Путешествие Эминема к «The Slim Shady LP»: от нищеты в Детройте до безумных трипов в Калифорнии
24 февраля 2020, 15:55 Авторы: Юлиана Байгазова

Путешествие Эминема к «The Slim Shady LP»: от нищеты в Детройте до безумных трипов в Калифорнии

Удивительный путь Маршалла Мэтерса к своему первому большому коммерческому альбому и покорению рэп-Олимпа — сквозь насмешки, нищету, неприятие обществом, наркотики и депрессию.

23 февраля «The Slim Shady LP» исполнился 21 год, и в честь этой даты — наш сегодняшний большой материал. Мы проведем экскурсию по ключевым местам детства Эминема в Детройте, расскажем о его первых неудачных попытках стать успешным рэпером, знакомстве с Dr. Dre и важных событиях, которые изменили его жизнь и сделали из Маршалла того самого артиста, которого впоследствии полюбили миллионы.  

Экскурсия по старому Детройту глазами Эминема

Дом детства

Небольшой дом по адресу 19946 Dresden St, который позже Маршалл увековечит на обложке своего альбома «The Marshall Mathers LP». В нем он провел большую часть детства и юности вместе с матерью. А первый рэп-трек он услышал, когда ему было девять, и его дядя Ронни поставил ему песню Ice-T « Reckles».

Помимо него, на Дрезден-стрит были всего две белых семьи. «Я дальтоник, так что это не проблема», — говорила мать. Однако самому Маршаллу нередко доставалось от местных подростков-афроамериканцев.

Школьные годы: травля и первые шаги в рэпе

В детстве Эминем был тихоней и в начальной школе он периодически подвергался травле и избиению со стороны старшеклассников. Один из таких случаев — когда юного Маршалла поколотил парень по имени Д’Анджело Бейли — даже лег в основу трека «Brain Damage», одного из лучших автобиографичных моментов альбома «Slim Shady LP».

«Тогда я был в четвертом классе, а он в шестом, — вспоминает Эм. — В треке все правда: однажды он зашел в уборную, когда я справлял там нужду. Он отметелил меня, а я обоссал всего себя».

До определенного момента Д’Анджело не отрицал, что избивал Эма:

Он был из тех, до кого мы обычно докапывались. Многие из нас задирали его. Мы веселились. Иногда он давал сдачи, в зависимости от своего состояния. На перемене мы как-то перевернули его вверх ногами, а когда заметили, что он не двигается – просто свалили. Мы соврали, что он поскользнулся на льду.

Однако через пару лет после выхода «Slim Shady LP» бывший школьный хулиган подал в суд на Маршалла за клевету в треке, якобы препятствующую его рэп-карьере. В итоге судья Дебора Сервиетт постановила, что у иска нет оснований и зарифмовала часть своего заключения: « Тексты песен никто не воспримет за правду / Это лишь преувеличенная история о детской травле ».

В старшей школе он практически не проявлял энтузиазма к учебе — в девятом классе Эминем аж три раза оставался на второй год и в итоге был отчислен в возрасте 17 лет. Несмотря на это, старшая школа Линкольна стала важным этапом в его жизни. Именно здесь Маршалл начал читать рэп вместе с другом Майком Руби под псевдонимом M&M (→Eminem) и познакомился с Ким.

Фристайлы в магазине Hip Hop Shop и первая группа

В начале 90-х Эминем и его друг Proof начали пробовать себя в локальных фристайл-баттлах и основали группу  Soul Intent, куда также вошли их друзья детства. Позже некоторые из ее участников образовали известный всем коллектив D12.

Ключевой локацией для зарождавшейся рэп-тусовки Детройта стал магазин Hip Hop Shop, в котором часто проходили хип-хоп-вечеринки и баттлы, ведущим которых и был Proof.

