Go, West. Как Канье Уэст изменил хип-хоп
8 июня 2013, 12:00 Авторы: Леша Горбаш

Go, West. Как Канье Уэст изменил хип-хоп

Сегодня Канье исполняется 36 лет, а до выхода "Yeezus" остается 10 дней. Мы вспомнили все разы, когда рэпер менял музыку раз и навсегда.

С самого начала карьеры Канье верил в собственную исключительность. "Я — свой любимый рэпер", — это он говорил ещё до выхода "College Dropout". Талиб Квели вспоминал, что Канье знал, какой сингл выпустит на своём втором альбоме ещё до того, как вышел первый. “Now I could let these dreamkillers kill my self-esteem or use my arrogance as the steam to power my dreams” — это из "Last Call", последнего трека "College Dropout". И эти строчки проходят красной линией через всю его карьеру.

Чувство собственной важности. Его у Канье всегда было в избытке. Дело в том, что теперь его важность признаёт и весь остальной мир. Все говорят о том, что Канье многое сделал для рэпа, но забывают уточнить, что именно, бросаясь словами "гений" и превосходными степенями. Мы вспомнили, за что конкретно современные рэперы должны быть ему благодарны.

ЗВУК






Ещё на первом "The Blueprint" Канье и Just Blaze разработали схему живого масштабного звука, который отлично звучал в оркестровой обработке. Идея достигла своего пика на альбоме "Late Registration": Канье писал его с Джоном Брионом: музыкантом, сделавшим себе имя на продюсировании киномузыки ("Вечное сияние чистого разума"). Всё это привело к "Late Orchestration" — закрытому концерту в Лондоне в сопровождении полноценного оркестра. Дальше живой звук перестанут считать диковинкой, всё большое число рэперов начнёт прибегать к помощи живых музыкантов (вспомните перерождение Ski Beatz), а на рубеже нулевых и десятых даже появился живой трибьют "Illmatic".

Late Orchestration — совершенно новаторское для своего времени предприятие: с оркестром записывались группы типа Metallica, но никак не рэперы.

Слушать: "Addiction"



ХИПСТЕР-ХОП







В 2007 Канье выпустил “Graduation”, главным треком с которого остаётся песня про better, faster, harder, stronger. Во-первых, “Stronger” серьёзно повлиял на рэп, каким мы знаем его сейчас. Во-вторых, это стало толчком для всей модной молодёжи середины нулевых: теперь у Канье перенимали стиль не только в одежде, но и музыке. Волна, где на гребне рассекали The Cool Kids и Kid Cudi накрыла хип-хоп в 2008. Узкие джинсы, футболки с принтами, рэйбэны — у апологетов всего этого появился полноценный саундтрек. И вы знаете, кого за это благодарить.

Хипстерские очки "жалюзи" на долгое время стали непременным атрибутом Канье, чуть позже они добрались даже до российских поп-звезд.


Слушать: "Stronger"




СТИЛЬ






Именно Канье (и, справедливости ради, Фаррелл) научил рэперов хорошо одеваться. На рубеже девяностых и нулевых рэперы носили либо широченные джинсы и футболки XXL, либо дорогие костюмы Armani. На первых порах над Канье наверняка смеялась большая часть рэп-сообщества: хоть его джинсы были не намного уже штанин остальных представителей жанра, но носил он их с яркими свитерами, поло и рубашками. За спиной при этом обязательно находился рюкзак. Чуть позже Канье избрал маскотом собственного альбома плюшевого медведя. Но вместо того, чтобы стать всеобщим посмешищем, он стал трендсеттером. И остаётся им по сей день. Посмотрите на окружение Канье (нет, не на легендарную парижскую фотографию): Common, Big Sean, Pusha T, 2 Chainz в какой-то момент вылезли из рэперской униформы и стали завзятыми модниками. Даже Jay-Z начал одеваться не только дорого, но и модно.

Одержимость Канье высокой модой стала поводом для многочиcленных шуток и материалом для десятка тумблогов. Рекомендуем, например, вот этот.




СТИРАНИЕ ВСЕХ ГРАНИЦ






2003 год, на своём "прощальном" альбоме “The Black Album” Jay-Z отдаёт дань уважения conscious-движению. "Если бы скиллы продавались, я бы стал Талибом Квели" — это как ничто другое демонстрировало границу между рэперами сознательными и представителями мейнстрима. Канье сделал всё, чтобы эта черта исчезла: синглами “College Dropout” стали “Jesus Walks” и “All Falls Down” — песни, по содержанию идеально подходящие упомянутому Талибу, вдруг оказались на первых местах всех чартов. Границу между мейнстримом и андеграундом Канье стирал не только в своем творчестве: он успел написать биты для Dilated Peoples, Mos Def, Scarface, того же Талиба. В какой-то момент Канье сделал казавшееся невозможным: на одном треке появились Jay-Z и Талиб Квели (ремикс “Get By”). Про зависимость от материальных благ Канье читает до сих пор (послушайте “New Slaves”), но в 2013 году никто не считает это сознательностью в мейнстриме — потому что границы больше нет.

Уэст написал бит для одного из главных хитов Dilated Peoples и даже снялся в их клипе. "Канье гений, — шутил потом Evidence. — Откуда я это знаю? Он сам мне сказал!".


Слушать: "Get By" (remix)



НОВОЕ R&B






Альбом “808s & Heartbreak” до сих пор остаётся самым странным в карьере Канье: с релиза “Graduation” прошло чуть больше года, как Канье показал первый трек со следующего альбома. Им стал роботизированный “Love Lockdown”, где рэпер не читает, а поет. Как выяснилось потом, рэпа на “808s” толком и не было, зато было много хорошей музыки. Ее мы до сих пор слышим в творчестве The Weeknd, Jeremih, The-Dream и других артистов, кодово обозначенных "новым R&B". Канье показал, как хип-хоп артист может сочинять грустные (слезливые) песни о любви, и при этом иметь не только женскую аудиторию. Без него у начинающего канадского рэпера Дрейка появились бы крупные проблемы со street credibility.

The-Dream считается продолжателем дела Канье, но, на самом деле, все наоборот: именно его пластинкой "Love/Hate" рэпер вдохновлялся при записи "808s".


Слушать: "Love Lockdown"



РЭП КАК ИСКУССТВО





Альбом “My Beautiful Dark Twisted Fantasy” на сегодняшний день — пик карьеры Канье. И, вероятно, магнум опус рэп-музыки последних лет. Пластинка была подана как произведение искусства: к нему сняли короткометражный фильм, обложкой снова занимался авторитетный современный художник, а делюкс-издание альбома долгое время не хотелось раскрывать — таким оно было прекрасным. "Рэп не штампуется, это искусство" — мог бы сказать Канье, если бы знал русский язык и не боялся прослыть плагиатором.

Альбому "My Beautiful Dark Twisted Fantasy" поставил 10 баллов авторитетный портал Pitchfork. Последний раз такую оценку он выставлял в 2002 году.


Слушать: "Power"


Канье Уэст — самое важное, что случалось с хип-хопом с девяностых годов. Он менял рэп, учил всех одеваться, стал голосом поколения, которое росло вместе с ним. Канье вырастил поколение, на котором теперь будет расти молодёжь десятых. Generation Канье.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я