Итоги года: 12 самых важных треков в русском рэпе за 2019 год
Начинаем серию материалов, посвящённых итогам уходящего года
Итак, мы начинаем подводить итоги года и сразу берем быка за рога: объявляем 12 самых важных треков в русском рэпе за 2019 год. Именно важных, а не лучших/самых популярных — большинство этих песен можно использовать как саундтрек к нашей с вами реальности, именно так звучит время, в котором мы живём. 2019-й — год, когда рэперы вспомнили, что рэп — это не только понты, но и протест.
Важно: Песни расставлены не по местам, а по хронологии их выхода.
FACE «Юморист»
Один из главных хитов года, причем по многим параметрам сразу.
Во-первых, почти 50 миллионов просмотров клипа на YouTube чего-то да стоят – и это только видео и только YouTube, а сколько прослушиваний у этой песни на всевозможных цифровых площадках, от ВК и Boom до Apple Music?
Во-вторых, трек до такой степени насыщен панчами, что даже Леонид Парфенов, выступая на митингах, цитирует Фейса, переиначивая строку из припева «Юмориста» в «Gold on my wrist, я журналист». Кстати, учитывая опыт Парфенова в создании передачи «Намедни», можно предположить, что «Юморист» – один из треков, по которым запомнят 2019 год, уж у Леонида-то на такие вещи просто настоящий нюх!
Смоки Мо «Белый блюз»
Пока некоторые отечественные рэперы не знают, как выделиться и как хайпануть, где взять подписчиков и просмотров, Смоки Мо напоминает им всем о настоящей задаче музыканта: делать музыку.
Смоки – живой пример того, как легенда жанра с годами не уехала в Нарнию, а наоборот, отточила скилы и показала всем, кто тут батя. Два альбома за год – шутка ли! Причем это именно тот случай, когда количество не навредило качеству. Как вы легко можете догадаться, Смоки Мо в наших итогах года будет фигурировать ещё не раз.
МС Сенечка «Хэдбэнгер»
В начале Сенечку многие сравнивали с Антохой МС. Пусть такая параллель отчасти оправдана, однако в творчестве первого куда больше хип-хопа. Несмотря на милую внешность и юный возраст, у Сенечки есть все качества, которыми должен обладать умелый эмси — и при должном опыте ему под силу будет раскачивать своим голосом большие залы.
«Хэдбэнгер» — не только визитная карточка 19-летнего эмси, но и действительно один из самых сильных и запоминающихся бэнгеров года. Пусть он звучит нарочито несовременно, но здесь есть всё, за что любили хип-хоп задолго до рождения Сенечки. Это отличный флоу, полные уверенности строки и срывающий голову грув. Оттого хочется, чтобы таких стильных песен было больше.
Slimus, Бразилец «Один цвет»
«Есть рэперы, есть Бразилец, что-то модно, что-то вечно», – гласит надпись на стене в Москве, а рядом нарисован рэпер из «Рыночных отношений». Сейчас Бразилец отбывает срок за сбыт гашиша, однако тюремные стены не могут удержать его рэп. И Слим, и Бразилец в своих куплетах используют фразу «эй, кто у власти, вы под чем?», пытаясь обратиться к «сильным мира сего». Услышат ли? Сомневаемся.
«Один цвет» – это «На порядок выше», выпущенный в 2019 году.
Gruppa Skryptonite, T-Fest, 104 «3х3»
Скриптонит – ещё один пример того, как музыкант занимается своим делом, а именно пишет музыку, даёт концерты, не гонясь при этом за хайпом. Навыпускал в этом году Адиль более чем достаточно (судя по сегодняшнему трейлеру, нам ещё стоит ждать сюрпризов), и выбрать один трек было тяжело, но наш выбор пал на совместный трек с T-Fest, которому Адиль, по сути, открыл дорогу на большую сцену, и давним соратником Скрипа 104. Отличный клип, снятый украинкой Таней Муиньо, закрепил успех и без того очень удачного трека.
Noize MC «Все как у людей»
Мы специально в заголовке написали, что сделали список не лучших, а именно важных треков. Если бы было принято решение сформировать из них рейтинг, то «Все как у людей» Нойза, наверное, нужно было бы поставить на первое место. В этом треке Иван напоминает, насколько мастерски, филигранно он обращается со словом, выстраивая многоуровневое произведение.
Многоуровневость эта достигается за счёт использования в припеве голоса Егора Летова и картин русских художников в видео. Всё это – части ментального кода нации, огромной мозаики, разбросанной во времени, но собранной воедино в одном видео Нойза. Летов и картины – тот самый триггер в скворечнике из последнего романа Пелевина, они запускают тайные механизмы, заставляя русскую душу затрепетать по-особенному. Без преувеличения великая работа.