Никто не пытался услышать меня, когда я начинал, хотя я старался изо всех сил. Я буквально раздавал свои кассеты. Это как крабы в ведре, когда каждый борется за свой путь наверх и тянет вниз других. В оскорблениях, которые швыряли в меня, можно было найти отмазки на любой вкус — от того, что я был белым, до того, что воровал чужой стиль.

Работа в бургерной

Вскоре после отчисления из школы Эминем начал работать в местной бургерной Gilbert’s Lodge за $5,50/час. Он пытался совмещать работу с рэпом, непростыми отношениями с Ким и постоянными конфликтами с матерью. Свою ярость он выплескивал в тексты и в последний год работы успел написать наброски двух важных для своей карьеры песен.

В конце 1996-го, незадолго до первого дня рождения дочки, он дал послушать своим коллегам первые отрывки текста, который позже ляжет в основу треков «Kim» и «97’ Bonnie & Clyde» (эта песня в итоге оказалась на «The Slim Shady LP», а по её сюжету маленькая Хэйли помогает Эминему избавиться от тела убитой Ким). 

«Я сказала ему, что убийство матери своего ребенка — это ужасающее преступление», — вспоминает официантка Линн Хант. 

Эминем, Ким и дочка Хэйли

Вскоре после этого Маршалл был уволен из заведения, и последующие несколько месяцев стали для него одними из самых трудных в жизни:

Это было худшее время – за пять дней до Рождества и дня рождения Хэйли. У меня было около 40 баксов в кармане на подарок. Сразу после всего этого я написал «Rock Bottom».

Студия на 8 миле

В середине 90-х Эминем познакомился с братьями Басс, у которых была небольшая студия на 8 миле. Недостаток финансов и дорогого оборудования вынуждал их искать уникальные продюсерские решения и полностью отказываться от семплирования.

Вот как вспоминает это время Марк Басс:

Мы называли свой подход к продюсированию «стилем 8 мили». Наша первая коммерческая студия как раз находилась на 8 миле, дороге, которая отделяет городскую часть Детройта от пригорода. У нас не было специального музыкального образования, и по сути мы нащупывали свой стиль интуитивно. Конечно, сейчас мы полагаемся на оборудование и выработали определенные техники, но мы все равно уверены: «Дело не в оборудовании, а в твоем слухе».

Братья Марк и Джефф Басс

Именно в этой студии был записан первый альбом Эминема «Infinite», который обернулся полным коммерческим провалом и почти не увеличил его узнаваемость за пределами Детройта. 

Бытует мнение о том, что после провала альбома и разрыва с Ким, которая забрала с собой дочь, Маршалл пытался покончить с собой. Об этом он якобы читает в песне «Cum On Everybody»: «Однажды я пытался покончить с собой и сделаю это еще / Поэтому я пишу песни, в конце которых умираю». 

Но в своей автобиографии Эминем опроверг слухи о том, что сделал это намеренно:

В то время в моей жизни было много личных проблем. Я думал, что уже никогда не получу контракт с лейблом, и в какой-то момент принял дохера таблеток за раз… Не знаю, была ли это осознанная попытка самоубийства, просто я был в глубокой депрессии и продолжал думать, что мне нужно больше таблеток, еще больше, я просто продолжал принимать их.

Однако многие из окружения Маршалла уверенны, что именно эта работа впервые показала его скиллы и талант в написании песен. Вот как вспоминает этот релиз Марк Кемпф, первый менеджер Эминема:

«Infinite» показал мастерство его читки. Поэтому я не думаю, что был какой-то невероятный прорыв в «The Slim Shady LP» с точки зрения техники. Но он показал колоссальный рост в работе с воображением и персонажами. «Infinite» был очень нью-йоркским, «Slim Shady» же чувствовался очень самобытным, очень «Маршалловым».

Рождение Slim Shady

В этот период Эминем часто сталкивался с непониманием и неприятием его творческого пути. Ему тыкали в лицо его цветом кожи, советовали уйти в рок и обвиняли в байте нью-йоркских рэперов вроде Наса и AZ. 

