Самые семплируемые артисты – места в первом ряду партера
В разные времена наибольшей популярностью пользуются разные стили. Было время рок-н-ролла, тяжелого металла, диско-музыки. И в каждый из этих отрезков времени количество артистов, разрабатывающих соответствующую нишу, исчислялось сотнями и тысячами. Потомки зачастую помнят лишь десятки из них. Так было и с фанком. Когда он вошел в фавор, казалось, все негры взяли в руки инструменты и ломанулись его играть. Можно провести также параллели с популярностью рэпа, когда каждый желающий дорвался до микрофона, ибо уметь петь сейчас как бы не обязательно, да и кто из нас не баловался по молодости сочинительством? Наверняка такой опыт есть у каждого. Как минимум у каждого читателя этого сайта.
Когда чего-то становится много, процент бесхитростных поделок также рьяно ползет вверх. На определенном этапе можно было подумать, что фанк, в общем-то, нехитрая музыка. При желании его можно препарировать на бзынькающую гитару, духовые, периодически выскакивающие на передний план с парой синкоп, и ритмсекцию, от которой требуется только лишь поддерживать кач, взятый в самом начале и не забывать на вторую и четвертую четверти бить в малый барабан. Однако, как и в любом другом деле, здесь нет предела совершенству, чему доказательством достаточно немалая когорта исполнителей джаз-фанка. Вроде есть этот присущий фанку драйв, но в то же время какая музыка! - сколько там по дороге всего в ней происходит.
Но вернемся к массовости рассматриваемого явления.. Понятно, что всех своих героев стране узнать было не дано и наверняка среди них немало несправедливо забытых. При этом хватает и вариантов, когда человек или проект вошли в музыкальную историю благодаря всего одной единственной композиции. Понятие «чудо одного хита», по всему выходит, было известно задолго до появления рингтонов как таковых и опередило даже появление синтезаторов. На этом официальную часть объявляю закрытой. Перейдем непосредственно к фуршету. В нашем случае к столу подали новую порцию фанковых шлягеров, с которых во время золотого века хип-хопа было снято немало сливок.
В дополнение к уже упомянутым в прошлом материале 17 песням, не меньше двадцати раз позаимствованных рэпперами для своих опусов, удалось обнаружить еще 37 претендентов на место в этом импровизированном топе. Некоторые из них даже умудрились подвинуть с почетной третьей ступени пьедестала такой, казалось бы, непоколебимый шлягер, как классический трек Джеймса Брауна «Funky President». Самое удивительное же заключается в том, что эти дерзкие исполнители, оказывается, за свою карьеру отличились одной единственной песней.
Первыми возмутителями спокойствия стала группа Honey Drippers с треком «Impeach the President». Несомненно, далеко не последнюю роль в его популяризации сыграло название. Ну, и, конечно, сама вещь к счастью оказалась достойной. На самом деле, заявление о том, что в арсенале Honey Drippers больше ничего нет, является небольшим лукавством. Формально - да, они выпустили лишь этот единственный сингл. Однако если проявить любопытство, то можно узнать, что этот коллектив сформировал Roy C. Hammond, и музыканты оказывали ему постоянную поддержку как при записи песен, так и в концертной деятельности. В тот самый год (1973), когда появился упомянутый сингл, Рой выпустил свой сольный альбом. К сожалению, на этом история и заканчивается.
Единственное, что стоит особо отметить, через семь лет возник другой проект с практически идентичным названием - The Honeydrippers. Основателем был Роберт Плант (из Led Zeppelin), а компанию ему на разных этапах существования группы составляли артисты, значительно более известные массовому слушателю по сравнению с нашими героями: Джимми Пейдж, Джефф Бек, Найл Роджерс, знаменитейший барабанщик Дэйв Векл. Помимо названий, оба проекта роднит также их малая производительность. The Honeydrippers отметились в 1984 единственной EP на пять композиций. Зато «Impeach the President» до сих пор живет и процветает.
В 2005 году под таким названием появился небезынтересный для нашей аудитории сборник. Кроме римейка на титульную композицию, в его треклисте можно обнаружить треки от Young Einstein, Zaakir, People Under The Stairs, J-Live, Medusa, Crown City Rockers, Jazzanova, Poets Of Rhythm, The Dap-Kings, Antibalas, Breakestra и New Mastersounds. Что касается непосредственно «Impeach the President», рэпперы ее использовали не менее 116 раз. Также вы можете, посмотрев видео, сами убедиться, что этот трек до сих пор может взорвать танцпол.
Impeach The President - SP & Brown Baggin'
Следующей возмутительницей спокойствия стала Lyn Collins и ее «Think (About It)», которая дала миру сразу пять популярных брейков. Неудивительно, что со временем ее индекс цитируемости преодолел отметку 112. Петь она начала в возрасте 14 лет. Однако ей потребовалось еще 20 лет и протекция своего мужа, чтобы достичь персонального Олимпа (сразу отметим, что ни к Bootsy Collins ни к Catfish Collins она не имеет ровно никакого отношения). В итоге Лин влилась в музыкальное окружение Джемса Брауна, который спродюсировал ее первый и, как оказалось впоследствии, главный хит, а также издал на своем лейбле People Records три альбома певицы. Пик ее карьеры пришелся на первую половину 70-х, золотое время фанка, когда было записано большинство хитов в рамках этого жанра. На границе 90-х она попробовала сменить стилистику и выпустила в Европе хауз-сингл «Shout» и композицию «Break Your Heart». Возвращение прошло незамеченным, и певица сосредоточилась на гастрольной деятельности, периодически появляясь на джазовых и фанковых фестивалях, включая и знаменитый ежегодник в Монтро. Вернувшись из европейского тура в феврале 2005 года, она умерла в результате остановки сердца.
