Что хотел сказать Канье: «The Life Of Pablo» в цифрах и картинках
Разбираем по косточкам новый альбом богоизбранного
В прошлый четверг миллионы людей в самых разных странах были как на иголках – истерия в социальных сетях, сотни хештегов и тысячи твитов. Словно вышел новый эпизод «Звездных войн» или Дональд Трамп стал президентом США – каждый считал своим долгом высказаться, будто виновник торжества лично осчастливил или, наоборот, надругался над духовными скрепами каждого.
Канье Уэст. Два слова, которые заставляют Тейлор Свифт язвить в прямом эфире «Грэмми». Два слова, от которых с ума сходят даже те, кто еще вчера открыто заявлял об отсутствии интереса к персоне Уэста. Но Йизи, который «сует киски в саркофаги» и называет своего ребенка Святым, всегда знал, как привлечь к себе внимание. Если ST недавно декламировал, что ему нужен наш хейт, то Канье нужны мы все – с любовью, ненавистью и ретвитами. И он продолжает неустанно троллить в интернете, используя свой твиттер как инструмент самого идиотского, но от этого еще более эффективного промо в мире.
11 февраля самые, как им тогда казалось, счастливые направились в сторону Мэдисон-сквер-гардена, чтобы воочию увидеть презентацию новой коллекции одежды от Канье Уэста… Хотя кого мы обманываем – всем был интересен не перфоманс с сотней моделей в растянутых свитерах и непонятной принадлежности боди, а альбом «The Life Of Pablo». Канье знал это и вновь обманул всех, заставив планету наблюдать за одной единственной впиской.
Иначе прошедшее мероприятие и не назовешь – ни хитрых инсталляций, как на презентации «New Slaves», ни грандиозных декораций тура в поддержку «Yeezus». От личности с таким эго ожидаешь чего-то как минимум настолько же масштабного. А получаешь междусобойчик с друзьями и ноутбуком, на который тебя вроде и пригласили, но разрешили почему-то только наблюдать. И танцевать.
Это была главная установка, которую Уэст озвучил перед тем, как включил на ноутбуке «The Life Of Pablo». Танцевать, правда, под такие песни у большинства слушателей не получилось, чего не скажешь о самом Канье, который улыбался и получал искреннее наслаждение то ли от себя любимого, то ли от всего происходящего. Больше 20 миллионов человек (именно столько по официальным данным смотрели трансляцию на TIDAL) наблюдали за новой шалостью одного большого ребенка.
Те из нас, кто не плевался от происходящего и не писал смешные посты с картинками, смогли составить хотя бы первое представление об альбоме, а 14 февраля оценить его в полной мере. И в одном мистер Уэст оказался прав. «The Life Of Pablo» – действительно альбом его жизни, полной самых разных курьезов и этапов. Вместо того, чтобы уже в седьмой раз переизобретать себя и искать новое для себя звучание, Канье устроил слушателям экскурсию по своей обширной дискографии. А по итогу ему таки удается выйти на новый виток своей карьеры.
«TLOP» – это и соул-семплы «College Dropout», и отчасти триумфальное барокко «Late Registration», и фирменные синтезаторы «Graduation», и меланхолия «808s & Heartbreak», и максимализм «MBDTF», и где-то даже скрежет «Yeezus». Единственное, что выгодно отличает его от всех предыдущих альбомов – неожиданная для Канье разрозненность песен, и пока неясно, как к этому относиться. С одной стороны, это обескураживает и сбивает с толку, а с другой – дает Уэсту возможность показать всю свою противоречивую натуру. Песни «TLOP» действительно можно разделить на три условных категории – в одних одурманенный успехом Канье слетает с катушек и сыпет идиотскими панчлайнами, в других он скрывается от лучей славы, понимая, как многого он из-за нее лишился, а где-то он неожиданно пытается заново полюбить жизнь и постараться просто быть хорошим отцом и семьянином.
Но о содержании «The Life Of Pablo» и его подтекстах мы обязательно поговорим чуть позже, а сегодня разберем альбом на цифры и факты и сравним некоторые из них с предыдущими работами Уэста.
Первое, с чем придется окончательно смириться – Канье вряд ли когда-нибудь станет писать музыку для своих альбомов в одиночку. Если на «College Dropout» он делал практически все сам, то уже начиная с «MBDTF» полностью положился на помощь других музыкантов. То же касается и сонграйтеров. Однако это не значит, что Уэст перестал писать себе тексты, просто он с куда большей охотой принимает подсказки и помощь других – строчка-другая, и твое имя уже значится среди авторов. Это вполне нормальная практика, особенно для артиста, который уже давно всем все доказал.
Над инструментальной частью «The Life Of Pablo» поработало без малого 30 продюсеров (не считая Чэнса). И это бьет даже рекорд «Yeezus», что в общем-то неудивительно, если вспомнить тот самый треклист, куда по несколько раз на дню все новые артисты вписывали свои имена. Каждый раз, когда казалось, что место на нем уже закончилось, откуда-то появлялись все новые подписи, некоторые из них на форумах расшифровывали и обсуждали по несколько дней. Однако тут важно понимать, что большая часть этой тридцатки значится не то что сопродюсерами, а ответственными за дополнительный продакшн. Среди них может оказаться как написавший полностью бит Madlib, так и докрутивший песню звукорежиссер.
