Rap.ru открывает Стокгольм
Как съездить в один из самых дорогих городов Европы и попасть на концерты двух рэперов с фамилиями Картер.
Шведы любят говорить "йо". Я специально не выясняю, что это значит точно, хотя и догадываюсь — пусть в моей поездке будет немного символизма. Сюда я приехал за рэпом. За рэпом Картера и Картера.
Полгода назад мы с Никитиным уже пересекали границу, чтобы посмотреть на Кендрика Ламара, понимая, что в Россию он доедет только по прихоти какого-либо алкогольного бренда или не приедет вовсе. Или потом когда-нибудь. А на Ламара надо смотреть именно сейчас. Потом тоже можно будет, надеюсь, но сейчас интереснее. Тогда же Андрей написал: "В Россию, увы, никогда не приедут Lil Wayne или Drake. Сюда не доберется выступающий на стадионах Jay-Z. Никто здесь не потянет гонорар Kanye West. Эти слова вы, как говорится, можете отнести в банк". Спустя пару месяцев мы опубликовали расписание европейских гастролей Jay Z, в комментариях к которому добрый человек Karl St сообщил, что днем раньше в Стокгольме еще и Lil Wayne выступает. Пазл складывается — на одного Картера я бы еще подумал, а вот на двух по цене одного и думать нечего. Деньги улетают на счет Аэрофлота, а в ответ файл с расписанием вылета из Шереметьево и прибытия в Арланда приземляется в мой почтовый ящик.
Признаюсь, про "два по цене одного" я приврал. Швеция вообще страна такая, где всё наоборот — вдвое дороже привычного. Поездка на метро обойдется в полтораста рублей, сосиска в тесте в триста, а заход в толковый музей — полтысячи. Уж на что московские таксисты, дежурящие в аэропортах, родные братья лесным разбойникам, но шведы их бьют как детей. Стандартный тариф из Арланды в центр города — пятьсот крон, каждая из которых весит пять рублей. Завершим бухгалтерские подсчеты ценой билетов: младший Картер с Mac Miller вприкуску стоил 590 на танцпол, старшего с Тимбалендом вместе оценили в 670.
"All my swedish don’t look rich as fuck", — хочу я сказать о той молодежи, что довелось наблюдать мне эти три дня. Не выглядят, но наверняка являются, потому что практически все одеты в местные недешевые бренды, признающие из всех цветов только черный, белый и серый. На голове у парней какой-нибудь сложный кок, у девушек к волосам одно требование — блонд. В целом, все стереотипы о высоких белокурых шведах выросли не на пустом месте. Их, конечно, разбавляют смуглые люди всех оттенков смуглости, но именно что разбавляют, а не подавляют, как, например, в столице Франции.
Мне повезло: осенний Стокгольм, да еще с солнцем, это красота неописуемая. Деревья одновременно желты и красны и находятся с каменным городом в тесном симбиозе — ты камень, я дерево, давай жить вместе. Пресловутый скандинавский дизайн здесь представлен в лучшем виде, да и не дизайн он тут, а среда обитания, часть твоей жизни. Камень обтесан единственно верным для камня способом, дерево используется там, где кроме дерева не имеет смысла ничего более использовать. А люстры?! Шведы с ума сходят по люстрам, тут их громадные магазины, и это не те хрустальные грыжи, к которым мы привыкаем с детства, это люстры с большой буквы. Недаром почти ни в одном окне вы не увидите штор — любуйся нашей люстрой, прохожий! Что вы вообще хотите от страны, где даже принц заканчивал курсы графического дизайна?
