Пятый элемент – звезды, поклонники и их одежда
Хип-хоп дал миру не только всем хорошо известные четыре элемента. Практически с самого рождения этой субкультуры хопперы стали выделяться и своей одеждой. Некоторые стали называть это пятым элементом.
Хип-хоп дал миру не только всем хорошо известные четыре элемента. Практически с самого рождения этой субкультуры хопперы стали выделяться и своей одеждой. А там где речь заходит об одежде, вскоре обязательно поднимаются темы стиля и моды. Некоторые стали называть это пятым элементом. Некоторые рэпперы со временем даже стали попадать в списки Best Dressed (самых хорошо одетых людей). Kanye West там побывал еще до того, как продемонстрировал на зеленом ковре вручения премий Грэмми 2006 свои черные кожаные перчатки и блузу с открытой грудью (правда почему-то этот стиль моментально заставляет припомнить наряды Ленни Кравитца – прим.). Common сделал своей личной фишкой комбинацию кепки Kangol с бородкой-эспаньолкой. Оба рэппера известны своим тонким чувством моды. Но, безусловно, они далеко не самые первые представители жанра, которые являли миру свой собственный стиль. Рэп-пионеры Run DMC сделали своим фирменным знаком комбинацию Kangol, Adidas и тренировочных костюмов (правда, в отечественных условиях "треники" чаще являются отличительным знаком несколько иной прослойки общества – прим.). Вскоре стали появляться и чисто рэпперские одежные фирмы.
В начале 90-х мы стали свидетелями повышенного интереса дизайнеров и мира моды к хип-хопу. Кто-то сразу вспомнит такие марки как Karl Kani, Cross Colors, Fubu. Основатель империи Def Jam Russell Simmons также имеет собственный одежный лейбл Phat Farm. Как и положено флагману индустрии он был среди первых. Эта марка существует с 1992 года. Все они предшествовали появлению хорошо известных ныне линий Roc-A-Wear, Sean John и Baby Phat. Всем известно, что Roc-A-Wear – собственная марка Jay-Z, Sean John – принадлежит Diddy. Но одежный бизнес не обходился и без скандалов. Так, например, многие хип-хоп марки вроде Ecko и Akademiks, которые продаются у нас, зачастую являются тем, что обычно называют "дешевыми китайскими подделками". Трудно говорить за все Соединенные Штаты, но и там есть место удивлению. Несколько лет тому назад выяснилось, что фирменные футболки Sean John производятся в Гондурасе на полуподпольных фабриках. Местные жители там получали по 15 центов за каждую футболку, которая потом в штатах уходила по сорок долларов. Но это лишь вершина айсберга. В последнее время рэпперы создают собственные товарные линии один за другим.
Даже легендарный DJ Kool Herc не остался в стороне от происходящего в хип-хоп моде. В 2004 году и он открыл собственную одежную линию. Презентация состоялась 14 февраля на Magic International Fashion show. Вскоре он набрал более 150 американских и десяток международных дистрибьюторов. Его марка "Sedgwick & Cedar" рассчитана не только на тех потребителей, которым нужен выдающийся дизайн и графика, но и на тех, кому нужен скрытый смысл. В середине 70-х он организовывал первые вечеринки в Бронксе, которые обычно происходили по адресу 1520 Sedgwick Avenue. Вскоре их пришлось перенести на улицу рядом, потому что помещение не вмещало всех желающих. Из-за того, что уличная вечеринка создавала помехи движению транспорта, её сдвинули ниже по улице в Cedar Park. На дворе был 1973 год. Эти исторические места как раз и нашли свое отражение в названии новой торговой марки – именно там происходили первые так называемые block party. На презентации лейбла выступали Melle Mel, Grandmaster Caz, Sha Rock и Chief Rocker Busy Bee со своими вошедшими в историю хитами. Некоторые из пионеров движения изображены и на футболках Sedgwick & Cedar. Вся эта линия призвана донести уличный стиль одежды тех, кто когда-то начинал заниматься хип-хопом в первых рядах. Познакомиться поближе с историей этих мест и коллекцией одежды вы можете на www.sedgwickandcedar.com.
