Итоги года: лучшие альбомы зарубежного рэпа-2019
Продолжаем серию материалов о музыкальных итогах года. На этот раз речь пойдет о самых интересных альбомах зарубежного хип-хопа.
2019-й — год контрастов, когда молодые артисты продолжали завоевывать внимание аудитории, а многие из ключевых артистов жанра, напротив, решили отмолчаться. Были и неожиданные сюрпризы, и громкие дебюты, и досадные разочарования.
Сегодня мы подготовили для вас список из 11 релизов, абсолютно разных по своему стилю, звучанию и затрагиваемым темам. Здесь нашлось место и сложным концептуальным релизам, и смелым экспериментам, и мощным жанровым высказываниям.
11. IDK «Is He Real?»
Два года назад мы включили релиз IDK «IWasVeryBad» в десятку лучших альбомов 2017-го и выразили надежду, что его автора ждет большое будущее в жанре. С тех пор рэпер из Мэриленда не стал мировой звездой, однако сделал несколько важных для карьеры шагов: основал собственный лейбл Clue No Clue и представил долгожданный дебютник.
На «Is He Real?» IDK неожиданно задается религиозными вопросами, пытаясь понять, существует ли Бог. Сам рэпер говорит, что этот релиз стоит расценивать как разминку, обещая, что следующий проект станет для его карьеры настолько же определяющим, как «GKMC» для Кендрика Ламара. И если IDK продолжит концентрироваться на своих сильных сторонах — рвущих колонки бэнгерах и личных историях — это заявление уже не покажется голословным.
10. Dreamville «Revenge of The Dreamers III»
После всех мемов про «получил платину без единого фита» J. Cole сделал ход конем и привлек к записи новой компиляции своего лейбла около сотни артистов и музыкантов. В результате «Revenge of The Dreamers III» оказался главным рэп-аттракционом года, где каждый из попавших в финальный треклист исполнителей привносит свой уникальный стиль и видение.
Будь то опытный T.I., молодой и еще голодный до успеха DaBaby или J.I.D, разрезающий биты своим флоу — вместе они не только звучат органично, но делают из альбома торжество чистого творчества над холодными бизнес-решениями больших лейблов. На «Revenge of The Dreamers III» нет цельного сюжета, но зато есть нечто не менее важное: ощущение настоящего музыкального праздника.
9. slowthai «Nothing Great About Britain»
Пока Skepta и многие другие ветераны английской грайм-сцены провели не лучший год в карьере, в центре внимания оказалась новая молодая звезда в лице slowthai. Его главный козырь — стопроцентная (местами безрассудная) искренность в сочетании с животной энергией.
Slowthai — та самая молодая кровь, вливание которой периодически необходимо любому жанру. В «Nothing Great About Britain» он вскрывает проблемы своей родины, превращая политические высказывания в невиданной мощи бэнгеры в исполнении отрицающего любые ограничения панка. И, судя по реакции публики на любом выступлении slowthai, молодое поколение говорит с ним на одном языке.
8. Dave «Psychodrama»
Британские СМИ называют «Psychodrama» одним из ключевых альбомов поколения, а его автору присуждают главную музыкальную премию страны — Mercury Prize. И на то есть множество причин.
Записать сложный концептуальный альбом и сплести треки в единый сюжет — уже тяжелая задача для любого артиста. А сделать так, чтобы эти треки были интересны прежде всего с музыкальной точки зрения, могут единицы. К счастью, 21-летний лондонец Dave преуспел в обоих направлениях.
«Psychodrama» — история о курсе психотерапии длиною в год, во время которого Dave рассуждает о старшем брате, получившим пожизненный срок, депрессии, домашнем насилии, неудавшихся отношениях и многом другом. Прибавьте к этим сюжетам отличный продакшн и впечатляющие навыки Дейва как эмси, и получится один из самых будоражащих и откровенных релизов года.
7. Young Thug «So Much Fun»
Если вы следите за творчеством эпатажного рэпера из Атланты не первый год, «So Much Fun» вряд ли станет для вас откровением. Но именно данный релиз укрепляет его в статусе одного из ключевых артистов жанра десятых.
За годы своей карьеры Young Thug воспитал новое поколение рэперов, сознательно или нет вдохновленных его мелодичным флоу. И тем приятнее, что под конец десятилетия Таггер наконец получает заслуженное признание. «So Much Fun» можно считать визитной карточкой Young Thug, который сумел отточить свой безумный стиль до совершенства и теперь демонстрирует, почему все подражатели должны остаться далеко позади.
