Madlib "У меня есть музыка будущего"
По материалам журнала Wire. Адаптация.
Рассказывают, в его студии хранится четыре тонны виниловых пластинок. Для поддержания жизненного тонуса Мэдлибу необходимо записывать по нескольку треков в день. В этом году он вообще решил работать стахановскими темпами – каждый месяц выпускать по релизу. Таким образом к декабрю 2010-го дискография музыканта пополнится серией из 12 пластинок – "Madlib Medicine Show". И это не предел – на этот же год запланирована вторая часть коллаборации с MF Doom – "Madvillainy 2".
Архивариус хип-хопа, создатель проекта Quasimoto и мифического ансамбля Yesterdays New Quintet (в котором он сам заменяет всех музыкантов) занимается сохранением музыкального наследия прошлого, но смотрит в будущее.
Ты правда не используешь компьютер для создания музыки?
Нет, не использую. Я считаю, это слишком просто. Сложно добиться такого же звучания, как у J Dilla, но настучать похожие биты на компьютере – раз плюнуть. Поэтому все сейчас звучат, как Dilla.
Интернетом и электронной почтой тоже не пользуешься?
Когда я общаюсь с человеком, то хочу, чтобы он смотрел мне в глаза. Интернет – это то, из-за чего люди ссорятся друг с другом. Когда ты сидишь за компьютером и печатаешь, то становишься слишком дерзким, потому что не видишь собеседника в лицо.
Твой отец был известным музыкантом (Отис Джексон-старший, соул-исполнитель 60-х годов – прим. Rap.ru) Это он повлиял на твое воспитание?
Да, папа познакомил меня с музыкой. Когда я был совсем маленьким, он водил меня на свои концерты и в студию. Я помню, как сидел в студии вместе с ним, а он нажимал на кнопки. Я всегда наблюдал, как он записывался. Именно тогда я научился всему.
Ты успешный музыкант и продюсер, но многие даже не знают, как ты выглядишь. Это не напрягает?
Да нет. Я ненавижу стоять впереди всех и светить лицом. Лучше находиться на заднем плане.
Когда ты выступал в Лондоне, то постоянно повторял, что зрители слышат все треки, которые ты играешь, в первый и последний раз. Почему так?
То, что я делаю с битами – это как фристайл. Я делаю один набросок – и сразу же перехожу к следующему. Оставь то, что получилось, гораздо важнее то, что получится.
Тебе вообще важен твой слушатель?
Мне волей-неволей приходится любить всю ту музыку, которую я делаю. И совсем не важно, понравится ли она кому-то еще. Главное - почувствовать ее первым. Хорошо, что есть люди, которые ценят то, что я делаю. Но мне будет совершенно все равно, если таких людей не станет. Эта музыка, прежде всего, нужна мне самому – она делает меня здоровым.
Quasimoto – пожалуй, самый успешный из твоих проектов. Герой альбома, Lord Quas был даже назван “самым узнаваемым MC в хип-хопе”. Как тебе удалось этого добиться?
Когда я записывал альбом Quasimoto, то специально изменил свой голос, потому что он мне не нравился. Чувак из Калифорнии сказал мне: “Это звучит, как если бы Барри Уайт читал рэп”. А я просто хотел сделать что-то совершенно другое; хотел, чтобы все поняли, что я могу фристайлить. Хотя мне совершенно не нравится свой стиль читки (смеется).
Ты одновременно работал над альбомами Quasimoto и записывал джаз в рамках своего проекта Yesterdays New Quintet. Как ты разделял эти два занятия?
Я узнал о джазе раньше, чем о хип-хопе. И я хотел сделать свой звук немного другим, не таким, как у остальных. Я же до сих пор учусь. Хочу, чтобы все увидели мое развитие – от новичка до человека, который понял всю эту музыку. К примеру, сейчас я не могу слушать Yesterdays New Quintet – после того, как я записал эту музыку, она стала меня немного смущать, она была еще “сырой”. Но - как я уже сказал - надо, чтобы все увидели прогресс. А за те пять лет, которые существует этот проект, прогресс действительно был. С тех пор я послушал очень много музыки.
