Kendrick Lamar "good kid, m.A.A.d city"
29 октября 2012, 17:15
Раз в несколько лет в хип-хоп приходит человек, делающий встряску любимому жанру.
"good kid, m.A.A.d city" — один из самых важных релизов года от главного нового рэпера последних лет. И если вы каким-то чудом до сих пор не слышали о Кендрике Ламаре и плохо понимаете, о ком идёт речь, краткий ликбез: Ламар — голос Западного побережья, всеобщий любимец и тот рэпер, на которого принято вешать ярлык "главная новая надежда". Его носит на руках вся верхушка весткост-элиты, начиная с Game и заканчивая Dr. Dre. Ламар выгодно отличается на общем фоне умением держать близкий к идеальному баланс между формой и содержанием. Его никто не обвинит в поверхностности лирики, но в то же время его музыка никогда не пробивает на зевоту.
Дебютом "GKMC" является лишь формально: в 2011 году Кендрик выпустил "Section.80" — независимый альбом, продававшийся в первую очередь на iTunes. Его мы, к слову, включили в тройку лучших релизов прошлого года. И вот — "good kid, m.A.A.d city", БСД (большой студийный дебют), призванный укрепить Кендрика в роли молодой звезды и одного из главных талантов нового поколения. Этот альбом должен был дать ответ на вопрос, потянет ли Кендрик Ламар роль первой скрипки. Ответ вышел однозначным: титул "главной надежды рэпа" часто мешает артисту раскрыться на полную, но не в этом случае.
"GKMC" — это синема-рэп. Каждый трек — это отдельная киносцена с уникальным настроением, где бит выступает в роли декораций, а сам Кендрик, одновременно сценарист и главная звезда, голосом отыгрывает все роли. Годар говорил: "Все, что нужно для фильма — это пистолет и девушка". По этому завету и писал рэпер: начинается все девочкой, заканчивается — порохом и смертью. Сценарий вышел отменный: Кендрик удачно сплетает отдельные главы воедино, чтобы в итоге получилась цельная картина о любви и дружбе на фоне жестокости улиц и предательства близких людей. Декораторы также старались вовсю: к компании знакомых нам по "Section.80" Sounwave и THC присоединяется звёздный состав битмейкеров, включающий The Neptunes, Just Blaze, T-Minus и Hit-Boy.
С первого трека мы попадаем в мир 17-летнего Кендрика Ламара, который оказывается совсем не тем человеком, чью музыку мы знаем и любим. Друзья зовут его K.Dot, он встречается с девушкой Ширейн из гангстерской семьи, употребляет всё, что попадается под руку, рассекает с друзьями по Комптону, вместе с ними грабит пустые дома — как вышло, что из обычного комптонского подростка вырос наш Ламар? Это и есть главная тема пластинки: путь, который молодой рэпер K.Dot проделал, чтобы превратиться в лирика Кендрика Ламара. Путь от мышления "Backseat Freestyle" до "HiiiPower".
Отвлекаясь от основной линии повествования, Кендрик возвращается в настоящее, чтобы в песне "Bitch, Don’t Kill My Vibe" порассуждать о славе и жизненных переменах, которые она приносит. Также тут есть "Sing about Me" — именно за такие песни Кендрика носят на руках, а кто-то и вовсе не стесняется называть "гением". В рамках одного трека он берёт на себя сразу три роли: первые два куплета он читает от лица родственников героев своих песен — убитого в предыдущей песне Дейва и проститутки Киши из "Section.80". И если брат Дейва благодарит Кендрика за рассказанную историю, то сестра Киши считает, что он не имел права выставлять её в таком свете. Третьим куплетом Кендрик подводит черту: "Не хотел задеть ваши чувства, но эти истории необходимо было рассказать. Поколения, которые придут вам на смену, не должны допустить те же ошибки и выходить на улицу приторговывать наркотой или телом". Обратите внимание на то, как Ламар в песнях сравнивает уличную жизнь подростка с образом глухого переулка. Местом, куда можно свернуть, но упереться в стену, без возможности вернуться обратно. Где-то сейчас сидят режиссёр Станиславский и чернокожий мужчина с банданой на голове и татуировкой Thug Life через всё пузо и, заглушая друг друга, кричат: "Верим!"
В бонус-треке "Black Boy Fly" Ламар ещё шире раскрыл нам образ мышления подростка из Комптона. Он говорит о зависти к Аррону Аффлало (игрок NBA) и Game: "Я не завидовал их таланту, а просто боялся, что они станут последними, кто вырвался из Комптона". Страх — это сильный стимул работать над собой. И слушая этот альбом, понимаешь, что Кендрику было очень страшно. Настолько, что он второй раз подряд записывает одну из лучших пластинок года.
Альбом вышел монолитным. В том плане, что тут нельзя выбрать лучший трек, весь альбом — это один сплошной запоминающийся момент. Этой пластинкой Кендрик Ламар явно обозначил свои цели — стать рэп-легендой и настоящим мессией Западного побережья. Для первого сделан прекрасный задел, а напротив второго пункта уже можно поставить жирную галочку. Кендрику удался сильный фокус: второй год подряд он записывает один из лучших альбомов года, называя его "дебютным". Правда, в 2012 году стоит отбросить приставку "один из".
Расстраивает только одно: после таких альбомов принято выдерживать паузу. Чтобы публика сбавила пыл, чтобы критики не спешили написать "раньше было лучше", чтобы самому собраться с духом — такие альбомы выматывают. Вспомните, сколько молчал Dr. Dre после "The Chronic". Остаётся только надеяться, что Кендрик придёт в себя куда быстрее.