Freddie Gibbs. Как заново открыть целый жанр и стать его главной звездой
Тема преступного образа жизни от истоков жанра была одной из основных в хип-хопе, но гэнгста-рэп всегда дарил совершенно особенный взгляд на нее.
Зачастую артисты, ассоциирующиеся с этим направлением, не просто перечисляют свои достижения в криминальной сфере, но и рассказывают истории, стоящие за этими успехами. Они наполнены прожитыми внутренними переживаниями и болью, от которой, как кажется, исполнители могут избавиться только написав по треку о каждой из них. Вполне типичным представителем этого подхода значительную часть первой половины своей карьеры был и Фредди Гиббс, по началу стабильно штамповавший средние по общему признанию треки и как будто бы больше концентрировавшийся на своей бурно развивающейся карьере наркодельца. Гэри, городок из которого Гиббс родом, место своеобразное - его население сократилось почти на 30% за последние 15 лет, индекс убийств один из самых высоких в США, а пейзажи не отличаются красочностью и напоминают атмосферу гетто из сериала “Прослушка”. Единственным интересным фактом в истории города можно назвать то, что тут родился Майкл Джексон.
Естественно, что с появившимся здесь на свет в начале восьмидесятых черным парнем не могло произойти ничего хорошего. Гиббса с детства окружали члены банд и вся сопутствующая им жизнедеятельность. Будучи уже состоявшимся артистом, Фредди говорил: «Моя музыка? Естественно это гангстерское дерьмо. Это то, на чем я был воспитан, и то, что я видел. Как я могу рассказывать о чем-нибудь другом?». Например, марихуану, по словам Гиббса, в первый раз он попробовал уже в 9 лет и быстро втянулся. Спустя несколько лет он уже сам продавал, а на деньги с продаж покупал больше товара для реализации. Не смотря на свои увлечения, Фредди умудрился получить спортивную стипендию в университете Индианы и даже успел поиграть за команду колледжа по американскому футболу. Задержаться там, правда, не получилось - его исключили спустя полгода после поступления. Уже в 19 он угодил на скамью подсудимых по обвинению в краже, грабеже и незаконном хранении оружия, но избежать тюрьмы удалось благодаря государственной программе дивергенции, по которой осужденные могут быть зачислены в ряды американской армии, что заменяет собой реальный срок. Из армии, правда, его также уволили в скором времени, застав за раскуриванием косяка.
В общем, не закрепившись ни на одном из путей развития благополучного гражданина, Фредди осел на должности продавца в местном торговом центре, основательно решил заняться криминалом (например, он рассказывал, что стандартным занятием местной черной молодежи были ограбления поездов) и по возможности стал читать рэп. В последнем ему помогло случайное знакомство с известным в узких кругах продюсером Finger Roll, который владел единственной на тот момент в Гэри студией звукозаписи. В 2005 там было записано несколько микстейпов с актуальным на тот момент звучанием, качества которых было недостаточно чтобы заявить о себе на всю страну, но вполне хватило для интереса крупного лейбла Interscope, который подписал Гиббса для выпуска полноформатного сольного альбома. Загоревшийся новым сотрудничеством Фредди даже переехал в Лос-Анджелес чтобы быть поближе к лучшим студиям и продюсерам и стал упорно работать над материалом.
Но, несмотря на развитие рэп-карьеры, темные дела он так и не бросил, потратив весь аванс от лейбла на оптовую закупку кокаина, марихуаны и оружия, расширяя территорию запрещенной торговли на Западное побережье. В интервью, когда речь заходила о его нелегальных заработках, Фредди не пытался отмалчиваться и переводить тему, а открыто заявлял, что оказался не готов сменить свою сферу общения исходя из нового источника доходов, ведь рэп появился только у него одного, а его друзья по-прежнему были вынуждены зарабатывать на улицах. Возможно, что именно такая откровенность стала причиной тому, что боссы Interscope забеспокоились о собственном имидже и спешно расторгли контракт с рэппером, так и не выпустив под своим крылом ни одного его релиза.
