Madlib – сводный брат многоликого Януса
Madlib – плодовитый продюсер а также известный мистификатор. Проекты Quasimoto и Yesterday's New Quintet на самом деле являются его альтер эго. Помимо этого он известен своими совместными проектами Jaylib и Madvillain...
Madlib – сводный брат многоликого Януса
Madlib – плодовитый продюсер а также известный мистификатор, начинал свою карьеру как участник команды Lootpack и один из продюсеров дебютного альбома The Alkaholiks. Его проекты Quasimoto и Yesterday's New Quintet на самом деле являются его альтер эго, другими проявления того же самого человека. Помимо этого он известен своими совместными проектами Jaylib и Madvillain – в первом случае с Jay Dee (из Slum Village) во втором случае с MF Doom'ом (которого можно назвать рекордсменом по напусканию тумана – много лиц одного и того же человека, при этом настоящее его лицо увидеть практически невозможно). Последний упомянутый проект как раз оказался наиболее успешным, и редакторы All Music Guide, подводя итоги прошлого года, включили этот альбом в список 100 лучших, куда попало всего три рэп-релиза (Madvillain, Lil Jon и Kanye West). Данное его интервью, одно из последних, которое можно найти, датируется летом прошлого года. Madlib был отловлен в то редкое время, когда он не занят – накануне ежегодного джазового фестиваля Montreux Jazz Festival, где он выступал в рамках проекта Jaylib.
У тебя в последние годы не так много выступлений, так?
Не слишком много я как бы последние месяцы путешествую и выступаю то там, то сям.
Сподвигло ли тебя твоё сотрудничество с Jaydee на более частые выступления?
Ну, что-то было. Но это не то, что мне нужно. Я вообще предпочитаю работать в студии, но раз уж тебе нужно продавать свои записи, то приходится и выступать. Так что могу выступать, могу не выступать. Я студийный деятель. Это моя главная любовь. Могу сутки напролет сидеть и делать музыку.
Но разве не здорово видеть отклик, находиться в контакте со своими поклонниками?
Безусловно, но я тот тип парня, который предпочитает второй план. Я не из тех, кому нравится стоять перед толпой, когда все на тебя пялятся. Я парень застенчивый, предпочитаю сидеть в подполье и кропать свои биты. Но конечно, хорошо чувствовать любовь, которую тебе дают люди, и отплатить им тем же.
Скучаешь по своей студии Bomb Shelter?
Да. Но я теперь переехал. У меня теперь есть свое собственное место. Но я скучаю по той студии.
Она не была твоим собственным местом?
Нет. Я там жил вместе с рэппером Peanut Butter Wolf-ом (хозяин лейбла Stones Throw, на котором в основном выпускается весь Madlib – прим.).
Есть задумки, что бы ты делал сейчас в студии, если бы был там?
Я бы заканчивал альбом своего проекта Quasimoto. Он почти готов (на данный момент альбом "The Further Adventures of Lord Quas" уже вышел – прим.).
Чем ты обычно занимаешься, когда не сидишь на студии?
Занимаюсь своей девочкой, кормлю дочь. Но я всегда в студии.
Ты свои проекты делаешь одним блоком, каждый вслед за предыдущим по очереди, или ты постоянно переключаешься с одного на другой?
Я их делаю все вместе. Например, сегодня я занимаюсь проектом Dudley Perkins'a, завтра занимаюсь проектом Madvillain, и так далее. Я так постоянно работаю. Десять проектов параллельно.
И как тебе удается со всем справляться?
Я не думаю об этом. Я просто делаю музыку. Я не отношусь к этому как другие люди, это просто происходит и всё. Когда начинаю скучать переключаюсь на что-то другое. А скучать начинаю запросто.
Поэтому ты и сотрудничаешь с другими МС?
Причина сотрудничества с другими МС состоит в том, что я хочу посмотреть, подойдет ли мой стиль к их стилю, и взаимообратно. Посмотреть можем мы ли мы что-то сделать вместе. Вместе с кем угодно. Я сотрудничаю с каждым, кто хорош.
Какими качествами должен обладать артист, чтобы с тобой работать?