Короткие наблюдения выстраивают свое представление о городе и стране, пусть наверняка и не всегда верные. Музыкальные народные герои — ABBA и Roxette. Первым уже есть музей, вторым еще нет, но можно ожидать. Шведский футбол не бог весть какой бренд (Вернблум, прости!), зато чуть ли не лучший сейчас футболист в мире Златан Ибрагимович встретится вам на каждом шагу: от футболок с его фамилией в каждом сувенирном до биллбордов, рекламирующих его мобильное приложение Unplugged. Всякий, кто выезжал в Европу, в первый раз удивлялся количеству инвалидов на улицах. Их там не больше нашего, просто им не приходит в голову, что выходить на улицы стыдно. А шведским чиновникам, что съезд с тротуара — это роскошь. Окончательно это стало понятно, когда на концерте Jay Z целый коллектив колясочников наблюдал за ним с удобных мест и никто на них не косился. Разве что я, с мыслью "разве так бывает?".
Born in the USSR, я не могу пройти мимо музея Астрид Линдгрен, очень детского, но до несходящей улыбки красивого. Очнувшись на шее громадной обезьяны, прихожу в себя и иду в сувенирную лавку при музее. И знаете что?! Эти шведы вообще ничего не понимают в сказках! Кругом одна Пеппи Длинный Чулок, поменьше мумий-троллей и вообще никакого Карлсона! Нет, все-таки Петр I был не так уж неправ. Куда это годится — без Карлсона? И не Пеппи она никакая, а Пиппи.
Приехав за день до первого концерта, я принялся изучать афиши. Стокгольм оказался городом щедрым на мероприятия, после Картеров сюда заедут J.Cole, Bilal, Black Milk. А вот устроители концерта Jay Z решили поиграть в квест и на афишах не указали вообще ничего, кроме его имени и названия альбома, мол, сами все узнаете. Как выяснилось позже, никого это не смутило, зал был полон.
Globe Arenas — громадный пузырь на острове Сёдермальм. Стокгольм стоит на нескольких островах и когда, опаздывая на Weezy, спрашиваю у местных ребят, где мне свернуть к концертному залу, довольно странно для меня, но обыденно для отвечающего звучит "направо, только море надо перейти" Я его пересекаю и тороплюсь в зал. Там, в натянутой на уши панамке уже вещает разогрев — Mac Miller. Сцена аскетична донельзя: только он и диджей, прямо за ними черная тряпка да пара экранов по бокам. Артист мне этот довольно безразличен, и я кручу головой по сторонам. Вот, например, стоит раковина с умывальником и стаканчики. Прямо в партере, пей, дорогой, платить не нужно! Вот безалкогольный бар с попкорном и колой. Вот оживляется толпа, когда Миллер толкает речь о том, что сейчас он исполнит одну из песен Notorios B.I.G. и если вам меньше двадцати трех лет и вы ее не знаете, то это окей, а если больше и вы все равно не знаете, то фак ю. Приняв этот фак на свой счет, иду к столу с мерчендайзом. Тут его много и разного, но какой-то он некачественный.
Вот аперитив ушел со сцены, пятнадцатиминутный перерыв на подготовку к выходу Wayne закончился, наступает кромешная тьма и-и-и... Падает черный занавес, гитарный рифф рвет уши, а на огромном заднике появляется красная гусеница, которая с мучениями вылупляется в бабочку с обложки альбома "I Am Not a Human Being II". На сцене полноценный бэнд, четверо скейтеров катаются по двум рампам (ага, на сцене рампы) и чертиком из табакерки выскакивает Weezy F. Baby.
|
Те его концерты, что доводилось видеть в сети, чаще всего выглядели очень скупо — на эстраде только он и его бешеная энергия. Но не то сейчас: группа слаженно играет все хиты, DJ 45 скрэтчит будто на дворе девяносто восьмой, а мэппинг на сценические конструкции может вас отвлечь от самого выступающего. Но не отвлечет, Lil Wayne полчаса без продыху переходит от одного хита к другому, не акцентируя внимание только на новом альбоме. Он фрэш — одежда с иголочки, на бейсболке болтается бирка, гриллзы сверкают как стробоскоп. "Я хочу сказать вам три вещи. Я верю в Бога. Я говна не стою без вас. И я говна не стою без вас". Всем в толпе очень нравится, что сам best rapper alive говна не стоит без них. Мне тоже.