Его настолько бесила эта зачастую неоправданная критика, что он начал выплескивать еще больше ненависти в свои треки. Именно так Маршалл записал мини-альбом «The Slim Shady EP», где впервые представил свое безумное альтер эго в треке «Just Don’t Give A Fuck». К слову, псевдоним Slim Shady он придумал сидя на толчке:

Бум, имя прилетело в голову, когда я думал о словах, рифмующихся с It. Так что я подтер задницу, встал с унитаза и пошел звонить всем, кого знаю.

Баттл Rap Olympics как поворотный момент в карьере

Но «The Slim Shady EP» также не принес желаемого успеха и контракта с лейблом, и после всех неудач в октябре 1997 года Эминем вместе с Полом Розенбергом и Кемпфом отправился в Калифорнию, чтобы принять участие в общенациональном фристайл-баттле Rap Olympics. Там, как известно, он занял второе место, но в итоге выиграл куда более ценный приз.

На мероприятии присутствовал Эван Богарт, на тот момент сотрудник лейбла Interscope, который был настолько поражен выступлением Маршалла, что решил лично встретиться с рэпером за кулисами. В итоге Кемпф дал ему кассету «Slim Shady EP», и вот как Богарт описывает свои первые впечатления:

Мы сели в машину, и я включил кассету. Я никогда не слышал ничего подобного в своей жизни. Я знал, что слушаю гения. На следующий день я пришел в офис Insterscope и поставил EP своим коллегам, в том числе президенту Тому Уолли. Но я постоянно слышал отмазки о том, что в индустрии нет места белому рэперу. Они не чувствовали коммерческого потенциала альбома, считая, что он останется в андеграунде.

«Всем нравился материал, но они боялись сделать шаг навстречу», — вспоминает Розенберг.

Знакомство с Дре и начало работы над «The Slim Shady LP»

На следующий год Эминем предпринял последний шанс добиться успеха и, загрузив в багажник кассеты «Slim Shady EP», он вновь отправился в Калифорнию. «Если и это сработает — я завязываю», — так позже описывал свой настрой Маршалл.

Розенберг в очередной раз попросил Богарта организовать встречу с Interscope. Тогда Эван отправился в офис и убедил его помощника просунуть кассету с демками Эминема сооснователю лейбла Джимми Айовину. Каждые выходные он забирал с собой специальную сумку с новыми релизами, которые отслушивал дома.

И буквально на следующее утро Богарту поступил звонок от помощника Айовина, который заявил, что Джимми и Dr. Dre хотят лично встретиться с Эминемом. Вот как Дре описывал свои первые впечатления, до этого также успев также услышать фристайл молодого рэпера на местном радио:

За всю мою карьеру в музыкальной индустрии я не находил таланты через демокассеты или диски. Когда Джимми включил мне [Slim Shady EP], я сказал: «Найди его. Сейчас же».

Dr. Dre, Джимми Айовин, Эминем на вечеринке в честь релиза «The Slim Shady LP»

После этого звонка жизнь Эминема уже не была прежней, и почти сразу после встречи с Dr. Dre он поехал домой к именитому продюсеру:

Впервые я понял, что добился успеха, когда оказался дома у Дре. Мы записали три песни меньше чем за шесть часов. На каждый его трек и бит у меня либо рифма, либо я садился и писал прямо там. Затем я заходил в студию и зачитывал так круто, как только мог. Я из кожи лез, чтобы впечатлить его и показать, на что я способен. И когда я увидел, как Дре качает головой в такт и смеется над моими словами, то подумал: «Я сделал это».

Лейбл, по словам Марка Басса, выделил бюджет в 350 тысяч долларов на запись грядущего альбома. В итоговый вариант «The Slim Shady LP» должно было войти три трека, спродюсированных Дре (My Name Is, Guilty Conscience и Role Model), а биты для остальных песен взяли на себя Братья Басс — включая переработанный материал с EP.

