Havoc из Mobb Deep - кое-что из секретов мастерства
Двое злобных парней из Квинсбриджа выпустили свой первый альбом 12 лет назад. С тех пор они одни из самых известных представителей нью-йоркского стиля. Havoc aka H рассказывает про своем творческом методе.
Двое злобных парней из Квинсбриджа выпустили свой первый альбом 12 лет назад. С тех пор они одни из самых известных представителей нью-йоркского стиля. Это случилось не в последнюю очередь благодаря жестким битам Havoc aka H. Он-то и расскажет немного о своей творческой кухне.
Легенда гласит, что на заре Mobb Deep производством битов вы с Prodigy занимались вместе. Почему же ты продолжил, а он - нет?
Когда мы были на 4th & Broadway, то покупали биты. На тот момент моим любимым продюсером был Pete Rock. Вот я и сказал: "А чё, давайте у него купим". А он нам говорит, что за 50 штук напишет чего-нибудь. Я говорю: "Это ж 90% нашего бюжета". В общем, культурно сказали "нет". Ну и чего-то надо было делать. У нас был один битмейкер, но нас как-то не качали его биты. Но выбора не было. А потом его бабушка купила нам оборудование и понеслось. Я, правда, вообще не соображал, что с ним делать, но этот парень нам показывал.
Какая музыка вдохновила тебя заняться продакшном?
Такие биты как "T.R.O.Y." Pete Rock и "I'm gonna do you" Jungle Brothers. Музло типа этого и заставило меня заняться битами.
Когда это было?
Году в 92-93.
Давай, мы назовем несколько имен, а ты скажешь, как они на тебя повлияли. Large Professor.
Очень сильно повлиял. 5 микрофонов ему. Мы познакомились через Nas, когда Large продюссировал его демо. Он так работал с 1200, что ты бы никогда не подумал, что это возможно. Я стоял, смотрел на него и думал: "Он прямо больной какой-то".
Premier.
Я тебе расскажу кое-чего про Премьера. Когда мы писали Juvenile Hell (первый альбом группы - прим.), он сам пришел к нам на хату, наиграл нам биты и расслаблялся всю ночь! Ниггеры так давно уже не поступают. Мы хотели, чтобы он нам написал музыку и думали, что надо связываться через агентов или менеджеров его лейбла. А он: "Дайте мне адресок" и сам пришел. Мне было всего 16 и он пришел ко мне, расслаблялся, тусовал, сделал биты! Я такого не забываю. Я его за это люблю. Он настоящий мужик. Он нам сделал "Cop Hell", но мы не могли выпустить эту песню, т.к. Ice-T только выпустил "Cop Killer" и много шума было. Но Premier сделал нам "Peer Pleasure", который потом Large Professor ремикшировал.
Q-Tip (A Tribe Called Quest).
Еще один человек, который на меня очень сильно повлиял. Я слушал ATCQ и тот, кто разбирался в продюсерах тогда, знал, что у этой группы самые крутые биты, такие бодрые! Я все идеи по барабанам взял у Q-Tip'a и Ummah.
Alchemist.
Он сейчас один из лучших и я рад, что когда-то встретил его. Наш звук чем-то схож, но мы на разной волне. Я делаю свое, он свое, и получается отличный союз. Я всегда думаю: "Нее, мы этого чувака не отпустим".
Ваши первые два альбома были созданы при участии Q-Tip, Large и Premier. Когда ты решил, что уже все сам можешь?
После того, как сделал "Shook Ones", я сказал: "Вот теперь я могу". Но я тебе скажу, что я не слишком-то рад этому. Писать целый альбом - это не ахти какое удовольствие. Я ведь не из тех продюсеров, у которых есть и гитарист, и клавишник, и другие помощники - я все сам. Так что мне трудновато работать.
Расскажи, как ты работал с Biggie Smalls.
Puff позвонил мне, ему нужен был бит для Biggie. Я сочинил его, но не сохранил и он пропал. Puff сильно напрягся и пришлось мне еще один писать. Но ты же знаешь, ему надо чего-нибудь такого карамельного. Он позвал Stevie J., и тот добавил струнных.
Сейчас все обязаны "чистить" используемые сэмплы. Тебя как продюсера это волнует?
Нет. Я всегда был уверен, что за сэмплы надо платить. Люди, чью музыку ты берешь, старались, чтобы ее написать, так почему тебе она должна достаться бесплатно? И я тем более за то, чтобы "очищать" сэмплы, так как и меня могут сэмплировать. Я понимаю, что кто-то может быть мне признательным за музыку, которую он хочет у меня взять, но пусть он лучше заплатит мне. Мы все музыканты и должны уважать других артистов и платить им за тяжелую работу.
Когда ты начал использовать синтезаторы?
Где-то в 1999-2000. Хороший продюсер должен смотреть по сторонам и понимать, что меняется. Я понимал, что рано или поздно выезжать на одних сэмплах не получится. И сказал себе: "Надо заиметь синтезатор и поиграть с сэмплами". Я не клавишник, но у меня есть слух. Я не меняю звук, я делаю ему апгрейд.
Кому бы ты спродюсировал весь альбом?
Jay-Z.
Интересно. Но ведь твой звук вряд ли подойдет к его стилю.
Да, он зарежет эту идею. Он один из моих любимых рэпперов. Но именно потому, что люди думают, что это невозможно, я и хочу так сильно, чтобы это произошло. Мне очень хочется, чтобы он просто попробовал зачитать хотя бы на один мой минус. Я думаю, он мог бы сделать очень качающий трек.
Ты когда-то сказал, что биты - это как цвета.
Да, мне кажется, я могу их видеть. Сложно объяснить, но я могу видеть kick, hi-hat, snare, все эти вещи. И всегда так было. Как будто я в своем собственном мире и вижу их разными цветами. Это может понять только другой продюсер.
Расскажи нам о своем методе.
Я иду в музыкальный магазин, слушаю диски, какие-то покупаю. Потом иду в студию и слушаю их, стараюсь что-то откопать там. Но самое смешное, что я выбираю из них какой-либо звук, но совсем не тот, что планировал там, в магазине.
Многие продюсеры, начинавшие в то же время, что и ты, не смогли приспособиться к сегодняшней ситуации. Как тебе удалось?
Такова музыка, она развивается и никого не ждет. Старайся успеть за ней. Ну а если не можешь - проваливай, нах, из игры.