Музыка Гиббса, которую он стал выпускать самостоятельно, достаточно высокого оценивалась критиками, которые отмечали его лирику и интересную манеру подачи, но массового слушателя по-прежнему привлечь не удавалось. В конце нулевых индустрией рулили наглые ребята из Атланты и зарождающийся поп-рэп, а гангста-баллады никак не вписывались принятые в чартах того периода нормы. Свободной ниши, которую Фредди мог бы занять не оказалось - отживавший свое со времен пика популярности 50 сента образ опасного бандита с пушкой и душевными переживаниями уже был мало кому интересен, а ни о чем другом Гиббс рассказывать не умел и не хотел. Оставалась довольствоваться ностальгирующими по старым временам уличными парнями и растить какую-то собственную аудиторию, которая будет готова воспринимать жестокие и, что самое важное, правдивые истории, которые он транслирует.
В то время в жизни Фредди вынужденно главенствующее место занял криминал - он раскидывал наркотики по всему городу и варил крэк у себя на кухне. Не смотря на пережитый стресс, сейчас он как будто с восторгом вспоминает те времена в интервью, с улыбкой рассказывая о том, как чуть было не погиб в перестрелке и заявляя, что с удовольствием бы занимался хаслом и дальше если бы рэп-карьера так и не взлетела. Музыка на время превратилась в хобби и особой ставки на нее рэппер делать не собирался, да и зачем, если улица приносила как минимум сопоставимый доход. Единственным, что омрачило его гэнгста-лайфстайл стало то, что его беременная девушка потеряла ребенка, а сам Гиббс попал в зависимость от болеутоляющих таблеток. В довесок несколько раз его арестовывали за незаконное владение оружием и торговлю запрещенными препаратами, однако благодаря лазейкам в судебной системе и ошибкам полицейских при задержании, ему удалось избежать серьезных обвинений и в итоге он провел в окружной тюрьме всего несколько дней.
К счастью, в жизни Фредди снова случилось судьбоносное знакомство - его микстейпы раскопал звукоинженер Josh the Goon, буквально силой вытащивший Гиббса с улицы и заставивший записываться у себя на студии. Результатом их совместной работы стал вышедший в 2010 EP “Str8 Killa”, который и стал, наконец, пробитием стеклянного потолка и выходом на большую сцену.
По сути, это была компиляция не вышедшего еще во времена Interscope материала для альбома, но с переработанной музыкальной составляющей, новыми вокальными партиями и сведением куда более высокого уровня по сравнению с предыдущим материалом. В мелодичном рэпе о жизненных обстоятельствах артиста сейчас с трудом можно найти что-то, что кардинально отличало бы его от коллег, но тем не менее релиз вышел качественным, а значит заслужил внимание публики.
Новый взлет подстегнул и привычную продуктивность Гиббса, и за ближайший год вышло еще два микстейпа, что позволило ему заключить новый крупный контракт - на этот раз с лейблом Young Jeezy “CTE World”. При его поддержке вышел альбом “Cold Day in Hell”, гостевыми куплетами на котором отметились большие звезды индустрии вроде Juicy J и 2 Chainz, что заметно повысило узнаваемость самого Фредди и позволило ему даже попасть в тот год в список 10 главных фрэшменов по версии журнала XXL, что на тот момент было важным показателем признания и ожиданий от артиста.