Студия Mix Room, где велась работа над «The Slim Shady LP»

В отличие от Доктора, они не хотели использовать семплы, потому что знали, что на их очистку может уйти много времени и финансов. Вместо этого Братья Басс использовали живые инструменты, чтобы сделать их похожими на необходимые семплы со старых записей. Также они взяли немало вокальных партий, записанных еще в студии на 8 миле. Там у них была целиком отделанная деревом комната, создающая естественное эхо.

В итоге их подход полностью оправдал себя, потому что все юридические проблемы возникли лишь с песнями на продакшн Дре. Так, например, Эминем не заработал ни цента с продаж хита «My Name Is», поскольку исполнитель Лаби Сиффре отсудил полные права на трек за использование семпла из своей песни « I Got The...»

Наркотики и смена имиджа

Наряду с переменами в жизни пришли и изменения в образе Эминема. В Лос-Анджелесе он впервые начал красить волосы — однажды он пришел на студию с красными волосами, и ему сказали, что он похож на Энни Леннокс.

А как-то офис-менеджер студии Mix Room Карен Пинегар, где проходила запись «The Slim Shady LP», сказала Маршаллу, чтобы тот покрасился в блондина. И внезапно он сделал это будучи под наркотиками:

Я был под экстази, когда шел по улице с Royce da 5’9”. Мы заглянули в аптеку и купили бутылку перекиси. Затем я закинулся еще двумя таблетками — я был не в себе. А на следующий день я посмотрел в зеркало и не мог даже вспомнить, как покрасил волосы.

Эминем и Братья Басс

Именно в процессе работы над альбомом Эминем сильно пристрастился к наркотикам. Вместе с братьями Басс они часто ездили в Тихуану, мексиканский город на границе с Калифорнией, в аптеках которого можно было найти буквально что угодно. Тогда, словно в рассказе Хантера Томпсона, они сметали с полок тысячи упаковок валиума, викодина, метаквалона и любых других таблеток.

Мы посылали Эминема и еще одного паренька в магазин. Они приклеивали таблетки вокруг живота, и мы ехали обратно в Калифорнию. Мы были молодые и тупые. Я, мой брат, Маршалл — мы все стали зависимыми. Наркотики было настолько легко достать, что они превратились в большую проблему. Лишь в 49 лет я лег в рехаб и очистился.

Сам рэпер признается, что не употреблял наркотики до тех пор, пока не начал читать о них.

Лирика и написание текстов

Во время студийных сессий многие обнаружили, что Маршалл записывает тексты по кругу, постоянно рифмуя друг с другом не только окончания строк, но и слова внутри предложений и даже отдельные слоги. Таких блокнотов у него были десятки, если не сотни, а окружающих он воспринимал как ходячие словари.

Эминем часто просил подобрать слово, которое подходило под конкретную ситуацию или эмоцию. Находившиеся в Mix Room люди периодически выкрикивали отдельные слова и фразы, которые Маршалл впоследствии использовал в текстах.

Очевидно, альбом изобилует черным юмором, колкостями и вызывающими строчками. Многие из них могли оскорбить кого-то, но сам Эминем всегда считал подобные претензии необоснованными:

Долб****м стоит научиться перестать воспринимать все за чистую монету. Множество моих строк нацелены на то, чтобы вызвать у людей смех. Любой, у кого есть хотя бы половина мозга, может понять, где шутка, а где я говорю серьезно. Многие люди по-любому скажут: «Боже, не могу поверить, что ты сказал это вслух!» Но, не побывав на моем месте, не смейте судить меня. Моей маме не нравится, что я рассказываю о том, что она употребляет наркотики. Несмотря на то, что я делаю это в шуточной форме, я знаю, ее это задевает.

