Jay-Z “Magna Carta Holy Grail”

Jay-Z “Magna Carta Holy Grail”

14 июля 2013, 12:00

Андрей Никитин

Что нужно знать об альбоме “Magna Carta Holy Grail” в первую очередь?

Во-первых, это альбом, который непременно стоит послушать, если вы вообще слушаете рэп. Вы должны — и все тут. Это альбом, каких в году выходит что-нибудь так десяток.

Во-вторых — и это утверждение, одинаково справедливое в отношение любого другого альбома Jay-Z, — если не дружить с английским языком, теряется 70 процентов удовольствия. Хотя те люди, которые слушают “читку”, не вдаваясь в суть сказанного, тоже не окажутся расстроенными. Хотя бы потому, что у Джея образцовая “читка” (узнаваемая, индивидуальная, с интересным флоу) и неограниченные возможность получить какие угодно инструменталы от каких угодно музыкантов.

В-третьих, каждый альбом большого рэпера (да и небольшого) зачастую сводится к “ну смотри, брат, как у меня дела”. За прошедшие с “Blueprint 3” годы накопилось немало интересных новостей. Он наконец-то стал отцом (в 42 года). Этому факту посвящено очень много места в альбоме. Как и в жизни Джея (который сам, как вы помните, воспитывался без отца). Он упрочил свое значение в жанре “рэп”, в музыке, в обществе, в бизнесе. Он поднялся на новую высокую жизненную ступень, осмотрелся по сторонам и кричит нам оттуда: “ В общем, дела такие”.

Jay-Z образца сезона 2013 привлекают взрослые темы и нетипичные рассуждения. Альбом триумфально начинается с “Holy Grail”, которая сначала притворяется песней о любви к женщине, а на деле о музыке и славе; о том, что она дает и отнимает.

Идущая следом “Picasso Baby” напичкана отсылками к миру современного искусства. Понятно, почему именно она была выбрана для перфоманса, на который явились светила контемпорари-арта. В последнее время Jay и Kanye совместными усилиями превратили обладание работами Ротко и Кондо в настоящий фетиш для “новых черных” с большими деньгами (у “старых черных” такую функцию выполняла последняя модель автомобиля или тяжелая цепь).

К третьему треку самопрезентация Джея финализируется: он представитель нового поколения своего народа, которого недолюбливает старая (читай — белая) аристократия; и он на том уровне в индустрии, когда можно свысока смотреть на более модный molly-рэп и вообще играть только по своим правилам.

Новая ролевая модель рэпера — Пабло Пикассо, а не Пабло Эскобар. Джентльмен Джей выставляет напоказ свои потребительские предпочтения: часы Hublot и костюмы Tom Ford. Почему о нем пишем мы, а не GQ?

Углубляясь в альбом дальше, мы слушаем рассуждения о религии и обществе, привычно задорную браваду из серии “я крут, ты нет”, интимные размышления о Blue Ivy (“Jay-Z Blue” — это просто новая песня “Новенький”) и Beyonce, шуточки о Beyonce; бойкие интерлюдии, не менее важные, чем полновесные песни — в “Versus” он четко расставляет по местам где он, а где конкуренты; в “La Familia”, привычно избегая имен, отправляет здоровый такой булыжник в огород Lil Wayne.

При нем весь прежний арсенал: и способность ввернуть нешаблонную метафору, и наоборот, умение сказать очень простыми словами очень простую мысль, но так что прямо ух — ну вот как “My brothers is my brother like my brother is / My nigga is my brother like my mother kids”. При нем все те темы, которые Джей вспоминает на каждом альбоме: происхождение (трущобы), crack game, Notorious B.I.G. При нем чувство иронии: важный-то он важный, но при случае умеет не надувать щеки, а посмеяться над собой. В треке, который Jay решил приправить итальянскими словечками, он говорит о своих достижениях: “Неплохо для баклажана?” — а баклажанами итальянские эмигранты в Штатах называют черных.

Вообще рэп может получаться классным, даже когда его автор туповат. Вы сами способны привести сколько угодно примеров. Но когда автор еще и умный, это вдвойне классно. Особенно, если автор при этом лишен самолюбования в духе: “Вот же я умный! Вот же эрудированный!” И это как раз случай Шона Картера.

Где-то на альбоме Джей озвучивает мысль, что это его magnum opus — творческий пик. Но это вряд ли правда. Да, сам Джей сейчас на пике значимости и успешности. И мало еще какой бизнесмен напишет вам такой альбом. Но возможно, это самый скучный альбом Джея за последние годы.

Такие вещи трудно подкреплять аргументами. Если написать, что абсолютно все участники совместных треков переиграли Джиггу, обязательно найдутся люди, которые станут утверждать обратное. Если сказать, что цитировать Кобейна в контексте “Holy Grail” — вызывающее лицемерие, потому что слова этого реально трагического героя в устах респектабельных и благополучных Джея и Джастина, кажутся насмешкой, то в ответ можно услышать, что на таком уровне песню отрефлексирует один процент слушателей, а остальным цитата вполне OK. И так далее.

И все же “Magna Carta Holy Grail” заставляет окрепнуть ощущение, что почти все важное и интересное Джей уже рассказал. А дальше только ходьба по кругу, которой и на этой пластинке, к слову, уже немало.

Альбом

Jay Z "Magna Carta Holy Grail"

Новый альбом Jay-Z, уже ставший "платиновым" благодаря компании Samsung, купившей миллион копий альбома. Над пластинкой работали Timbaland, Swizz Beatz и Pharrell.

4 июля 2013, 11:00


comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я