Travi$ Scott «Rodeo»: рецензия на альбом
8 сентября 2015, 18:00
Объясняем, почему «Rodeo» это «Man On The Moon» из параллельной вселенной.
Не прошло и недели после выхода «Rodeo», а некоторые фанаты уже окрестили альбом главным разочарованием года. Не хочется вновь вспоминать слова одиозного классика, но «ваши ожидания это ваши проблемы». Трэвис Скотт никого не обманывал – обманулись сами слушатели. Привыкнув к испепеляющим каждый сантиметр пространства бэнгерам вроде «Upper Echelon» и «Don’t Play», люди надеялись увидеть в дебютном альбоме Скотта настоящий пожар, который унес бы с собой души каждого нажавшего на Play адепта. Он должен был превратить всю рэп-индустрию в неистовое пекло, на останках которой воздвиглась бы новая Мекка имени La Flame.
Но Трэвис выбрал иной путь. Все эти годы его питала ярость, давая ему энергию и превращая его выступления в один большой демонический рейв, на котором зрители словно примеряли на себя маски культистов. Она никуда не исчезла, но перестала быть единственным источником силы. Пока фанаты продолжали ждать безудержного пламени, Скотт постарался обуздать его, выбрав в качестве ориентиров для «Rodeo» двух своих главных вдохновителей – Канье Уэста и Кида Кади. И это не могло не отразиться на финальном образе пластинки.
Главная претензия к Трэвису, начиная с «Owl Pharaoh», у случайного слушателя была в абсолютной пустоте большинства песен – не музыкальной, а именно текстовой. Никто не требовал от него хитрого сторителлинга, но информативность большинства треков La Flame стремилась к нулю. А объяснение скрытых метафор от самого автора лишь добавляла неопределенности – кто-то вообще мог догадаться, что в прошлогодней «Skyfall» Трэвиса перестали торкать не наркотики, а современные рэперы? При этом ему хорошо удавались новации музыкальные, и с каждым годом его эксперименты со звуком становились все более захватывающими. Именно поэтому его практически одновременно заметили Канье и T.I., увидев в нем потенциальный голос нового поколения.
Три года Скотт искал себя, пройдя долгий путь от музыкального бастарда и отшельника до одного из главных визионеров современной индустрии. К его прогрессивному видению апеллировал Канье во время записи «Yeezus», и вскоре из талантливого, но неопытного подражателя, он превратился во взрослого артиста, уникального в своем роде. Каждый раз он старался раздвинуть границы современного хип-хопа, превращая автотюновые баллады Новой Атланты в мрачные ноктюрны, а южные бэнгеры – в оккультные музыкальные ритуалы. И «Rodeo» в каком-то смысле венчает эту трансформацию. Это в первую очередь не попытка угодить фанатам и покорить критиков, но победа над собой.
Дебютная пластинка Трэвиса удивляет с первых секунд, когда слушателя встречает не гулкий бит, а вступительная речь T.I., предстающая потусторонним оммажем на «Man On The Moon». И по ходу прослушивания это ощущение лишь усиливается. Перед нами уже не просто набор треков, объединенных лишь общим авангардным звучанием – а история пути Жака Уэбстера (настоящее имя рэпера), молодого бунтаря, мечтателя из Хьюстона, который пришел в этот мир, чтобы совершить настоящую музыкальную революцию. Если наполненный дымом шаттл в голове Кади, который питал его полное боли разбитое сердце, уносил нас в полет на близкую к нашей планете Луну, то разум Трэвиса устремляется к неизведанным еще горизонтам, прочь от Солнечной системы.
Наш герой на мгновение забывает о своем обжигающем псевдониме La Flame и, беря пример все с того же Кади, чуть ли не впервые в своей карьере распахивает перед слушателем свою душу. Порой неловко, порой чересчур агрессивно, но этого оказывается достаточно, чтобы взглянуть на музыку Скотта и его личность с другой стороны. В некоторых треках он действительно отходит от стандартных для себя тем любви к девушкам и наркотикам, оглядываясь на свое прошлое, рассказывая о своей семье, нелегкой дороге к успеху, погоне за своей мечтой в Лос-Анджелес и пришедшей вслед за славой депрессией. Никого не напоминает?
Однако там, где у Кади были пусть и абстрактные, но цельные, душераздирающие истории, которые он заставлял переживать вместе с ним, у Трэвиса лишь сотканная из сотен лоскутов летопись, в которой еще видны тлеющие от бланта дыры. Он словно безнаказанно проник в созданный Каддером мир и с присущей ему яростью разбил вдребезги весь концепт «Man On The Moon», смешав оставшиеся осколки в безумный коктейль из мрачных синтезаторов, гитарных запилов с вкраплениями индастриала и нойз-хопа. Смешать, но не взбалтывать. Выпить одним глотком и пропустить свое ускоренное препаратами сознание через автотюн.
