Travis Scott - UTOPIA
5 августа 2023, 17:11
Наше мнение о самом громком событии этого года на данный момент
КАНЬЕ
Kanye West – новатор. Каждый его альбом вращал звуковой вектор всей музыкальной галактики на 360. Альбом «808s & Heartbreak» положил начало автотюновой революции и дал понять – рэп может быть личным и звучать не хуже, чем поп. «Yeezus» показал, что рэп может существовать в форме экспериментальной электроники. Kanye всегда выводил новые формулы, в результате чего замысловатый рэп-альбом сегодня может звучать, как целая эпопея.
ТРЕВИС
В 2012 году Travis Scott стал подписантом лейбла G.O.O.D. Music, основанного Kanye West. Под влиянием его гения Travis выпустил несколько значимых для индустрии пластинок, из которых особенно важны корневые микстейпы «Owl Pharaoh», «Days Before Rodeo» и громкие номерные альбомы «Rodeo» и «ASTROWORLD». Travis – прямой звукопреемник Канье: перенимает его идеи и перерабатывает их так, чтобы они звучали оригинально.
МАЙК ДИН
Фирменное звучание Тревиса – суммарное значение влияния Канье и способности продюсера Майка Дина оживлять синтезаторы. Сотрудничество со Scarface способствовало тому, что Дина заметил Kanye и пригласил поработать над «The College Dropout». Сотрудничество вышло из под контроля и определило новый мировой звук.
«Окей, это дерьмо полностью вышло из под контроля» (HYAENA)
ГРЭММИ
В 2019 году «ASTROWORLD», написанный Тревисом во взаимодействии с Майком Дином, был номинирован на «Грэмми» в категории «Лучший рэп-альбом». Однако, статуэтка была отдана Cardi B за альбом «Invasion of Privacy». Это стало первым ударом для Тревиса. В Youtube можно найти его реакцию, он крикнул «Fuck!».
«Мне не понравилось, как c «Астро» обошлись на церемонии, окей, я понял, придется превратиться в зверя» (THANK GOD)
ФЕСТИВАЛЬ «ASTROWORLD»
Как и Канье, личности Тревиса Скотта близки ошеломляющие перфомансы. Концерт внутри видеоигры, самая продаваемая игрушечная фигурка, фирменное комбо в Макдональдс, коллабы с Air Jordan, зрелищные выступлнения, собственный фестиваль… 5 ноября 2021 года на фестивале Astroworld в давке погибли 10 человек. Тревис не остановил концерт.
Если бы они только знали, на что пошел бы Скотти, чтобы спрыгнуть со сцены и спасти ребенка (MY EYES)
СНЕГ В АДУ
После произошедшего Тревис попал в зону всеобщей критики и череду судебных тяжб, по результатам которых вина артиста в случившемся не была установлена. Эта тема стала красной тряпкой для прессы, но никто так и не решился написать о внутреннем состоянии человека, на личном празднике которого погибли 10 человек. Travis Scott не стал торопиться с новым альбомом.
«Я еду сквозь ад, и привез снег» (HYAENA)
ПРОМО
И все же пластинка была анонсирована. К несчастью для Тревиса, на альбом было возложено слишком много надежд. Отчасти, это дело рук самого Тревиса. Выступая сопродюсером, он упоминал, что вдохновлялся своими первыми работами, в связи с чем аудитория внушила себе, что их ждет нечто точь-в-точь как «Rodeo» и «ASTROWORLD». Градус ожидания умножали инсайды с загадочным чемоданчиком с надписью Utopia в руках суперзвезд, анонсированная эстетика инуитов, история с планированием презентации альбома у пирамид Гизы, многочисленные рабочие обложки альбома, на которых нашлось место даже российскому рублю. Люди не знали, чего им ждать, но настроились на повторение его лучших работ.
K-POP
В названии скрыта отсылка вовсе не к музыкальному жанру.
K-POP – это леденец (lollipop) с кетамином (K), вызывающий резкий всплеск эйфории и полное расслабление*
Первой весточкой с альбома стал неоднозначный сингл «K-POP» с участием хитмейкеров The Weeknd и Bad Bunny. От классического звучания Тревиса в нем нет практически ничего, а сам трек представляет собой пуэрто-риканский грув на основе реггетона с элементами афробита и бразильского фанка. В глаза бросилась максимальная ориентированность лид-сингла на коммерческий успех. Все шло в разрез ожиданиям. Все было очень странно.
