Ice Cube
Если на Востоке главными борцами за права черных считались Public Enemy, то на Западе таковым был Ice Cube.
Начало банальное для таких историй – Ice Cube вырос в скромной семье в бедном квартале Лос-Анжелеса. Его настоящее имя О'Ши Джексон.
Уже юношей Ice Cube прослыл талантливым рэппером, чьи рифмы – не образцы высокой поэзии, но хлесткие, легко запоминающиеся строки – необычайно быстро находили почитателей. Сначала его приметил начинающий музыкант Dr. Dre – Cube стал одним из первых "литературных негров", поработавших на рэп-наследие "Доброго Доктора". Через Dre наш герой навел коннект с представителем лос-анджелесского криминалитета Эриком Eazy-E Райтом.
Наркоторговец из Комптона инвестировал средства от торговли крэком в свой лейбл Ruthless Records. Он предложил Кьюбу сочинить для него какой-нибудь текст и неожиданно получил будущий хит "Boyz-n-the-Hood". Уцепившись за талантливого юношу, Eazy предложил ему сформировать группу N.W.A (Niggaz With Attitude). Вместе с ними в команде работали упомянутый выше Dr. Dre, а также не оставившие столь значительного следа в истории MC Ren и DJ Yella. Ради участия в "супергруппе" Ice Cube бросил институт.
Коллектив N.W.A. прожил недолго. Но считанное число артистов оказало на жанр подобное же влияние.
После альбома "Straight Outta Compton" они стали иконами. В 1989-м бескомпромисная песня "Fuck the Police" заставила руководство ФБР писать гневное письмо в адрес выпускающего лейбла и поднять шум в конгрессе. Успех был потрясающий.
Отпахав 4 года на каторге Eazy-E, сочинив подавляющее большинство текстов для N.W.A. и сольников Eazy-E, Cube прикинул прибыль своего босса, сравнил со своими крохами и покинул эту компанию. Естественно, жестоко обидевшись. А кто бы не обиделся? Вот и Ice Cube был несколько раздосадован. Потому что через год крепко прошелся по бывшим друзьям-товарищам в песенке "No Vaseline", повеселив общественность строчками, о том, что "хер Eazy пахнет говном MC Ren'a". Но популярность к нему пришла отнюдь не из-за смакования натуралистических подробностей.
Первый же альбом, выпущенный "Кубиком" в 1990 году, срывает банк. Если на Востоке главными борцами за права черных считались Public Enemy, то на Западе таковым становится Ice Cube. Каждая вторая песня на дебютном "AmeriKKKa`s Most Wanted" - хит. А песен было 16! В том числе такое "мясо", как: "The Nigga Ya Love To Hate", "AmeriKKKa's Most Wanted", "Who's The Mack?". Священная ярость кипела в сердце Кьюба – коллеги по NWA скурвились, поселились в богатых особняках, но он по-прежнему клялся в вечной верности вскормившим его улицам и уделял причитающуюся долю "теплых слов" всем притеснителям черной расы. При этом не нужно забывать, что Cube не был ангелочком – в своих песнях он давал чертей корейцам, азиатам, педикам, политикам, а в добавок был сексуально распущен – настоящий подонок и пугало для блюстителей нравственности.
Следом за альбомом выходит очень успешный макси-сингл "Kill at Will", а в 1991 – шедевральный "Death Certificate" (на обложке которого изображен лежащий на каталке труп), лишь на месяц опередивший знаменитый черный бунт в Лос-Анжелесе. Беспорядки, продолжавшиеся несколько дней, были вызваны оправдательным приговором суда по делу полицейских, избивших черного Родни Кинга и запечатленных случайным свидетелем. Имя Родни Кинга стало нарицательным – он часть истории борьбы черных за свои права – и прозвучало в текстах многих рэперов. Видеозапись этого инцидента облетела мир, став катализатором самых крупных уличных беспорядков в современной истории Америки. После этих событий жесткий "Death Certificate" выглядел пророческим, а сам Cube стал живым символом сопротивления – примерно как Ленин, Че Гевара и Мартин Лютер Кинг.
