Отец Stones Throw
Peanut Butter Wolf говорит о прошлом и настоящем культового лейбла, где издаются Madlib, Aloe Blacc и Mayer Hawthorne.
Музыкальное королевство в последнее десятилетие переживает трудности, хроника которых тщательно запротоколирована. Пока так называемые "новые медиа" делают доступ к музыке проще и быстрее, интернет бросает вызов рекорд-лейблам. Артисты нашли новые возможности для более эффективного взаимодействия со слушателями. С другой стороны, ранние "протечки" и нелегальные скачивания превратились в серьезную угрозу для доходов корпоративных брендов. Ведя борьбу за приемлемое соотношение между коммерческим успехом и артистической убедительностью, мейджор-лейблы выглядят вытолканными за пределы зоны комфорта. Стратегические ошибки и коммуникационные сбои становятся несчастливыми последствиями этого процесса.
Один прекрасный пример адаптации к новым цифровым условиям это Stones Throw Records. Лейбл, возглавляемый Крисом Манаком, более известным как Peanut Butter Wolf, осознает как использовать новые медиа которые не в ущерб своей философии. Изначально ориентированный на хардкорных коллекционеров и диджеев, лейбл обрел стойких последователей благодаря своей аутентичной продукции. Не полагаясь на стереотипные маркетинговые тактики, Stones Throw выпускали оригинальную музыку, ловившую пульс эпохи. Успех артистов Aloe Blacc, Madlib или Mayer Hawthorne убедил их в правильности пути. Мы сидим с главой лейбла Peanut Butter Wolf и обсуждаем комплексные проблемы современной музыкальной индустрии, историю лейбла и многое другое.
Спасибо, что уделил время. Мог бы ты рассказать немного о Stones Throw как рекорд-лейбле в целом – с раннего этапа и до наших лет?
Ранним этапом моей мечты о рекорд-лейбле был PMR Records. Его мы с двумя друзьями открыли в 1990 году, заняв денег у моего отца. Мы выпустили виниловую 12-дюймовку, которая оказалась никому не нужна. После этого я избрал карьеру артиста, делая биты и занимаясь ди-джеингом для Charizma, пока тот не скончался в 1993-м. Моя вторая "попытка" произошла в 1994 году с собственным релизом "Peanut Butter Breaks" на лейбле Heyday Records, который я открыл там же в Сан-Хосе. У меня был кое-кто, кто вел весь бизнес, зато телефонный номер на пластинке был номером моего пейджера. Это было более "успешное" начинание, поскольку пластинку дистрибутировали по всему миру и несколько раз допечатывали. Но Heyday по сути являлся импринтом в составе другого лейбла. В 1995 я долгое время делал компиляции, ремиксы и биты для других артистов.
В 1996-ом в Сан-Франциско я решил открыть Stones Throw. Первые пару лет я занимался всем в одиночку и только выпускал винил. Stones Throw был лейблом только для ди-джеев и фанатичных коллекционеров. Я не заботился о среднем покупателе, обыкновенном слушателе. Спустя год или два я "нашел" Lootpack и Madlib, так же известного как Quasimoto, и лейбл сделал шаг вперед. Я был полностью уверен в выбранном пути, поэтому перебрался в Лос-Анджелес, чтобы быть ближе к Madlib.
Я нанял на работу еще двоих ребят, Egon и Jeff Jank, хотя не мог им предложить чего-то кроме крыши над головой.
Но в итоге все сложилось как надо. Egon только что выпустился из колледжа, но в нем было много энергии, он был представительным и сообразительным, так что я не волновался. Jeff Jank был очень целеустремленным и талантливым. Он во многом отвечал за визуальную сторону дела.
Все эти годы мы занимались, в сущности, одним и тем же. Поиски артистов, которые нравятся, без тяжких раздумий, положившись на Бога.
Какова философия лейбла?
Не позволяй деньгам и чужому мнению излишне влиять на твои решения и мешать тебе заниматься тем, чем ты хочешь.
У тебя впечатляющий подбор непохожих артистов, которые здорово дополняют друг друга – от Mayer Hawthorne до James Pants. У тебя есть какой-то метод для подбора артистов?
Все это связано с песнями. Я впервые заинтересовался Mayer Hawthorne, несмотря на то, что он записывал музыку в духе 60-х и 70-х. На бумаге он был "голубоглазый артист, звучащий в духе соула с Motown или Stax", что по идее не могло меня заинтересовать. Но у него были отличные песни, настолько отличные, что заставили меня проникнуться музыкальной эпохой, которая меня никогда ранее не интересовала. Скажем, я не любил нортерн-соул, когда его любили все поголовно. Похожей была история с Vex Ruffin. Я не искал специально рок-артиста, но я услышал его и полюбил. Думаю, люди снова будут критиковать меня и писать на сайте Stones Throw: "Wolf, где хип-хоп?", как они это делают последние несколько лет. И я понимаю их разочарование, потому что не так много лейблов выпускает музыку, которая им нужна. Но я вырос, слушая множество разной музыки и я так же смотрю на Stones Throw. Несколько лет назад глава моего дистрибьютора сказал мне: "Ты должен быть осторожен, продвигая рок, потому что у нас был рок-лейбл, который пробовал иметь дело с хип-хопом, и это не сработало". Я поблагодарил за совет, но не последовал ему, потому что я предпочту потерять делая что-то, что мне нравится, чем преуспеть, делая то, что ненавижу.
В прошлом артист, ты управляешь независимым лейблом, сосредоточенным на андерграунд хип-хопе. В чем твои взгляды расходятся с мнениями других деятелей индустрии со, скажем так, более бизнес-ориентированным бэкграундом?