UTOPIA
Глаза из орбит. 16 именитых продюсеров, среди которых, Mike Dean и Kanye West, Metro Boomin, The Alchemist, Guy-Manuel De Homem (Daft Punk), Pharrell Williams. 21 звездный гость, в числе которых Drake, Beyonce, Kid Cudi, Playboi Carti, Future, James Blake, 21 Savage, Westside Gunn. 19 треков и конечно же, спорный «K-POP» в трек-листе. Нажимать на «Play» впервые за долгое время было волнительно, ради этого уникального ощущения безусловно стоит слушать музыку.
UTOPIA – сложное, бесструктурное, сверх (но не –пере) насыщенное эстетское звуковое приключение, которое с первого раза переварить непросто. Но в сети пластинку моментально раскритиковали за все подряд.
Одни за то, что не «Rodeo», другие за то, что самоповтор, третьи за подражание Канье и использование инструменталов, предназначенных для «Yeezus» и «Donda», четвертые за недостаточность смысла, пятые за наезд на Кайли Дженнер и Тимоти Шаламе, шестые за то, что «MELTDOWN» с Drake – не SICKO MODE, седьмые за отсутствие южного колорита, фальшь и не искренность, восьмые за сложный продакшн, девятые за пустоту, десятые за трек с Kid Cudi, демо которого гуляло по просторам интернета еще в 2014 году и так далее. Авторитетный в штатах электронный журнал Pitchfork разнес «Утопию» и поставил ей оценку ниже, чем альбому свинки Пеппы «Peppa’s Adventures» (5.7 против 6.5).
Но правда в том, что «UTOPIA» - прекрасный альбом. Тревис собрал лучшие музыкальные веяния последних десяти лет воедино и скомпилировал их в один большой музыкальный опус, в котором хоть и не открыл ничего нового, но крайне удачно запечатлел в одном фотоснимке всё, над чем работали самые прогрессивные музыканты нашего времени.
Самый громкий рэп-альбом 2023 года начинается с сэмпла британской прогрессив-рок группы Gentle Giant, и сходу превращается в ультрамодный осовремененный бумбэп (HYAENA, LOST FOREVER), с переходами в излюбленное синтезаторное озорство и развивается широченными шагами, отсылающими к экспериментам на «Yeezus» (THANK GOD, MODERN JAM, SIRENS, CIRCUS MAXIMUS), оставляя простор для личной рефлексии (MY EYES), традиционным уколам в адрес коллег по цеху (MELTDOWN), и мрачной «тревисскотовщине», которой на альбоме более, чем достаточно, и которую, на самом деле, все так ждали (GOD’S COUNTRY, TOPIA TWINS, TELEKINESIS, TIL FURTHER NOTICE).
Альбом просто переполнен всевозможными отсылками ко всему, что было в моде, вошло в моду, и остается в ней по сей день. К примеру LOST FOREVER с Westside Gunn - изящная дань уважения перерождению старошкольного звука и второму дыханию продюсера The Alchemist, из под пера которого за последние несколько лет вышло бесчисленное количество архиважных пластинок с ориентиром на винтажное возрождение классики.
Трек с Beyonce “DELRESTO (ECHOES)” – хоть и представляется странным музыкальным решением, но в своей сути олицетворяет низкий поклон вышеупомянутому «808s & Heartbreak» (интерполяция трека «Coldest Winter»).
MELTDOWN с Drake с улыбкой заставляет вернуться к первым впечатлениям после прослушивания SICKO MODE, и структурно вторит ему (использован прием инструментального разделения трека на несколько частей).
Даже «K-POP» в альбоме слушается совершенно иначе и в совокупности с «LOOOVE» настолько вовремя и настолько экстравагантно разбавляет общую тягучую атмосферу гремящих синтезаторов, что общая картина собранной воедино «Утопии» преображается до неузнаваемости.
С музыкальной точки зрения UTOPIA - настоящее произведение, ценность которого, скорее всего, можно будет осознать только через несколько лет, когда музыка до неузнаваемости изменится вновь и вновь. На сегодняшний день мы имеем самый заметный в 2023 году альбом, аналогов которому нет, но не факт, что не будет. Поэтому «альбомами года» разбрасываться не станем. Просто послушаем снова.
*Обязательное послесловие. Данная статья подготовлена в целях освещения музыкальной новинки авторства Travis Scott. Портал является сторонником здорового образа жизни и противником пропаганды наркотических средств в любом виде. Упоминание любых веществ в данной статье связано лишь с дословным переводом наименования песни артиста Travis Scott.