Просто быть клевым. Ну и иметь сколько-то денег (смеется). Будь клевым. Просто клевым и всё. Пусть твой разум будет открытым и созидательным.
Всегда только ты выбираешь, с кем будешь работать?
Эмм... Ну да. Или вот так еще бывает. Когда мы делали Madvillain, мы планировали сделать один трек. И он в результате превратился в целый альбом, потому что ему (MF Doom'у – прим.) сильно понравилась эта музыка. Мы просто попробовали поработать вместе и посмотреть сможем ли сделать трек, а в результате сделали целый альбом.
Он у тебя гостил до тех пор, пока альбом не был закончен?
У Wolf'a. До конца, да.
И как долго?
Ну, несколько дней. Может около полутора недель.
Тематику, которой придерживается Doom, вы обсуждали с ним заранее?
Неа. Ту я ему полностью доверился. Он один из моих любимых авторов. Так что я ему доверял заранее. И в результате получилась полная чума. Я обычно доверяю тем людям, с которыми работаю. Не навязываю им своего мнения и не говорю что делать. Мы друг другу доверяем. Просто налаживаем нормальный контакт без лишней болтовни. Существуют только весьма определенные люди, с которыми это удается.
Много времени уходит на то, чтобы довести альбом до официального выпуска?
Ну да. Политики и все такое. Нужно напечатать тираж и все, что с этим связано. Продвинуть его на рынок. Так что на все это нужно время.
Это тебя достает?
Да. Потому что ты периодически слышишь "мы вот с этим уже почти закончили".
Мне очень понравилось участие Medaphoar'a на Madvillain'e в треке "Raid".
Да, да. Альбом скоро будет – в 2005 году – крутой альбом (Med "Push comes to shove", ориентировочно 31 мая – прим.).
На Stones Throw выйдет?
Да, однозначно.
Сколько треков ты спродюсировал ему на этот альбом?
Я сделал половину треков. Вторую половину делал мой брат Oh No.
Он твой младший брат, да?
Угу.
А сколько тебе лет?
Ну, я старый, достаточно старый. И достаточно молодой тоже. Я не допущу, чтобы это стало известно. Буду знать только я (смеется).
Oh No тоже хип-хоп продюсер, это так случайно совпало?
Ну, мы жили вместе, и у меня была аппаратура. Так что, когда меня не бывало дома, он на ней делал что-то свое.
Композицию "Stevie", которая вышла примерно пару лет назад?
Да, и Jaylib тоже. У меня это все было, когда я был в Бразилии. Я тогда все это постоянно откладывал на потом. Но больше никаких бутлегов не будет, теперь все пучком. Теперь каждая вещь будет сюрпризом.
Ты упомянул Бразилию. Я видел на сайте Stones Throw фотографии твоей студии в гостиничном номере.
Да, в Бразилии было клево. Занимался там битами. На той неделе я туда выдвигаюсь. Буду заниматься битами. Я туда езжу только на отдых или только когда занимаюсь битами.
Так всё, что тебе нужно это твой маленький семплер, вертак и стереосистема?
Да, и какие-нибудь записи. Это как раз то, откуда в принципе появился хип-хоп: записи и их семплирование. Этим я и занимаюсь, понимаешь о чем я?
В Швейцарию ты тоже привез с собой свое оборудование?
Да, я его всегда вожу с собой. В это раз не привез, но обычно всегда с собой. Понимаешь о чем я? Если у меня появляется для этого достаточно времени, я везу с собой аппаратуру, покупаю записи в магазине и делаю биты.
Прикупил какие-нибудь горяченькие босса-новы в Бразилии?
Я все покупаю. Фанк, соул, рок, не только босса-новы. У них там всего хватает.
Расскажи о своей студии, чем она оборудована?
Студия весьма простенькая. Основа моей студии безумные записи. У меня нет компьютера, у меня нет крупного оборудования, которое обычно водится у других. У меня есть мой 303-й семплер, или SP12, или то, что у меня есть в тот момент, плюс записи. И еще маленькая восьмиклавишная клавиатура. Это все, что мне нужно. Именно так я делаю все свои записи: Madvillain, Jaylib и все остальное.
Это не ограничивает твои возможности?