Stones Throw стартовал в середине 90-х в Кремниевой долине. Мы стартовали в одно время и в одном месте с интернетом. Такие сотрудники как Jeff Jank уделяли пристальное внимание трендам и, что более важно, создали свои собственные. Единственное, в чем я допускал себе право не быть бизнес-ориентированным, был выбор артистов. Из-за этого у меня были ссоры с моими сотрудниками. Порой против выступали сразу все, когда я отказывался работать с артистом, из-за того что мне не нравилась его музыка. Мне все равно, какой там вокруг него шум. Если мне не нравится, lo siento.
Непросто представить кого-то с артистическим прошлым, кто легко от него отказался. Ты все еще ди-джей и снимаешь видео. Твои обязанности главы Stones Throw мешают тебе заниматься творчеством?
Моя работа на 100% является творчеством. Я тесно работаю с артистами, работаю в студии, занимаюсь видео, мои идеи есть в дизайне и оформлении. Я сам сделал обложку для "My Vinyl Weighs A Ton" и делаю, если мне нравится материал. Я снова приостановился с ди-джеингом, даже несмотря на большее число предложений, потому что деятельность на лейбле приносит больше удовлетворения. Мелочи, которые я замечаю, напоминают, что мы востребованы, хотя и не получаем мейджор-наград или массового внимания, как артисты в мейнстриме.
Ты упомянул, что Stones Throw возник как лейбл только для ди-джеев и коллекционеров. Но вы росли и росли, так удалось ли и дальше соответствовать этому видению? Существует ли компромисс между креативностью и коммерческим успехом?
Да, по иронии, часть нашего бизнеса вернулась к состоянию "для истинных коллекционеров" и среди этого есть мои любимые записи. Послушай Precious & Passion или Tony Cook. Я счастлив, что способен продолжать выпускать это безотносительно их продаж. Интернет позволил ряду наших артистов распространять свою музыку, обходя препятствия, которые обычно возникают на радио и ТВ. Их зовут на концерты по всему миру, люди платят деньги, чтобы увидеть их. Лично я не гонюсь за коммерческим успехом, но я гонюсь за успехом.
Откровенно говоря, наши фаны гордятся тем фактом, что сами разыскали нас без навязывания с помощью радио.
Творчество и деньги способны к симбиозу с тех пор, как некоторые твои артисты способны стать угрозой чартам. Статус Mayer Hawthorne на глобальной музыкальной сцене больше не может оставаться незамеченным. Новый сингл Aloe Blacc "I Need A Dollar" становится заглавной песней для сериала HBO "How To Make It in America". Это выглядит непривычно для независимого лейбла. Можешь ты объяснить, как эти последние развития влияют на твой ежедневный бизнес и какое значение это имеет для деятельности лейбла в будущем?
Такие вещи еще раз убеждают меня, что вокруг очень много людей, которым мы интересны. Музыкальный супервайзер с HBO выдал нам большой аванс, выбрав в качестве главной темы для ТВ-шоу с Марком Уолбергом песню более-менее неизвестного артиста с независимого лейбла. Mayer стал нашим первым артистом, попавшим на национальное ТВ, попавшим на глаза незнакомой с ним публики. Когда наш пресс-атташе сообщил, что LA Weekly хотят дать нам обложку журнала, я долго не мог поверить, поскольку много лет безуспешно пытался этого добиться. Впрочем, чье-то сообщение в твиттере или рукопожатие незнакомого человека радуют меня не в меньшей степени. Если бы я не занимался этим, у меня были бы проблемы, потому что плана Б у меня нет.
Тебе не кажется, что разрыв между мейджорами и инди-лейблами сокращается?
Так и есть. Музыкальная индустрия проседает, так что приемы 30-летней давности больше не работают. За этот год у меня было больше встреч с главами мейджоров, чем за всю предыдущую жизнь. Если бы эти ребята с мейджоров соображали лучше, они постарались бы заполучить меня на пост A&R (менеджер по артистам и репертуару – прим. Rap.Ru). Сейчас все крутейшие артисты сами предлагают мне материал для релиза. Над этим уже и работать не надо.
Сейчас высок спрос на аутентичность и оригинальность. Как ты это объяснишь?
Радио стало менее могущественным, интернет – более. Сегодня круто быть самим собой.
У Stones Throw есть прекрасная традиция выпускать винил и заниматься оригинальной упаковкой. Как с этим обстоят дела в цифровую эру?
Работая над дизайном обложки, обычно ты представляешь его в 12-дюймовом варианте (винил) и 5-дюймовом (компакт-диск), но сейчас ты должен понимать, как это будет выглядеть в размере 2 дюйма (обложка на iTunes). Или решить: "К черту. Меня волнует только обложка для винила".
В качестве главы лейбла, как ты воспринимаешь интернет? Похоже, индустрия все еще разыскивает способ адекватно взаимодействовать с ним.
Интернет нам и друг, и враг. Если все будет идти как идет, CD полностью исчезнет, музыка станет исключительно цифровой и тысячи лейблов будут бороться за внимание единственного онлайн-магазина. Представление нового поколения покупателей о музыке претерпело большие изменения. Записанная музыка распространяется бесплатно. За живое исполнение платят. Большинство лейблов нажимают на мерчендайз, концерты и лицензирование песен, просто чтобы остаться в живых. Нам повезло, что наши фаны такие преданные и продолжают покупать физические носители.
Держа в уме все вышеперечисленные аспекты, как бы ты охарактеризовал эволюцию Stones Throw?
Естественная.