Dr. Dre с нарисованным фингалом - еще не самая жесть
Пока бабушка Guf-а читает газету "Жизнь", сверстники ее внука листают цветные журналы и порой не прочь увидеть там что-нибудь о рэпе. Но, подчас на глаза им попадается такое, что их знакомство с хип-хоп-культурой завершается
Dr. Dre с нарисованным фингалом - это еще не самая жесть.
Подростковая пресса порой пишет о хип-хопе действительно выдающиеся вещи.
"Моя бабушка читает газету "Жизнь" – крутится в голове рефрен трека Guf-а, нового фаворита интернет-аудитории, чья звездочка начала свой восход отчасти благодаря участию в сборнике Rap.Ru. Осознавать это приятно, слушать новый трек – не менее, но разговор не об этом. Пока бабушка Guf-а читает газету "Жизнь", сверстники ее внука и подростки помоложе листают цветные журналы и порой не прочь увидеть там что-нибудь о рэпе. Но, подчас на глаза им попадается такое, что их знакомство с хип-хоп-культурой завершается едва начавшись.
О хип-хопе сегодня пишут все – даже те, кому этого делать не хочется. Например, журнал "Play" – издание авторитетное, и в областях рока, джаза и электроники сведущее. Из него я несколько лет черпал сведения о новых именах этих жанров, то есть являлся постоянным читателем, а значит и покупателем журнала. И меня всегда забавляло, как неохотно авторы "Play" мирятся с существованием такого жанра как рэп. То есть они подозревают, что такую музыку кто-то слушает, и это вынуждает их в каждом номере рецензировать пяток свежих дисков. И хотя авторы далеки от этой культуры, они твердо знают, что в Америке существует такое явление как гангста-рэп. Оттого и сводят любую рецензию к пересказыванию набивших оскомину историй на темы черного гетто – принято на такие вещи смотреть по возможности иронично и даже язвительно, намекая, что заняться рэпом пришлось только оттого, что в баскетбольную команду артиста не взяли ввиду хилости здоровья.
Немало и таких журналистов, которые в принципе ничего против хип-хопа не имеют, но слабо в нем разбираются. Достоверно знаю, что автор одного из музыкальных журналов прежде чем писать рецензию на рэп-альбом консультируется у знакомого рэп-музыканта на тему "похвалить или обругать" и далее действует в рамках полученного совета.
Слава богу, появился Эминем и дал понять, что лицо рэпа может быть вполне человечным, не обязательно черным и страшным, и самое главное – столь успешным, что никакая Бритни Спирс не конкурент. Козырь убедил даже самых твердолобых, к рэпу повернулись, но не факт, что лицом.
В последнее время мне в руки попадает журнал "Cool". Признаюсь в этом не без стыда, и все же признаюсь – потому что я, кажется, полюбил это издание. Да, они тоже пишут о хип-хопе. И некоторые статьи таковы, что десяти прочитанных строк хватает для пяти минут задорного и заразительного смеха. А после других на глаза наворачиваются слезы. Не могу не процитировать кое-что из опубликованного в "Cool" – клянусь, я не искал эти шедевры специально. Они скрывались в наугад открытых номерах. Страшно и подумать, что это не самые показательные материалы, и где-то в подшивках "Cool" скрывается еще более сытный фарш. Итак.
Об Usher'е в прошедшем году не писал только ленивый. И без особой причины – ведь милашка, атлет, девчонкам нравится. И в соответствии с серьезными информационными поводами, коих было несчесть. Вот и "Cool" спустя девять месяцев после выхода альбома "Confessions", самого успешного в карьере Usher-а, отмеченного совершенно фантастическими продажами, решил уделить этому диску немного внимания.
Однако, читая, ловлю себя на мысли, что какой-то злопыхатель подменил пластиночки в футляре, и вместо Ашера рецензент добросовестно отслушал какого-нибудь Диму Билана. И написал нижеследующее: "Жил-был такой неплохой певец, и звали его Майкл Джексон. Парень был ужас каким популярным, но потом карьера пошла на убыль. Знамя, выпавшее из рук подзабытого Майкла, подхватил певец Usher. Только вот зачем? На его диске "Confessions" нет ни запоминающихся хитов, ни мощного хип-хоп прогона. Только подвывания и вскрикивания. Джексон, помнится, работал в той же манере. Но он хотя бы танцевал, да еще как".
