для поклонников панчлайн-рэпа — это главный релиз года. "Borderline genius who's bored of his lines" — вот автопортрет взрослого Маршалла, все еще влюбленного в рэп-музыку, но окончательно уставшего от попыток удивить слушателя. "Гений, уставший от собственных рифм" — это маленькая трагедия творческого человека и заочное извинение перед публикой. Jay Z на пятом десятке превратился в осовремененную версию Синатры, а Эминем, всего парой годами моложе, походит на постаревшего Элвиса, пытающегося влезть в старый костюм с блестками.
В песне "Rhyme Or Reason" он высмеивает главную претензию к диску. "Этим рифмам нет причины" — напевает Эминем. Кажется, она все-таки должна быть.