Антракт нечасто встречается на концертах, но вот нам встретился. Рэпер уходит передохнуть, предварительно выкинув в толпу половину своей одежды, диджей ставит всякие хиты, шведы жуют попкорн. Он возвращается, уже привычно полуголый и вызывает на сцену своего папу Birdman. All black, с веригами на шее, тот помогает сыну исполнить "Million dollar pussy" и еще что-то, потом на одну песню присоединяется Mack Maine. Вообще, это отдельное удовольствие — смотреть как тысяч 8-10 людей с чувством подпевают припеву про дорогостоящую п***у, и слышать свой голос в их хоре. Заканчивается шоу проездом самого Wayne на скейте, он чинно раскланивается, вновь упоминает о связи этого зала с тем, что он не является экскрементом, а также вере в Бога. Занавес.
Старший Картер выходит на сцену спустя полтора часа после заявленного в афише времени. Как раз, когда Globe Arenas заполнилась почти до отказа — да, на старшего пришло как минимум вдвое больше людей. Очень разных людей: от седых бабуль до сорокалетних индусов. Не возьмусь утверждать, что бабушки были там по велению сердца, а не по желанию внуков, но индусы точно знали куда шли. До выхода мужа Бейонсе диджей нещадно спекулировал хитами любой свежести: от "джамп эраунда" до "рич эс фак" (привет вчерашнему!). И снова полная темнота, на разных уровнях сцены появляются музыканты, под разрывающее звуком и светом интро выходит Джей. Чтобы в зале не осталось ни единого намека на его однофамильца, действует по-серьезному и без остановки: "Holy Grail", "F*ckWithMeYouKnowIGotIt", "99 Problems", "Picasso Baby", "No Church in the Wild", "Tom Ford" — ура, он ломит, гнутся шведы.
А кто это такой широкий стоит за клавишами? У кого такой мощный загривок, будто прорубленный двумя ударами скандинавского топора? Это Тимбаленд. Он сегодня и вообще в этом туре за клавишника. Пока Джигга уходит передохнуть (антракты в моде!) Тимба развлекает публику попурри из написанных им хитов ("Get Ur Freak On", "Cry Me A River") и собственной новой песней. Новоиспеченный спортивный агент возвращается на сцену и спустя минуту толпа радостно вторит ему, что где-то в Америке сейчас тверкает Майли Сайрус. Она бы и на этом концерте не удержалась.
Разница в классе с Wayne обнаруживается в глубине скамейки запасных хитов. На тебе "Big Pimpin", на тебе "Dirt Off Your Shoulder", получай куплет из "Clique". Стоишь на ногах? Ну вот тебе "Run This Town", " Encore", "Izzo". Затем следует долгий интерактив — на сцену выходят два оператора, Jay показывает на особо понравившихся ему фанатов в толпе и их транслируют на большие экраны. Кто-то заслужил внимания винилом "Can't Knock The Hustle" (и получает автограф), кто-то футболкой Brooklyn Nets, знанием всех текстов назубок, а кто-то и просто большими сиськами. Счастье толпы можно грузить экскаваторами, и следуют контрольные "Empire State Of Mind", "Hard Knock Life" и под свет от тысячи мобильников — "Forever Young". Король может уходить.
По поводу таких стран, как Швеция, существует мнение, что там всё жестко по правилам и шаг влево-вправо жестоко карается. Ну нет — паленый Obey или Supreme можно найти в самом что ни на есть туристическом центре, а таксист предлагает довезти до аэропорта подешевле, но с выключенным счетчиком. Так что несмотря на два часа лета и старые военные счеты, общее у нас с ними есть. Разница в том, что им, чтобы видеть все самое актуальное, надо потратить 600 крон, а нам раз в пятнадцать больше. Ну ничего — отсель грозить мы будем шведу. И иногда приезжать.