Предлагаем ознакомиться с оригинальной версией композиции и ее римейком 1993 года, который Лин исполнила совместно с тогдашней звездой дансхола Patra.
Think (about it) - Lyn Collins the female preacher
Patra - Think
Следом за проповедницей Лин в сегодняшнем обзоре расположился Melvin Bliss. Вот уж кого можно с полной уверенностью назвать «чудом одного хита». Его шлягер «Synthetic Substitution» появился чуть позже «сезона охоты на слонов», в 1977 году. Тем не менее, его ритм оказался крайне заразительным и в период расцвета семплирования в хип-хопе пришелся ко двору по меньшей мере 99 раз, слегка не дотянув по этому показателю до Брауновского «фанки президента». Чем еще славен Мелвин, откуда он взялся и куда делся, рассказывать не возьмусь. Судя по всему, его корни находятся слишком глубоко для сегодняшнего экспресс-обзора.
При составлении первого, пробного списка популярнейших семплов мы обошли вниманием такую глыбу, как Джордж Клинтон. Наследие этого уникального человека и его вклад в развитие фанка может сравниться с самим Джеймсом Брауном. Однако Джордж фигура совершенно особенная и ни на кого не похожая. Помимо создания шедевров в рамках проектов Parliament, Funkadelic и как сольный исполнитель, он самым непосредственным образом влиял на музыкантов следующих поколений. Достаточно сказать, что именно ему многим обязаны такие коллективы как Red Hot Chili Peppers и Digital Underground, поскольку их первые альбомы выходили при непосредственном продюсировании Джоржа. Стиль P-Funk появился также благодаря этому фрику индустрии развлечений. Образ, костюмы, музыка, все у него было нетипично для классического фанка, а сольный сингл 1982 года «Atomic Dog» вызвал волну почитателей и подражателей, которая вылилась в обилие Догов среди рэпперов.
Как не трудно догадаться, эта же композиция стала самой семплируемой среди всех композиций, относящихся к Джорджу - 80 заимствований. Однако этот трек оказался вовсе не единственным кандидатом на место на правительственной трибуне. Под вывеской Parliament в 1977 году появился «Flashlight» (пригодился рэперам 59 раз), а годом позже «Aquaboogie (A Psychoalphadiscobetabioaquadoloop)». Эта композиция оставляла свои фрагменты в семплерах 24 раза. Кроме того, наблюдательный читатель наверняка смекнул, откуда OutKast могли позаимствовать идею для названия своего дебютного альбома. Да и не они одни, на самом деле. Другая парламентская фракция - Funkadelic - наследила не меньше. Целых три образчика их творчества преодолели квалификационный минимум. В 1970 году появилась первая ласточка с символичным названием - «Good Ole Music». С тех пор с этим согласились 26 раз. 1979-й принес нам «Knot Just (Knee Deep)», который был по достоинству оценен 34 раза. И, наконец, год 1981. Как в воду глядели, подбирая название - «You'll Like it Too» понравилась до такой степени, что 21 из позже вышедших композиций, несет в себе узнаваемые созвучия.
Итого сразу шесть композиций, так или иначе связанных с Джорджом Клинтоном, занимают места в первом ряду партера. Трекам от Джеймса Брауна пришлось бы слегка подвинутся в сторону, ведь в прошлом обзоре мы насчитали среди них пять рекордсменов. Но как часто водится, в пылу борьбы со статистикой не приметили одного из слонов. Им оказалась песня «Get Up, Get into It, Get Involved», впервые вышедшая на альбоме 1986 года и успевшая набрать с тех пор 59 цитирований.
George Clinton - Atomic Dog
О человеке по имени Bob James мы уже писали в связи с его обильным творческим наследием. Тогда он привлек внимание количеством песен, которые пошли по рэпперским рукам. Однако среди них тоже есть свои рекордсмены, которые готовы и в персональном зачете поспорить за место в десятке лидеров.
Этот музыкант один из немногих белых, чей цвет кожи не помешал создать изрядное количество композиций, уважаемых парнями с улиц. Две из них даже попали в сегодняшний топ, в разы обходя некоторых именитых коллег по цеху. Первый альбом Боб выпустил, страшно подумать, в 1962 году, но по настоящему карьера заладилась с середины 70-х, когда с разницей в год появились его нетленки "Nautilus" (1974) и "Take Me to the Mardi Gras" (1975). С тех пор его знают и ценят меломаны по всему миру. Немаловажно, что опять-таки в отличие от многих упоминаемых в подобных материалах персоналий, он не сложил с себя полномочий музыкального гуру, а даже расширил деятельность. С 1991 года существует группа Fourplay - его параллельный проект. Боб, как сольно, так и в группе, до сих пор выпускает альбомы. Последний его релиз "Angels of Shanghai" появился в этом году. И, конечно, не стоит упускать из виду его присутствие на последнем Jazzmatazz от Guru.
Старые хиты музыканта до сих пор пользуются большой популярностью. За прошедшее время Наутилус семплировали не менее 62 раз, а «Позови меня с собой... на праздник Марди-Грас» как минимум 44 раза. Эти композиции все еще мотивируют новое поколение музыкантов. Вы можете в этом убедиться, просмотрев ролик с участием знакомого подземщикам продюсера Nicolay.
Nicolay - Nautilus Remake
На этом сегодня прервемся. Но не забывайте, что по-прежнему остается не один десяток имен, хоть и менее известных, но достойных стоять рядом с упомянутыми сегодня.