Каста Необыкновенный концерт
Я видел лица участников Касты, когда они сходили со сцены… Ух, скажу вам, непросто подобрать слова, чтобы передать это хоть сколько-то точно. Эти люди, они оставили какую-то очень большую и очень важную часть себя там, на сцене
Я видел лица участников Касты, когда они сходили со сцены… Ух, скажу вам, непросто подобрать слова, чтобы передать это хоть сколько-то точно. Эти люди, они оставили какую-то очень большую и очень важную часть себя там, на сцене. Даже не усталость проступила на лицах, когда под восторженый вой зала они спускались со сцены – скорее опустошенность какая-то. Было около полуночи.
За десять часов до этого они уже вовсю возились с отстройкой звука. Вникали в каждую мелочь ("вот этот фонарь немножко не туда светит"), хотя есть ли тут мелочи? Шумный табор музыкантов-ростовчан, призванных оживить уже не один (и даже не сто один) раз слышанные хиты Касты, располагался на сцене, подключался и настраивался... "Сейчас прогоняем всю программу, от начала и до конца", - говорил Влади. "Да зачем всю? Нам еще в гостиницу съездить", - пытается пререкается кто-то из музыкантов, но Влад непреклонен. "Вот сейчас всю программу прогоним, и у вас как раз останется время съездить в гостиницу".
"В процессе репетиций стало ясно, что в такой большой группе нужен некий диктат, - делится он. – На первых двух репетициях все неминуемо превращалось в джазовый джем-сейшн, после чего я понял, что нужно более жесткое руководство". Такой немного тоталитарный подход по-видимому дал свои плоды: уже на прогоне "живая Каста" звучит ой как бойко и слаженно.
Подобный очень обстоятельный подход объяснется не только перфекционизмом Влади – на концерте снимается материал для первого DVD Касты. Есть смысл стараться. Пока Влади и Змей занимались отстройкой звука, Шым и Хамиль разглагольствовали о том, как возникла идея этих живых концертов. Чтобы их рассказ был нагляднее, парней упаковывали в специальный корсет "прощайте, ребра", к которому крепились два штыря с подвешенной на них камерой. С этой хитрой конструкцией им приходилось прогуливаться по клубу и за его пределами. Это и есть сладкая жизнь популярных исполнителей? Урвать бы времени, чтобы хоть что-то сочинить. "За месяц, в течение которого мы готовили эту программу, мне удалось написать всего один стих", - говорит со сцены Влади. Хамиль пробует улучить минутку и записывает что-то в свой блокнот. Мимо проходит Шым с подвешенным bodycam, останавливается, очень серьезно говорит: "На заднем плане Хамиль делает домашку по природоведению".
Всего лишь сутками раньше я слышал слова классика жанра Guru, утверждавшего, что вот он натуральный честный хип-хоп – две вертушки и микрофон, нерушимый канон начала 80-х. В пятницу мы увидели стилистику следующего десятилетия, не случайно именуемого "золотым веком". 90-е отказались от первородного минимализма хип-хопа и оснастили его звучание всем лучшим, что можно было почерпнуть у джаза и фанка. Касту под этим соусом лично мне представить было совсем непросто, и то, что я увидел превзошло все ожидания.
"На предыдущий концерт в "Ikra", презентацию Смоки Мо, по предпродаже разошлось 30-40 билетов, - рассказывают мне. – Но на концерт в итоге пришло человек триста. А на Касту только в предпродаже уже 350 билетов ушло и как все желающие уместятся – даже трудно представить".
Уместились, хотя концентрация людей в зале и приблизилась к сельдево-бочечной. Пространство от сцены и до бара было заполнено очень и очень плотно. Сотни рук взмыли вверх с первыми словами, исторгнутыми динамиками – думаю, выступать в такой атмосфере очень приятно. "Куда надо смотреть" – это начало, и дальше все самое лучшее. Прелесть содержалась не только во владении инструментом участниками группы и живости звучания; с позволения сказать, "реанимации", подверглись самые-самые хиты. Стенобитные. "Наши люди", "Сказка", "Ревность", "Сестра", "По приколу"... "Горячее время" – такая бомба в живом варианте! "Не забывай свои корни" – как в первый раз, заставляя расползаться по телу полчища мурашек. Появление Змея и "Гончей" вызвало мини-хиросиму в зале. Змей – обладатель смертоносной харизмы, который, как мне кажется, при наличии ряда условий (хит нужен, крутой хит) способен убрать всех и каждого на отечественной рэп-сцене. Те, кто не видел этого, обязаны расстроиться. У Касты отличные выступления (я говорю не о живой программе – о, так сказать, стандартных концертах), но на фоне "живаги" вторая часть слегка проваливалась. Все, что не прозвучало в live-варианте, попало сюда. От "Про Макса" до "Номерка".
Это было нечто фееричное. Наверное, один из лучших концертов, какие доводилось видеть. Уж в отечественнм рэпе, по крайней мере. Да, Каста не первооткрыватели в такой форме подачи – давали живые концерты те же Дабац, те же Big Black Boots. Но у этих уважаемых коллективов нет такого обилия хитов – не в постыдно-попсовом понимании этого слова.
В гримерке (или около нее) после концерта оказались все его участники, а также гости мероприятия. Здесь были ЮГи, которые обещают в следующем году представиь свой третий альбом. Был Гуф, днем раньше собравший аншлаг в "16 тоннах". Был Shooroop – человек, написавший главные хиты Децла, великолепный саундпродюсер, делавший самые "американские" треки в отечественном рэпе, очень четко понимающий звук тех самых золотых 90-х. "А покажите мне, где барабанщик?, - требовал он. – Нет, ну до ?uestlove там есть еще куда расти, но я сам барабанщик, я понимаю, как это было круто".
Перед концертом Влади высказался, что, мол, получится у них ничуть не скучнее, чем у Roots. Получилось.
Андрей НИКИТИН
Фото на главной странице - Скальд, hip-hop.ru