Как мы видим, сейчас многие рэпперы заводят собственные одежные лейблы. Но где же одеваются они сами? Что именно они носят в своих клипах, когда не занимаются коммерческой засветкой каких-то товаров? Вряд ли вы найдете такие вещички, как, например, одежда марки BAPE в супермаркете. Посмотрим, что интересного может нам поведать Phnewfula Frederiksen (имя произносится как new-fa-la с прононсом). Свой человек в мире моды и бывалый профессионал в музыкальной индустрии, она выросла в Токио. Оттуда же родом, кстати, и владелец торговой марки BAPE (Bathing Ape) по прозвищу Nigo, чья одежда пользуется среди артистов неизменным уважением. Phnewfula еще с детства заметила, что мода обладает собственным языком. Она твердо убеждена, что стиль - одна из наиболее действенных форм невербального общения, которая отображает то, кто ты есть и как ты хочешь чтобы к тебе относились.
С 2002 года функционирует её онлайновый бутик, который пытается удовлетворить вкусам ярчайших хип-хоп звезд. Среди пользующихся её услугами людей присутствуют такие имена как Pharrell Williams, Common, Nas и Kanye West.
- Во многом я обязана своим успехом изустной рекламе, когда один рассказывает обо мне другому. Мне, допустим, звонит представитель Nas'a и говорит "Хей, мне нужно подобрать какую-нибудь одежку. Можешь мне найти то-то и то-то?". Я стараюсь быть максимально дружелюбной к своим знаменитым клиентам. Ведь когда они появляются в городе, у них зачастую всего пара часов свободного времени. И им нужно успеть побриться, поесть и приготовиться к шоу. У них просто нет ни минуты на ходьбу по магазинам и подбор обуви и одежды. Я с ними разговариваю, выясняю, что им нужно, и доставляю это к ним в отель или на радиостанцию, где они дают интервью. И все счастливы.
Её интернет-ресурс сотрудничает с известными исполнителями, чтобы донести до рядового покупателя последний писк хип-хоп моды. На www.redlemonstore.com собран каталог ссылок на различные одежные сайты, а также там иногда появляются новые релизы артистов, которые сопровождаются публикацией их предпочтений в моде.
- У меня установлены хорошие отношения со многими артистами. Kanye был моей первой моделью, когда мы открылись в 2002 году. Он мне нравится. Я не делаю что-то только ради того, что человек продал много дисков. Я люблю Common'a. Думаю, он здорово освежает хип-хоп. То же самое и с Kanye. Мне нравится его музыка, его драйв, его самоуверенность, все это. Я горжусь тем, что он был на моем сайте.
Семь лет, которые Phnewfula провела в музыкальной индустрии, помогли ей заметить прямую связь между музыкой и модой, как формами искусства. Получился мощный тандем, продвигающий свободу слова и самовыражение. Она всегда в курсе тенденций, влияющих на хип-хоп моду.
- Определенно сейчас есть тенденция "grown and sexy". Мы сейчас наблюдаем разделение в хип-хопе между молодежью, которая занимается собственными вещами и возрастными, более авторитетными людьми, которые и задают тон. Я не могу с абсолютной уверенностью отнести Kanye к возрастным и авторитетным, но то, что он тоже устанавливает правила – безусловно. Я также считаю и Andre 3000 одним из таких законодателей мод.
Многие рэп-критики обращают внимание на различные коммерческие аспекты сопутствующие хип-хоп музыке: вульгарная реклама в песнях и длинный, все более увеличивающийся, список артистов занимающихся продвижением разных товаров. Складывается такое ощущения, что каждый день очередной рэппер презентует свою одежную линию. Вы можете подумать, что все это им нужно для шоу. Но этого просто не может быть, не так ли?
- Кто-то да, кто-то нет. Я не думаю, что кто-нибудь из Evisu (производитель джинсов – прим.) звонит Jay-Z, чтобы гарантировать, что он не предпочтет им Diesel. Понимаете о чем я? Но я думаю, что другие рэпперы упоминают в своих текстах одежные линии и прочие марки, просто для того, чтоб поддержать свой статус. Вот когда Jay-Z впервые заговорил о Maybach-е (престижная марка автомобиля – прим.), многие ли могли сказать "да, у меня тоже под окнами припаркован Maybach", если его там на самом деле нет? Вы можете не знать точно, что это такое, но если так сказал Jay-Z, то похоже это одна из самых дорогих тачек. Вы по этому поводу, возможно, скажете, что он это делал для понта. На самом деле многие рэпперы надевают какие-то вещи именно потому, что им они нравятся. А потом мы видим других людей, которые носят то же самое, чтобы пофорсить в клубе.
Хип-хоп мода и дальше будет влиять на очередные поколения. Артисты и их поклонники находят новые пути взаимопонимания.
- Моя миссия в том, чтобы сделать хип-хоп моду доступной для каждого. Я получаю много заказов из студенческих городков. Из Висконсина, из Айдахо, оттуда, где нет под боком супермаркетов Nordstrom или Neimann.