Брутто «Дождь»
Камбэк Брутто в этом году напомнил о том, чего нам не хватало в русском рэпе за время его молчания. Сегодня в жанре по-прежнему сложно найти эмси, который бы работал со словом на одном уровне с участником «Каспийского Груза» — и за эти пару лет он, кажется, еще больше отточил мастерство.
В этом плане особенно показателен трек «Дождь». За три с небольшим минуты Брутто демонстрирует свои сильные стороны во всей красе. Будь то мелодичный бит с необычной интерпретацией старой песни или фирменные панчлайны, которые попросту невозможно представить в исполнении другого рэпера. А закольцованный куплет с отсылками к своим мертвым кумирам лишь сильнее убеждает в таланте Брутто.
Хаски «Седьмое октября»
Первая версия трека «Седьмое октября» вышла в 2011 году и представляла собой пускай и сильное, но достаточно прямолинейное высказывание. С тех пор Хаски превратился в большого поэта и автора довольно странных перформансов. И в этом году у него наконец получилось органично объединить эти грани своего творчества.
В отличие от многих политических треков, Хаски не произносит лозунгов и намеренно избегает прямого повествования в лоб. Сахар в подвале хрущёвки, Сеульская сестрёнка, кофе по-лубянски — каждая строчка здесь является ярким образом, с помощью которых он рисует портрет современной России со всеми её изъянами и проблемами.
Картина получается настолько жуткой и живой, что кажется будто эти события происходили в вымышленном мире. Однако сам Хаски в итоге заявляет, что все вышеописанное — лишь ещё один «обычный один» день в настоящей России. И хотелось бы, чтобы таких дней в будущем было все меньше.
D.Masta, OG Buda, Смоки Мо «Трасса»
Многие слушатели обратили внимание на «Трассу» после того, как Оксимирон назвал парт OG Buda лучшим куплетом года. Спорить об этом можно долго, но мы хотим отметить данный трек по иным причинам.
«Трасса» — редкий пример в современном русском рэпе, когда в рамках одной песни сотрудничают артисты абсолютно разных поколений. По данному коллабу можно легко проследить, насколько большой путь прошел российский хип-хоп за последние годы.
И если Димаста здесь не предлагает слушателям ничего нового, то Молодой Буда за минуту крадет все внимание на себя и превращает «Трассу» в свой собственный бэнгер. Мелодика, флоу и, в конце концов, панчи (хоть про Fuze и Ассаи, хоть про малышку с супермозгом) — именно так должны действовать молодые игроки в одной команде с ветеранами жанра.
Thrill Pill, Егор Крид, Morgenshtern «Грустная песня»
После ухода с Black Star Егор Крид не просто начал новый этап своей карьеры, но словно запустил её с нуля. Он всё ещё большая поп-звезда, однако «Грустная песня» стала апогеем его «перерождения».
С одной стороны, этот трек — воплощение мизогинии, от которой в приличном обществе сегодня принято избавляться. С другой — безоговорочный хит в исполнении артистов, которые до этого обитали в абсолютно разных мирах. Это нарочито глупый бэнгер, которому удалось срезонировать с десятками миллионов людей. Для Thrill Pill он стал важным событием, а тому же Криду помог убедить слушателей ждать его новый альбом.
Каста «Прошел через»
Чем сейчас особенно ценна «Каста»? Это рэп людей с огромным жизненным опытом, и только люди, повидавшие на своем веку многое, могут написать такой глубокий трек. Это песня о потерях, о горе, о том, как это пережить, как помогают в этом песни, в тексты которых можно вылить всю горечь. Тут каждое слово подкреплено действительностью, которая осталась в прошлом.
Пожалуй, лучший трек с альбома «Об изъяне понятно».
Anacondaz, Noize MC «Пусть они умрут»
Данный трек обсуждали задолго до официального релиза. Все благодаря куплету Нойза, который он опубликовал в самый разгар московских протестов. Его парт, исполненный от лица бравого «космонавта», который ведет борьбу со «злыми» гуманоидами, очень точно характеризует отношения активных граждан с не желающей вступать в диалог властью.
Вместе с тем куплеты Сеги и Ортёма, может, и получились менее яркими, но добавляют важные штрихи к портрету общества, в котором мы сегодня живем. «Пусть они умрут», вышедшая под конец года, отлично подходит для того, чтобы оглянуться назад и подвести итог неровного и местами страшного 2019-го.