6. JPEGMAFIA «All My Heroes Are Cornballs»
JPEGMAFIA продолжает игнорировать все правила, по которым функционирует современный музыкальный бизнес. Он нарочно придумывает трекам идиотские названия, семплирует все, что видит, и пропускает окружающий мир через свое богатое воображение. Если попытаться определить жанр «All My Heroes Are Cornballs», можно увязнуть в ярлыках и тегах, забыв о главном — музыке.
Суть хип-хопа, согласно которой он постоянно эволюционирует и впитывает в себя лучшее от других направлений, здесь возведена в абсолют. Это экспериментальный рэп для тех, кто ненавидит слово «авангардный». Несмотря на происходящий в каждой из 18 песен хаос, «All My Heroes Are Cornballs» — самый увлекательный и доступный для восприятия сторонним слушателем альбом Пегги.
5. Little Simz «GREY Area»
«GREY Area» — воплощение всего, за что стоит ценить рэп-музыку независимо от года ее релиза. Мощный грув, уверенная подача, отлично зарифмованные и запоминающиеся строки — все это в полной мере предлагает 25-летняя британка, которая в плане разнообразия флоу и умения писать тексты уже сейчас даст фору многим признанным артистам жанра.
К своему третьему полноформатному альбому Little Simz вышла на пик ворческой формы, и хочется верить, что в будущем она будет покорять лишь новые вершины. «GREY Area» — образцовая рэп-запись, которая подкупает искренностью и жанровым разнообразием в диапазоне от британского хип-хопа до чувственного соула.
4. Danny Brown «uknowhatimsayin¿»
После выдающегося и во всех отношениях безумного «Atrocity Exhibition» Danny Brown сбавил обороты и выпустил кардинально противоположный по настроению релиз. На «uknowhatimsayin¿» он решил не тонуть в беспросветном мраке, а противостоять ему с помощью юмора.
Сам Браун описывает жанр альбома как стендап-комедию, но вы вряд ли будете смеяться здесь так же, как во время просмотра спешла любимого комика. Danny Brown все еще один из самых артистичных и талантливых рассказчиков в жанре, и в случае с «uknowhatimsayin¿» именно менторство Q-Tip помогло придать песням особый шарм и добавить им необходимую глубину — во многом благодаря деконструкции классического рэп-звучания.
3. Denzel Curry «ZUU»
Согласно устаревшим клише, каждый рэпер должен записать хотя бы одну песню о своих родителях и родном городе. Проблема в том, что зачастую все это превращается в банальный набор штампов. К счастью, «ZUU» стал исключением из правил и возвел Denzel Curry на одну ступень с другими легендами Майами.
Это получасовое посвящение родным улицам Карол Сити, где прошло становление Карри как личности и артиста. И он использует весь накопленный опыт, а также характерное для хип-хоп-сцены Майами звучание, чтобы превратить эту адиоэкскурсию в главный рэп-боевик года.
2. Tyler, the Creator «IGOR»
Мы полюбили Тайлера на рубеже прошлого десятилетия, когда он шокировал мир безумными откровениями с вымышленным терапевтом на микстейпе «Bastard». И на контрасте с тем самым первым релизом «IGOR» воспринимается не только как его лучшая работа, но и как красивый итог большого этапа его постоянно развивающейся карьеры.
С одной стороны, в «IGOR» есть многие черты, знакомые по ранним альбомам Тайлера: яркие образы, откровенная лирика и единый концепт (в данном случае все вертится вокруг любовного треугольника и последующих попытках главного героя остаться друзьями с объектом своей любви). С другой — это большая и красивая поп-запись, в полной мере раскрывающая Tyler, the Creator как продюсера и хитмейкера, который игнорирует большинство правил индустрии. И в этом его главная ценность.
1. Freddie Gibbs, Madlib «Bandana»
Весь продакшн для альбома Madlib сделал на своем iPad. Именно благодаря сотканным из десятков частей битов, зачитать на которые в здравом уме не осмелились бы большинство рэперов, «Bandana» будет звучать актуально вне зависимости от трендов и даты релиза.
Слово — все еще главное оружие Фредди Гиббса, владение которым помогло ему укротить звенящие в море хаоса мелодии и превратить их в цельные и запоминающиеся сюжеты. Немногочисленные, но острые социальные комментарии здесь соседствуют с историями о пугающих уличных реалиях, а образы вроде сраженного мечом «белого Иисуса» лишь усиливают эффект погружения.
На таких контрастах и строится «Bandana». Freddie Gibbs и Madlib не просто записали продолжение выдающейся «Piñata», но и укрепили свои позиции в списке главных рэп-тандемов десятилетия.