Не ограничивает. Именно МОИ возможности не ограничивает. Люди считают, что им нужны компьютеры и прочие вещи, которые будут делать за них работу, но я свою работу делаю старыми методами, непростыми методами. Понимаешь о чем я?
И ты пользуешься одним и тем же оборудованием уже больше десяти лет?
Ага. Ну, то есть я периодически покупаю какие-то новые штуки типа MPC, но по сути все остается по старому. Нет ни компьютера, ни 24-канального оборудования, никаких Pro Tools. Всего этого пока нет.
Кто научил тебя пользоваться этим оборудованием?
Я сам себя научил. Просто экспериментировал с этими вещами.
Читал руководства пользователя?
Нет (смеется). Просто экспериментировал. Точнее я читал какие-то основные вещи, но не всё руководство целиком. Читал с чего нужно начинать. Основу. Потому что все эти машинки одинаковые. Они то, что ты в них заложишь.
Можешь назвать основные элементы трека Madlib'a?
Хм. Просто грязные лупы. Любой тип звука. Но тебе нужен точный ритмический шаблон, я думаю. Все зависит от записи. Каждый раз все по-разному. Самое основное это иметь свои записи и оборудование. И идеи. Идеи, которые есть у меня в голове. У каждого есть какие-то собственные особые вещи. Понимаешь о чем я? Я просто пытаюсь делать хорошую музыку будь то хип-хоп, рэгги, соул, или что бы то ни было. Вот что должны понимать люди, я не просто только хип-хоп, я просто хорошая музыка.
Можешь пояснить, как ты натренировал свое ухо на производство музыки?
Я думаю, мои родители и прародители натренировали мое ухо, потому что они показали мне разнотипную музыку. Они познакомили меня с джазом, соулом, классикой, моя мать с роком.
С какой целью?
Потому что им нравилась разная музыка. Они ведь и музыканты тоже. Моя мать писала музыку моему отцу, мой дядя был джазовым музыкантом и так далее и тому подобное. Так что они просто показали мне все эти различные вещи, и я знаю все типы музыки, которая была до хип-хопа.
И это они хотели, чтобы ты стал музыкантом?
Нет, они просто знали, что мне нравится музыка, и знакомили с разными её проявлениями. Я не думаю, что они видели во мне будущего музыканта, но просто так уж случилось. Тяжелая жизнь (смеется).
Приглашал когда-нибудь членов своей семьи в студию?
Не. Я как бы отшельник. Копаюсь в собственно дерьме, как белая ворона. Всегда сам по себе. Я не занимаюсь активным общением с людьми. Всегда как бы вне зоны. Размышляю и всё такое. Я всегда занимался своими собственными делами, понимаешь о чем я?
Когда ты профессионально занялся музыкой?
В 1996-м. Мой отец выпустил мой первый сингл – Lootpack "Psychmood".
Это произошло сразу по окончании школы или…?
Я хотел сказать, что я всегда серьезно к этому относился, но я никогда не выпускал своих записей до 1996-го года. А так, я серьезно этим занимаюсь примерно с 1987-го. Но ничего не выпускал до 1993-го, когда вышел дебютный альбом The Alkaholiks. А именно свой собственный продукт до 1996-го. Понимаешь о чем я?
Когда ты был маленьким, тебе доводилось ездить в туры вместе со своим отцом или дядей?
Не, я был постоянно в студии с отцом. Поэтому то мне так и нравится быть в студии, он меня всегда брал туда с собой. И я смотрел, как он делает свои вещи. Так и я научился. У него была целая группа, у меня только я сам. Он был солистом, а моя мать писала ему всю музыку.
Твоя мать писала отцу всю музыку?
Да. Это был такой как бы семейный подряд.
Так они и познакомились?
Хмм. Да не. Не думаю. Впрочем, я и не помню (смеется).
Ты прожил в Калифорнии всю свою жизнь?
Да. Oxnard, Калифорния. Примерно в часе езды от Лос-Анжелеса.
На побережье?
Нет. Это такой очень маленький городок. Нечего добавить. Просто маленький городок.