Некоторые не понимают твои инструментальные релизы из серии Beat Konducta. Для чего ты записываешь 30 песен, по полторы минуты каждая?
Я знаю, что есть много людей, которые здорово читают под мои биты. Поэтому и записываю альбомы под псевдонимом Beat Konducta – каждый трек может вдохновить какого-нибудь MC на написание крутого текста. Лично я не могу читать рэп под свою музыку. Вот под биты Dilla можно писать тексты хоть целый день. Наверное, так же и у других.
У тебя были проблемы с артистами, которые выступали против использования их сэмплов. Это мешает свободе творчества?
Я понимаю их – наверное, сейчас у этих людей нет денег. Если бы у меня не было денег, скорее всего, и я бы думал “Черт, надо как-нибудь заработать на своем творчестве”. Но музыканты просят за свои сэмплы слишком много – они думают, что все мы миллионеры, как Jay-Z. Я надеюсь, что и мою музыку будут сэмплировать. Сэмплируйте меня, люди – я не подам на вас в суд. Только делайте хорошую музыку! Музыку, которую я потом смогу слушать.
Мелвин Ван Пиблз (американский композитор и режиссер – прим. Rap.ru) подавал иск против тебя. А ты, кажется, называл его одним из своих учителей?
Да, я изучал все, что делал этот человек. Оба альбома Quasimoto были записаны под впечатлением от его фильмов. Мы вставляли диалоги из них прямо в песни – для этого подключали видеомагнитофон к сэмплеру. Я постоянно вставлял реплики его героев в свои тексты. Так что примерно в трех или четырех песнях с каждого альбома Quas говорит словами Ван Пиблза. Кстати, в суде мы с ним уладили все мирно. Теперь он – третий участник команды Quasimoto.
А кто первые два?
Сам Lord Quas и DJ Lord Such. А четвертый участник – это Sun Ra (известный джазовый музыкант – прим. Rap.ru). Песня “Astro Black” – это дань уважения его альбому 1973 года с таким же названием. Хорошо, что люди, послушав мою музыку, начинают искать старые записи. Покупайте old stuff, ребята – изучайте свою историю!
Ты не боишься, что твою музыку перестанут понимать?
Я стараюсь делать самую разную музыку, чтобы найти контакт с любым человеком. Например, с эскимосами – ну ты понял, о чем я. Музыка помогает людям сблизиться. Знаешь, на мои концерты приходят люди разных рас, и они понимают меня. Даже инопланетянин, послушав мою музыку, все поймет. Это здорово.
Мне показалось, во многих твоих песнях есть социальный подтекст – мысли о будущем мира.
Я говорю обо всем сразу. Некоторые, правда, слышат в моей музыке только одно. Они думают: “О, он опять накурился”. Но я обычно сосредоточен, даже на вечеринки никогда не хожу. Да и курю только, когда делаю музыку. Дома вообще стараюсь не курить. Людям не нужен посыл “давай пыхнем и забухаем!”, они и так сталкиваются с этим каждый день. Я считаю, что можно развлекаться и одновременно думать о чем-то серьезном. Видеть полный спектр, так сказать.
Говорят, что ты всегда используешь только самое простое оборудование.
Да, самое дешевое, которое я только мог найти. Я хочу доказать, что необязательно использовать разные крутые навороты. Мои сэмплеры и всякие другие приборы все вместе стоят около 200 долларов. Раньше люди вообще не использовали компьютеров. А теперь все делают одно и тоже, и это стало проблемой. У каждого должна быть своя музыкальная техника.
Ты не считаешь, что зациклен на прошлом?
Хоть я и постоянно имею дело с прошлым, но у меня есть кое-что, о чем вы не слышали. Я не знаю, как оно называется, но это музыка будущего.