Но главным событием во время пребывание Гиббса на лейбле стало знакомство и совместная работа с легендарным продюсером Madlib, который подарил Фредди новое, более олдскульное, звучание, которое куда лучше новомодных по тому времени битов дополняло его лирику и грубый голос. К началу 2012 рэппер уже покинул лейбл по истечении срока контракта, но сотрудничество с Madlib только набирало обороты. Рассказы умудренного опытом гангстера, в которого к тому моменту из уличного барыги успел превратиться Гиббс, как влитые ложились на мелодичные, почти джазовые инструменталы, что ознаменовало новый этап в карьере рэппера. С выходом в совместного с продюсером лонгплея “Piñata”, он перестал пытаться примерять на себя уже знакомые аудитории образы и собирать по частям под своим крылом чью-то бывшую фанбазу. Он как будто немного раздвинул рамки восприятия себя слушателем, отказавшись от воспроизведения всем привычного звука, переработал его и создал что-то совершенно новое. На фоне приторно попсовых, заигрывающих с клубной молодежью и старающихся не говорить на острые темы “безопасных” рэпперов того времени, музыка Гиббса была необходимой жанру провокацией и рассказывала о жизни темнокожего населения без прикрас, не сглаживая углы, создавая вайб крестного отца хип-хопа, эдакого сидящего в горах кокаина Тони Монтаны, неприкасаемого и несгибаемого ни при каких обстоятельствах. Визуальная мишура, присущая ганста-рэпперам прошлого, больше была не актуальна и вместо яркой внешней составляющей Фредди решил, что за него будет говорить его музыка.
Сохраняя аномальную для большого артиста продуктивность и выпуская по релизу примерно каждые полгода, он оставался в тени в медийном плане, изредка выходя в свет и нехотя соглашаясь на интервью. Такой подход заставлял аудиторию размышлять о занятиях Гиббса в повседневной жизни и плодить слухи, поддерживавшие гэнгста-ауру артиста.
Следующий большой альбом, “Shadow of a Doubt”, вышел в 2015 и на нем Фредди неожиданно показал, что готов потягаться и на поле более привычной массовому хип-хоп слушателю музыки - здесь можно найти и самые настоящие бэнгеры вроде “Packages” и лирику на “Forever and a Day”, но самое важное, что через весь альбом так же как и на “Piñata” проходят красной нитью переживания все того же бандита, который одновременно флексит своим статусом в криминальной среде и задумывается о причинах своего положения и копается в собственном прошлом. Удивительно, но несмотря на кардинальные различия в звуке по сравнению с первыми своими микстейпами, Фредди читал на те же темы, только теперь это обрело узнаваемую форму и звучало по-настоящему качественно. Ему безусловно хотелось верить во всем, о чем он рассказывает, тем более что о том, что Гиббс так и не обрубил связи с бандами говорят произошедшие в 2016 покушения и многочисленные аресты, большинство из которых, правда, так и не закончились официальным обвинением.
Перечислять каждый из множества последующих релизов смысла нет - каждый из них сделан без халтуры и определенно заслуживает прослушивания. Отдельно хочется остановится лишь на нескольких.
Стоит заострить внимание на продолжении альбома с Madlib “Bandana”, которое помогло Фредди забраться на самый верх индустрии и окончательно закрепиться там. Также можно упомянуть совместный с Curren$y и продюсером The Alchemist релиз “Fetti”, на котором на хлестких битах Алхимика уже знакомый и узнаваемый к тому моменту зубодробительный флоу Гиббса разбавляется ленивым, но не менее завораживающим речитативом рэппера из Нового Орлеана.
Ну и, естественно, никак нельзя обойтись без, пожалуй, главного в общественном сознании достижения Фредди, совместного с все тем же The Alchemist альбома “Alfredo”, который был номинирован на “Лучший рэп-альбом года” на премии Грэмми и уже сейчас может смело считаться классикой современной хип-хоп музыки.
Успех, который невозможно было спрогнозировать в первые годы карьеры Гиббса, сопровождал фактически все, что он выпускал в течение всего последнего десятилетия, а не самые удачные релизы благодаря общей частоте выхода материала незаметно уходили в тень и легко перекрывались эталонными и общепризнанными. Стабильность в качестве и количестве выпускаемого материала всерьез заставила критиков начать рассуждать о месте Гиббса среди величайших в истории и по большей части все они сходятся во мнении, что от абсолютного величия Фредди отделяет еще один или, как максимум, два достойных называться легендарными релиза. Если учитывать, что за чуть меньше чем 20 лет карьеры он успел выпустить порядка 30 сборников, микстейпов, ЕР, альбомов и т.д., сомневаться в том, что однажды мы эти легендарные пластинки услышим, не приходится.