Можешь рассказать, как проходит рабочий процесс с другими парнями? Как ты общаешься с гостями студии? Может, поговорим об этом на примере альбома Dudley Perkins'a?
Ну, вообще-то он делал этот альбом в студии самостоятельно. Он просто подобрал все биты. С ним в студии был еще Wolf, как управляющий или примерно вроде этого. Я просто предоставил им кучу битов на выбор. Просто давал ему любой бит, который ему был нужен и потом видел, что он с ним сделал. Вот так оно выходило. Я даже в студии не бывал, когда они все это творили.
Так ты ничего не рассказал о…
Не. Это все он. Это все его идеи.
А как же все эти потусторонние импровизации и голоса на заднем фоне?
Нет, нет. Это все был только он сам. И со своим рэпом он делал все то же самое - самостоятельно.
Ты говорил, что ты с детства плотно знаком с фанком, джазом, соулом и роком, а какие хип-хоп события оказали на тебя влияние?
Boogie Down Productions, 45 King and the Flavor Unit, Public Enemy, N.W.A.
А теперь? Есть кто-нибудь на сегодняшней хип-хоп сцене, кто тебя вдохновляет?
Doom, Jaydee, Pete Rock, Primo. Вот эти люди меня неслабо вдохновляют.
Ты работал с Tribe Called Quest?
Нет. Я работал с Баста Раймсом. Делал ему кое-что.
Я думал, Tribe Called Quest собирались навестить твою студию.
Этому не суждено было случиться. Они больше не работают над альбомом.
Почему?
Думаю из-за личных конфликтов. Они не ладят друг с другом. Но я занимаюсь своими делами, так что не знаю. Я сделал кое-какой материал для нового альбома De La Soul – четыре или пять треков. Сделал один для Басты. Возможно что-то для альбома Talib'a Kweli.
Можешь описать рядовой день твоей жизни.
Проснулся, дунул, хмм…
Во сколько ты обычно встаешь?
Может в два дня, может в шесть вечера. Всегда по разному. Проснулся, дунул, сделал несколько битов, возможно парочку джазовых песен, потом возможно я делаю старый хип-хоп. На самом деле всегда все по-разному. Зависит от того, по чему соскучусь. Просто постоянно работаю.
Я где-то читал, что ты ежедневно создаешь по 60 минут новой музыки, это правда?
Да, да. Иногда. Не каждый день, конечно. Иногда я дохожу до точки, когда больше не могу делать музыку, потому что сделал слишком много. Тогда отправляюсь покататься с девочкой или что-нибудь такое, расслабляюсь. Потом возвращаюсь и делаю музыку. Иногда приходится сдержанно помолиться, когда больше не можешь создавать музыку.
Ты слушаешь свои собственные записи?
Немного. Иногда, да. Я имею в виду, когда они уже вышли, когда я их уже закончил и уже думаю о следующей.
Ты покупаешь новые хип-хоп записи?
Да в общем, нет. Всегда работаю и слушаю старые записи.
А сейчас что слушаешь?
Я вообще-то занят созданием музыки. Все что я делаю, это слушаю старые записи и делаю свою музыку.
Какого типа старые записи?
Такие как Sun Ra, Down The Nectar, Soft Machine, Gentle Giant, Thelonious Monk.
Можешь порекомендовать какие-нибудь джазовые вещи?
Могу посоветовать Sun Ra "Atlantis" (Атлантида – прим.). Где он объясняет посредством музыки, каково это оказаться под водой. Если твой разум открыт, ты сможешь услышать, что он разговаривает посредством музыки. Это волшебство.
Еще советую David Axelrod "Songs of Innocence" и любую запись Thelonious'a Monk'a, потому что его музыка всегда оказывается не такой как ты от неё ожидаешь.
Я полагаю, ты один из немногих американских музыкантов, которые поддерживают европейскую музыку. Я слышал, ты помогал Seiji на "The Red".
Да, потому что они там новаторы. Они создают новый тип музыки.
В Лондоне бывал?
Да. Потусовался там со всеми. С 4Hero, I.G. Culture.
А почему многие из остальных американских продюсеров столь невежественны?