На «The Life Of Pablo» вновь новые имена вроде Аллена Риттера и Метро Бумина работают бок о бок с командой Канье, с некоторыми членами которой он знаком уже большую часть своей карьеры. С той лишь разницей, что как в случае, например, с «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» на Гавайи их никто не приглашал. Все делалось в простых студиях, разве что Канье иногда взбирался на стол и начинал отплясывать под новые биты. Тем не менее, в списке продюсеров оказалось семь имен, с которыми Уэст уже работал хотя бы над одним своим альбомом, помимо «TLOP». И если участие Рика Рубина после успеха «Yeezus» было ожидаемо, то возвращение, например, Плейн Пэта в лагерь Йе способно приятно удивить давних поклонников.
С фитами ситуация примерно похожа на продюсерский состав – официально на «The Life Of Pablo» 14 приглашенных артистов, однако при более детальном знакомстве с альбомом, а также после изучения буклета на официальном сайте Канье, все становится не так очевидно. В «30 Hours», например, где-то на заднем плане подпевает Andre 3000, а в «Waves» при должном желании можно во второй раз за альбом услышать Кида Кади. С подбором гостей Уэст действительно проделал очень тонкую работу, хоть и нельзя сказать, что все решения оправдали себя. Взять хотя бы «Wolves», на отсутствие в которой куплетов Sia и Vic Mensa жалуется каждый второй (в сеть уже, правда, попала исправленная версия). А сколько еще засветившихся на студии артистов не попало в релиз!
Вообще, треклист «The Life Of Pablo» это отдельный феномен. Листок с разбитыми на три акта песнями народ успел подогнать под якобы задуманную изначально концепцию, добавив к ним уже появившиеся только в TIDAL-версии песни. Никого, правда, не смутило, что на акты треклист разбила Ванесса Бикрофт, итальянский художник-перформанист, которая и режиссировала происходящее в Мэдисон-сквер-гардене действо. Удобства ради. Но кого это останавливает – слушатели обсуждают конспирологические теории и собирают собственную «правильную» версию альбома. У каждого есть мнение, какие именно песни в «TLOP» лишние, и он считает его единственно верным. Сейчас создается ощущение, что пластинку обсуждают вообще все и далеко за пределами музыкальных ресурсов, а растущее в геометрической прогрессии количество специалистов по звукорежиссуре и сведению превышает все разумные пределы.
Лишь использованные в «The Life Of Pablo» семплы остаются, кажется, самой непопулярной темой для обсуждения. Оно и понятно, разбирать музыку на фрагменты и изучать источники наряду с WhosSmpled всегда было занятием либо для музыкальных гиков, либо самых преданных фанатов. Однако семплирование всегда являлось важной частью творческого процесса Канье, – в конце концов в свое время ему удалось вывести этот прием на новый уровень – и «The Life Of Pablo» в этом плане может удивить даже самых преданных фанатов Уэста.
Первое, что поражает при детальном знакомстве, это несомненно количество семплированного материала. Его здесь больше, чем в двух первых альбомах Канье вместе взятых. А казалось бы, вот он, тот самый ориентированный на семплинг Йе, по которому многие так скучали. Музыкальная разносторонность «TLOP» полностью развязывает ему руки и позволяет творить полный, на первый взгляд, беспредел. Так, в одной песне здесь спокойно уживаются госпел-проповедь и куплет из трэп-хита «Panda» за авторством нового артиста G.O.O.D. Music Desiigner (он же штатный Future Канье). А душераздирающая «FML» вдруг обрывается на эмоциональном пике и сменяется леденящим пост-панком.
Подобные музыкальные трюки здесь повсюду, и, видимо, они же и становятся камнем преткновения для многих слушателей. Кому-то действительно хочется более цельного и сбалансированного по настроению звучания, а многие, как выяснилось, хотели вообще Yeezus 2.0, чего ожидать было совсем уж странно. Канье никогда не повторял один и тот же трюк дважды и, вопреки расхожему мнению, не делает этого и здесь. Он мог вновь наслушаться андеграундных групп вроде Death Grips и популяризовать волну индастриал- и нойз-хопа, как в случае с «Yeezus», а мог сделать ностальгический альбом в духе «College Dropout». Вместо этого Уэст дал всего и сразу, вложив всю свою противоречивую натуру в эти 18 песен, с одинаковым успехом заставляя ему сопереживать, называть его идиотом, а затем аплодировать и смеяться от 40-секундного скита.
«The Life Of Pablo» – альбом интересный, важный и определенно стоящий всего того хайпа, что создается вокруг него. Революция в музыке и лучший альбом всех времен? Сомневаемся. А вот переходный этап творчества, громкое возвращение и пластинка, от которой можно с легкостью получать удовольствие в течение всего года – вполне.