Ну, во-первых, к пластике Ашера претензий быть не может. Во-вторых, несостоятельно заявление об отсутствии хитов – под "Yeah" летом трясли попами даже завсегдатаи дискотек в окраинных домах культуры. Сходство с Майклом Джексоном оставляю на совести автора.
Или вот взять альбом Snoop Dogg-a "R&G: Rhythm&Gangsta Masterpiece" – ведь замечательный продукт. С помощью молодых профессоров звука The Neptunes пожилого гангстера Снупа блистательно перепозиционировали. Убойные хиты "Drop It Like It's Hot" и "Let's Get Blown", еще с десяток добротных треков – конкуренты обзавидуются.
Но даже на самые очевидные вещи авторы "Cool" имеют свое мнение. Читаем внимательно: "Гангста-рэпперов в США – как собак нерезанных (думается, напиши анонимный автор к примеру "поп-исполнителей в России – как дерьма в клозете", он был бы безжалостно откатан в анал прямо на редакционной планерке. А про рэпперов можно). Артист с собачим именем Снуп Догг – как раз из их числа. К сожалению, его новый альбом не блещет яркостью оформления звуков (а что это, простите?), достигнутых Эмом на "Encore", ритмом классиков Run-DMC (ну, батенька, новый век – новые ритмы) или экспрессией LL Cool J (вообще говоря, не самый яркий пример экспрессивного рэппера). Это просто очередной гангста-альбом со зловещими вскриками и брутальным бормотанием…". Сдается мне, автор рецензии и не расчехлял эту пластинку – хорошо если вообще подержал в руках. А доверчивый поклонник журнала "Cool" после прочитанного вряд ли воспылает желанием однажды этого артиста послушать.
Но рецензии – это еще не самое страшное. В рамках десяти отведенных строчек таланту тесновато. Развернуться по-настоящему можно в обстоятельной статейке. И когда для этого есть достойный информационный повод, нас радуют потрясающей детской непосредственностью.
Журнал "Cool" уделил достойное место инциденту на церемонии Vibe Awards – напомним, в этот день некий Джимми Джонсон, по слухам – "засланный казачок" Шуг Найта, ударил кулаком его давнего неприятеля Dr. Dre. За что ему "пощекотали ребра перышком" приближенные Доброго Доктора.
Рассказ о событиях радует первым же пассажем: "Шоу было в самом разгаре, когда на сцене появились Snoop Dogg и Куинси Джонс, также известный как 50 Cent". Вот это я называю "В десятку"!
Fuck, старичок Куинси, я помню тебя еще по хитам, которые ты писал Майклу Джексону, а ты и в те дни был немолод. Я даже не знаю, как ты выглядишь, но представляю тебя почтенным старикашкой. Я думал, ты давно уже отошел на покой... А ты, оказывается, раскачался до одури, набрался дурных манер и терроризируешь малыша Ja Rule. Оказывается ты и есть 50 Cent!
Но достойный материал должен быть еще и надлежащим образом оформлен. Ушлые дизайнеры, задействовав безграничные возможности "фотошопа", подрисовали Dre фингал под глазом и прокомментировали фразой "В той потасовке Dr. Dre серьезно досталось". Рядом – комментарии к фотографиям Eminem'a и 50 Cent: "50 Cent на этот раз не стал одевать бронежилет – и это спасло Dr. Dre" и "Эминем не смог прийти на тусовку, а так бы он порвал гада". Здравый смысл отдыхает.
Пытаюсь понять, стал бы я слушать хип-хоп, если бы лет так в 13 читал о нем подобную ахинею. Скорее всего, нет. Скорее всего, стал бы поклонником другого жанра. Мало ли хорошей радикальной музыки, до которой еще не добрались пытливые умы авторов подростковой прессы.