Первая реакция и волна хейта

После выхода «The Slim Shady LP» многие рэп-фанаты сразу оценили альбом и мастерство Эминема, а также его уровень владения словом и создания ярких образов. Однако первые рецензии некоторых авторитетных изданий были мягко говоря не самыми положительными — например, Rolling Stone назвал песню «Bonnie & Clyde» «отстойной», а «My Fault» — «жалким подобием Bloodhound Gang».

Пару лет назад издание DJ Booth провело любопытное исследование, в котором собрало первые негативные отзывы интернет-пользователей сразу после выхода альбома. Вы удивитесь, но большинство из них ничем не отличаются от брюзжания современных комментаторов о том, во что превратился их любимый рэп — стоит только поменять Эминема на имя нелюбимого рэпера.

Я должен выговориться!!! На*** всех этих хайповых артистов!!! Я знаю много придурков, любящих рэперов, как DMX и Эминем. Но лично я считаю, они отстой и вообще без скиллов!!! Когда дело доходит до рифмы или личности, даже моя бабка надрала бы задницу ему в баттле!!! По сей день я не могу понять, почему все считают, что он оригинален!!!

Это – самый худший CD, который я когда-либо слышал. Могу сказать об альбоме в двух словах: буэ-буэ. Тексты отличные, но музыка сосет. Он звучит, как поющий марсианин. Это самый дерьмовый альбом, который я слышал.

Эминем смотрит себя по MTV после первого успеха

Я не глядя купила этот диск своей 12-летней дочери. Два дня спустя я услышала эту музыку и была шокирована. Тексты в нецензурной версии были очень откровенные. Это было отвратительно и ужасающе, что я позволила ей услышать этот диск. Не стоит говорить, что моя дочь больше не слушала этот альбом в моем доме – он оказался в мусорном ведре.

Такое ощущение, что он рифмует и сосет член в одно и то же время!!! (Окей, это по-своему самобытно!!!) ПЕРЕОЦЕНЕННЫЕ – вот кто такие эти засранцы!!!???!!!

Несмотря на первую волну непонимания, очевидный успех «The Slim Shady LP» нельзя было игнорировать. В первую неделю он разошелся тиражом в 283 000 копий, песня «My Name Is» стала большим хитом, а треки с пластинки все чаще ставили на радио — включая рок-станции.

После этого альбома Эминем стал новой звездой с постоянными ротациями на телевидении, приглашениями на интервью и первыми большими концертами. Именно  «The Slim Shady LP» превратил его из локального таланта в нового рэп-героя национального масштаба.

Итоги

После долгих лет упорного труда и неудач на Эминема внезапно свалился успех, к которому он не был готов. Вот как он описывает свои первые эмоции после прихода славы и ее последствия:

Это долбаное безумие. Оказалось, что это тяжелый труд. Я просыпаюсь с утра, собираюсь, сажусь на самолет, лечу куда-то, еду на две-три радиостанции, раздаю автографы в магазине, а затем выступаю с концертом. И так каждый вечер.

Я всегда думал, что быть рэпером — значить носить золотую цепь, трахать сук и все в таком роде. Иметь тачки. А затем ты покупаешь себе огромную хату. Так я себе это представлял. Я не предполагал, что это огромный труд и колоссальные усилия, и так продолжается 24/7. Когда люди работают на обычных работах, у них, по крайне мере, есть выходные. Для меня же отпуск — это писать песни или смотреть, как Хэйли бегает по всему дома, пока я пишу песни.

арт на фоне: © Chris B. Murray

«The Slim Shady LP» пусть и не стал самым успешным или всецело обожаемым фанатами альбомом в карьере Эминема, но именно он открыл ему путь к рэп-Олимпу. Здесь впервые во всей красе предстал тот самый Шейди, которого в итоге полюбили миллионы слушателей по всему миру. Сотрудничество с Дре, личные драмы и усердная работа над текстами и отдельными историями позволила Маршаллу обрести собственный голос и в итоге не потерять себя.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я