Они боятся. Им нужны только деньги. Мне они конечно тоже нужны, но я в первую очередь люблю хорошую музыку. А они постоянно твердят о хитах и деньгах и это всё, что их волнует. Оно конечно здорово, но ты должен быть честен перед собой каждый божий день.
Что ты делаешь со своими деньгами?
Кладу в банк. Покупаю старые записи, подарки детишкам и кладу в банк. Я обычный человек и у меня в голове обычные желания.
Может купить розовый Range Rover (марка машины – прим.)?
Ну нет, парень, к черту. Лучше уж Ягуар, или скутер. Или вставить в зуб здоровущий брильянт (скалит зубы).
Ты уделяешь внимание деловой части производства записей?
Продажам – да. Но ничего не знаю о бизнес-плане компании.
Какие из твоих альбомов оказались наиболее успешными?
Madvillain. Вторым был Quasimoto. Самыми провальными, полагаю, были Lootpack и Jaylib или еще какие-нибудь.
Весьма удивительно.
Да, очень удивительно. Многие люди их просто ненавидят, но это не страшно. Следующий их зацепит. В 2005 году будет и новый Madvillain, и новый Blue Note, и Quasimoto и Yesterday's New Quintet. Все они.
Как ты додумался до идеи перевоплотиться в Quasimoto?
Я сидел на наркоте и хотел сделать что-то совершенно иное. Сидел в студии сам с собой и кучей битов, и мне захотелось сделать что-то совершенно другое, с другим голосом. Я взглянул на свой голос как на слишком низкий, понимаешь о чем я? Люди лучше понимают, когда я делаю Quasimoto-вские вещи. Я это делал в первую очередь для себя, но потом это услышал Wolf, и вот так оно и появилось. Делал для себя и не думал, что народ врубится. Но это оказалась моя наиболее продаваемая запись.
Там в первую очередь был расчет на само звучание голоса, так?
Просто был полностью свободен, да. Говорил все, что в голову приходило, сумасшедшие вещи и биты, кстати, сумасшедшие тоже. Короткие песни. Я к ним подходил как к каким-то сценкам из фильмов или что-то вроде этого. Разные сценки, чтобы тебе не приходилось скучать. Чтобы ты захотел потом еще раз послушать.
Расскажи поподробнее о твоих будущих проектах. Например, когда выходит новый альбом Quasimoto?
Сингл выйдет в конце 2004-го, а альбом в 2005-м. Это будет продолжение первого - "The Unseen". Ничего нового, ничего старого, просто такая же вещь только в другое время.
Yesterdays Universe – это будет компиляция всех групп, которые у меня есть в Yesterday's New Quintet'e. Компиляций всего того, что вы еще не слышали. Будет новый альбом Blue Note. Альбом Oh No ("The Disrupt" – уже есть в продаже – прим.) и альбом Medaphoar'a. На подходе новый альбом Dudley Perkins'a. Альбом инструменталок. В общем, продолжение всего того материала, что я делаю.
Все эти разные роли - музыканты твоего Yesterday's New Quintet'а и, конечно, Quasimoto - олицетворяют твои различные настроения?
Я не знаю. Что ты хочешь сказать? Все, кто выступают в Yesterday's New Quintet, это всё я сам. Quasimoto тоже я. То есть не я, а мой приятель, а я только сделал биты, понимаешь? (усмехается).
Я имел в виду, что, возможно, он появляется только по особым случаям, когда на то есть причина или особенное настроение.
Ааа, не. Quasimoto сейчас плещется в водичке, расслабляется, пытается закадрить телку и все в таком духе. Я делал биты и тоже читал рэп на альбоме. Ты меня слышал рэпующим вместе с моим приятелем Quas-ом.
Так он один из твоих лучших друзей?
Иногда мы ладим, иногда я его ненавижу. Мы не ладим, когда он пытается отбивать у меня девчонок, и все в таком роде.
Но ты ведь платишь ему?
Wolf ему платит.
Трудно бывает сформировать готовый альбом?
Да не, мне это нравится. Я записываю постоянно кучу материала. Собираю альбом каждый день. Пытаюсь записывать под формат альбома, играю с различными звуками, чтобы сделать все по-другому. А потом это внезапно превращается в альбом.