Хип-хоп микроскоп: Busta Rhymes, Eminem «Calm Down»
Новинка от Busta Rhymes и до «бенджаминобаттоновского» абсурда молодеющего Eminem будет разобрана, как тот шифоньер — по полочкам. Лучшие панчлайны, хорошие и плохие стороны композиции, ее перспективы — в рубрике «Хип-хоп микроскоп».
Балансировать между коммерческим успехом и положительными рецензиями крайне затруднительно. Как много хип-хоп артистов на протяжении всей карьеры, словно канатоходцы на Цветном Бульваре, могли находиться «под куполом», при этом распродать все билеты на шоу и одновременно слышать бурные овации в свой адрес? Пустеющие места или гнилой помидор гарантированы. Самый жуткий исход — сорваться с каната, пытаясь угодить всем и сразу.
Eminem и Busta Rhymes в начале карьеры нравились практически каждому. Их выступления, «The Slim Shady LP» и «The Coming», содержали тяжёлую атлетику в музыке, отличную клоунаду в лирике и невероятную гибкость материала. Сиквелы и триквелы альбомов приумножили успех, но даже такой талант не смог противостоять логичному. Клоунада, к сожалению, надоедает.
Эминему повезло больше. Нельзя говорить, что он однозначный шут, тематика работ Маршалла Мэзерса шире. В определённый момент артист окончательно переквалифицировался на «личное», нечасто доставая наряд арлекина из комода.
Вопрос автору: «Баста Раймс, по-твоему, умеет кривить смешно рожу, отпускать непристойные шуточки, да и только? Иди описывать свои впечатления о музыке на трёхтысячных пабликах вк». Ответ автора: «Баста Раймс до невероятного разнообразен. Он может сделать как любовный хит («I Know What You Want»), так и уличный гимн («NY Shit»). Тем не менее, Баста Раймс — клоун. Ведь специализация шута подразумевает уметь абсолютно всё, любой циркач подтвердит».
По правде говоря, синглу место где-нибудь на Marvel. Дело не только в обложке — тематически куплет Busta Rhymes составлен будто комикс, со всеми «pow» и «wow». Рэпер изображает из себя некоего Халка, в битве с лапотниками он разрушает бездарей как манхэттенские здания в финале Мстителей. К тому же, оба MC часто изображались в различных образах «сверхлюдей».
Busta Rhymes
Восхитительная бравада хозяина трека — по-настоящему показательный репрезент, выстроенный на фундаменте запредельных рифм (и двойные, и тройные — просто фестиваль составного райминга). Другие рэперы были бы рады написать 16 таких строчек, а Баста выдает в три с половиной раза больше. То, чего хватило бы на полноценную песню, называть просто «куплетом» язык не поворачивается.
«Bang on another song, I’mma have these niggas nervous
And nibble them like sunflower seed shell
And clipping they nails and dribbling in wetness»
Можно перевести по-уральски: «Вдарили на теме, лохи на измене / они грызут ногти, пот течет все время / Лузгаю, как семки, все это здесь племя». По-английски звучит остроумней. Видимо потому, что семена подсолнечника не снискали печальной славы в США.
«See these scales got my weight up heavy like three whales
And I shit on Ishmaels ‘til they’re stinkin' fouler than a weed smell»
Измаил — главный герой романа «Моби Дик». В произведении судно «Пекод» охотится за белым китом, который откусил ногу капитану корабля. По сюжету Моби Дик (так зовут рыбину) вламывает нормальных люлей экипажу. Подобно кашалоту из книги, Баста Раймс расправится со всеми «измаилами» на своем пути, а «вес» героя в рэп игре приравнивается к массе троих Моби Диков.
(От автора: стоит сказать, что Измаил — положительный герой книги и Моби Дик его трогать не стал)
«Cause I come from Haiti, I’m suggest you pay me
Don’t make me wanna spazz (Alalala)»
Гаити является самой бедной и одной из наиболее криминогенных стран в западном полушарии. Множество американцев стали жертвами «гоп-стопов» этого дружелюбного народа.
Слово «spazz» значит, грубо говоря, «наехать» на кого-то неожиданно. Кроме того, spazzing flow — одна из форм подачи материала в ямайской музыке. Баста Раймс имеет ямайские корни, так что игра слов зачтена.
На первый взгляд, панчлайны артиста не особо цепляют. Рэпер делает ставку на прорифмовку, где-то в ущерб глубине строк. Зато строение куплета напоминает большой кулак, настолько монолитный и соединенный рифмами, что слушать одно удовольствие.
Eminem
Все претензии к данной персоне заканчиваются на разборе его текстов. Рик Рубин говорил, что Shady ежедневно исписывает блокноты отличными панчлайнами, а до слушателей доносит лишь 2 процента своих наработок. И когда мы видим этот айсберг творений Маршалла, нам ничего не остается, как молча признать его статус в игре. Рэпера есть за что ненавидеть, но назвать Эминема ленивым невозможно.
Не то, чтобы артист стёр с лица земли Busta Rhymes. Скажем так — строчки номинального хозяина трека «на разогреве» уместны. Куплет Маршалла интересней и должен оставаться на десерт.
«But go through such a wide range of this emotion
That my rage has gotta squeeze through it sidewaysl»
В новую квартиру заселялись? Помните, как при переезде диван упирается в двёрной проем? Гнев Эминема имеет такое же свойство, вынести его можно лишь «боком».
«Hey Mrs. Abraham Lincoln
Other than your husband's fucking brains that were leaking
How'd you think that play was this weekend?»
Кого только не задевал Shady в своих треках. Пришла очередь Авраама Линкольна. Обращаясь к жене покойного президента, он вопрошает: «Не считая вытекших мозгов вашего мужа, как вам спектакль?»
«Fucking internet bloggers
«I sit in front of my computer all day and comment on
Everything, I'm an expert on everything, everything sucks, play the next song»
Guess if I hopped out your freaking laptop, you idiot prick
With Biggie and kicked the living shit out you, I'd be dead wrong»
Как много строк было посвящено хейтерам? Сосчитать тяжело, но это определённо одни из лучших. Зачитанные с намеренной издевкой и фирменным кривлянием Эминема, они отлично характеризуют редакцию (безусловно, не комментаторов) RAP.RU. Интересно, что сделал бы Шейди с журналистами Pitchfork?
Отметим интересную игру слов в последней строке. Прихватив с собой Бигги, Маршалл угрожает выбить все живое из критиков, хотя он и будет dead wrong (неправ, также это является названием совместной с Notorious B.I.G. композицией).
Куплет Eminem в очередной раз можно назвать эталонным. Однако, когда слишком высоко прыгаешь, даже продолжая прыгать так же высоко, люди привыкнут и будут ждать, когда ты взлетишь. В этом, по сути, главная проблема Маршалла — от него всегда ждут запредельного, а когда он делает «на пределе», не пересекая условную границу «The Way I Am», «Lose Yourself» или «Not Afraid», появляются скептики.
Итог
Нельзя сказать, что «Calm Down» — выдающаяся композиция. Пускай есть напор героя, словно на голове опять взросли дреды, привычно сильный гостевой визит Эминема, по-хорошему простой инструментал от Scoop DeVille. Трек настолько ортодоксален, что вакуум, ограждающий от современности, не дает зажечь искру.
Как где-то было написано, героин и ветчина — совершенно разные вещи. И если героин — это «Ante Up», «Sing For The Moment», «Break Ya Neck», то перед нами свиной окорок. Хорошо прожаренный, сытный, лучше размороженных пельменей. Но еду готовят «будничные» рэперы. MC уровня этих двух должны варить то, что Pusha T варганит на кухне.