В итоге абстрактность повествования остается, но теряется человечность. Тот секретный ингредиент, который так цеплял в историях Кади, и который ненароком упустил Трэвис. Именно поэтому в «Rodeo» так мало самого Скотта, частички его души приходится искать между строк, попутно отсеивая бесконечные рассказы о вечеринках, горделивое бахвальство о снятых моделях и прочие атрибуты жизни рэп-звезды.
Но если не пытаться строить из себя музыкального Шерлока Холмса, а просто получать от «Rodeo» удовольствие? В таком случае все становится гораздо проще, и перед нами предстает одна из самых интересных записей этого года. «I am everything except a rapper» – верно признается Трэвис в конце «Apple Pie», и это чистая правда. Вы можете ругать его технические данные как MC, журить за разрозненные тексты – все это неважно, поскольку в первую очередь он артист, причем такой, которых в английском языке называют «sonic genius». В свои 23 он пришел к тому, для чего Канье потребовалось около 10 лет – он стал не битмейкером, не рэпером, но музыкальным архитектором. Пусть вас не смущает отсутствие Скотта в списке продюсеров на большинстве треков. Перестав в одиночку писать биты, он стал скорее куратором, творческим лидером для участвующих в записи музыкантов, настроив их на нужную волну, чтобы вместе создать свой magnum opus.
Трэвис чувствует музыку как мало кто другой, и на «Rodeo» это особенно заметно. Собрав вокруг себя команду из таких же молодых продюсеров, Скотт оперся на плечо великого Майка Дина и, заставив всех войти в резонанс с собственным видением мира, вывел свой фирменный звук на новый уровень. Видно, что во время студийных сессий «Yeezus» парень не просиживал штаны с блантом в руках, а постоянно впитывал каждое слово своего наставника, до мельчайших деталей разбирая творческие методы Канье, дабы затем применить их для записи своего альбома.
Дебютная пластинка Трэвиса Скотта это не то неистовое музыкальное родео, посетить которое мечтали поклонники артиста, выведя хайп вокруг проекта на какие-то небывалые высоты. Родео – жизнь самого La Flame, повороты которой, подобно разъяренному быку, так и норовят сбросить его с седла. Убивающие сознание, но помогающие пережить падения наркотики; таинственная порнозвезда из Беверли-Хиллз, по чьему следу он продолжает идти (90210); угасающая с каждым днем вера в любовь, что оставляет на месте сердца предательски тлеющий уголек (Pray For Love); тоска по родным краям, которая виднеется в отражающихся в стеклах отелей зрачках (Dis Side) – нет, «Rodeo» совсем не про бэнгеры.
Трэвис сжигает не музыкальную индустрию, а собственные страхи и боль, расплавляя их в музыкальном скрежете. «I need my own remedy, my own legacy / Yeah I don't want your apple pie, mama» – говорит в конце альбома уже повзрослевший, прошедший сквозь множество испытаний Скотт. Он обнажает душу лишь затем, чтобы поведать миру о своем сражении за мечту. И, выйдя из этой схватки победителем, он начинает создавать свое собственное наследие. Возможно, именно это имел в виду Theophilus London, сказав после прослушивания «Rodeo», что этот альбом изменит умы молодежи.
Для некоторых Трэвис, может, и проиграл битву за любовь слушателя, но главное, в затяжном родео он одержал победу над самим собой. «Rodeo» – удивительная пластинка, яркая и амбициозная, которой для статуса геймченджера не достает проработанной концепции и более выраженного повествования. Это мрачная, авангардная музыка, которой по-настоящему живет и дышит лишь один человек на свете – Трэвис Скотт. Порой отталкивающая и вызывающе тяжелая, но неизменно атмосферная, с собственным неповторимым стилем.
Как и в «Man On The Moon», в конце «Rodeo» не ставит точку, а оставляет сплошные вопросы: «Добьется ли он успеха? Стоило ли оно того? Одержал ли он победу? Переживет ли он родео?». Голос T.I. угасает, предоставляя слушателю право ответить на них самому. Проблемы хьюстонского мальчика, превратившегося в одержимого музыкой шамана, остались позади. Впереди нас ожидает еще более безумное родео, в котором Скотту только предстоит поучаствовать. Бронируйте билеты в первый ряд, пока не поздно.