В 1992 году вышел еще один отличный альбом "The Predator" (с боевиками "Check Yo Self", "Wicked" и "It Was A Good Day"), закрывший (по мнению части поклонников и критиков) славную историю Ice Cube. Следующий диск "Lethal Injection" был похож на смертельную инъекцию для самого Айс Кьюба, как автора актуальных для своего времени альбомов. На сцене Америки звучал "Chronic" Доктора Дре. Надвигалась эпоха G-фанка, критика всего и вся не находила прежнего отклика у слушателей. Бунтарям показали деньги...и время бунтов закончилось – новыми героями стали удачливые парни с большими "мазафакер ганами" и толстыми цепями.
Ice Cube не отошел от дел – на его счету были записанные с интервалом в два года альбомы "War & Peace" (соответственно первая и вторая части; на второй Cube, Dre и MC Ren прощают былые обиды и делают совместный трек "Hello", породив слухи о воссоединении N.W.A.), сборники лучших вещей и бутлегов, продюсирование Da Lench Mob и Yo-Yo, участие в рок-фестивале Lollapalooza и совместная работа с металлистами Korn; биф и примирение с другими важными калифорнийскими рэпперами, командой Cypress Hill; наконец объединение с единомышленниками Macк 10 и WC в группу Westside Connection и издание двух альбомов ("Bow Down" - 1996, "Terrorist Threats" - 2003).
Но возможно и этот внушительный список свершений и достижений не позволял бы ему по-прежнему считаться звездой высшего эшелона, если бы параллельно Айс Кьюб не добился бы выдающихся успехов в кинобизнесе.
Ice - один из немногих рэпперов, которых на полном серьезе получается называть киноактерами. Дебютом Кьюба стал культовый фильм "Boyz N the Hood", посвященный реалиям гетто. Эту же тему эксплуатировали следующие его роли в "CB4" и "Tresspass". Но первым настоящим успехом стала культовая комедия "Пятница".
Ice Cube был режиссером, сценаристом, продюсером и исполнителем одной из главных ролей. Комедийные задатки его партнера Криса Таккера и отличный саундтрек, собранный из лучших образцов хип-хопа 1995 года, стали залогом успеха фильма. "Пятница" и поныне пользуется любовью поклонников хип-хопа всех поколений. На волне успеха Ice Cube открывает собственную кинокомпанию – Cube Vision.
В 1997 году Ice Cube снимается в "Анаконде" с Дженифер Лопес, в 1999 – в "Трех королях" с Джорджем Клуни и Марком Уолберком. Комедии "Следущая Пятница" (продолжение, как водится, оказалось слабее оригинала), "Все о Бенджаминах", "Парикмахерская" и "Пятница после следущей Пятницы" делают Кьюба завсегдатаем съемочных площадок.
В 2006-м Cube триумфально вернулся в игру с альбомом "Cry Now, Laugh Later", доказавшим, что калифорнийский звук конца 80-х может быть востребован и в двухтысячных. Не изменяя себе, он продолжает делать рэп социальный, негодующий, тычущий вас лицом в каждую житейскую несправедливость, изучающий природу таких явлений, как власть, расизм и социальное неравенство.
В раздавленном корпорациями мире даже поклонники рэпа как правило не ждут многого от инди-релизов, восхищенно взирая на мейджоры с их ожерельем суперпродюсеров, грандиозными бюджетами и медиа-машиной. Думаю, Ice Cube, без напряжения нашел бы место под зонтиком одного из лейблов. Но нет – "Смогут ли рекорд-компании сделать для меня что-то, что не по силам сделать мне самому? Да нет конечно", говорит он. И идет своим путем.
В устах юнца из андерграунда такие слова выглядели бы позерством. Но это говорит человек, который в игре уже 20 лет. Который был звездой, когда Тупака и Ноториуса еще никто не знал.
Дискография
AmeriKKKa`s Most Wanted / Priority / 1990
Death Certificate / Priority / 1991
The Predator / Priority / 1992
Lethal Injection / Priority / 1993
War & Peace, Pt.1 / Priority / 1998
War & Peace, Pt.2 / Priority / 2000
Cry Now, Laugh Later / Lench Mob / 2006
Raw Footage / Lench Mob / 2008
I Am the West / Lench Mob / 2010