Итоги года-2020: 20 лучших альбомов в русском рэпе (финал)
Мы приближаемся к финалу подведения итогов года. Сегодня — топ-10 альбомов русского рэпа.
Итоги года-2020: 20 лучших альбомов в русском рэпе, часть 1
10. Mayot «Ghetto Garden»
Единственный фрешмен, проникший в высшую десятку. Предвидим возмущения в комментариях — мол, как так, молодой рэпер выше ветеранов. Да, к сожалению, ветераны всё реже выходят из зоны комфорта, а, значит, меньше растут. Да, фрешмены могут позволять себе больше, чем те, кто уже 15 лет топчет сцену.
Mayot — однозначно одно из главных открытий года. Его часто сравнивают с Куоком, чей альбом нашёл своё место в другой десятке. Mayot, однако, куда разнообразнее — и по тематике, и по продакшну, и по текстам. В декабре Mayot добил и без того успешный год интересным ЕР, окончательно утвердившись в статусе молодой звезды.
9. 104 «Кино без сигарет»
В топ-10 попали сразу два альбома казахстанских рэперов, которые находятся на радарах уже очень давно. И 104, и Трувер выпустили дебютные альбомы, находясь уже в статусе больших артистов. Более того — ранее у них выходил совместный релиз.
В общем, сходства между этими альбомами — хоть отбавляй. По звуку они тоже похожи — это «мужской» рэп с максимально крутым продакшеном, острыми панчами, уверенным флоу. Юра 104 не разочаровал, и «Кино без сигарет» оказался одним из самых стильных релизов года, который вывел его как самостоятельного артиста на новый уровень.
8. Каста «Чернила осьминога»
Участники «Касты» вошли в хороший творческий ритм, и принялись выпускать новый материал действительно часто. Здорово, что ростовчане радуют своих фанатов, которыми являемся и мы сами.
Однако после прослушивания «Чернил осьминога» тяжело избавиться от мысли, что если бы «Каста» взяла всё самое лучшее из этого альбома и из «Об изъяне понятно», то у них вполне мог бы получиться один очень крутой альбом, который мог бы претендовать на статус легендарного, коим, например, абсолютно точно является как минимум «Громче воды, выше травы».
Конечно, и на нём были песни вроде «Эй, бабка» — и если этот трек сходил с рук молодым рэперам, то легендарным музыкантам уже тяжело простить очень странный юмор в, к примеру, песне «Игорёк-мусор». Впрочем, эта песня была на прошлом альбоме и говорить о ней сейчас можно только в разрезе теории «вот бы из двух альбомов склеить один». Этого не произошло, а история не терпит сослагательного наклонения, давайте всё-таки об «Осьминоге».
Как и все предыдущие альбомы «Касты» — каждая песня на пластинке имеет чёткую тему. Это огромный плюс, и, вероятно, это позитивно отражается на стримингах, так как просто «пощёлкать» треками тут не получится, интересно, как каждый участник группы раскроет конкретную мысль.
Влади позволяет себе, возможно, чуть больше, чем обычно (к примеру, в плане ругательств — он и раньше не стеснялся крепких слов, но на «Осьминоге» это особо слышно), он по-прежнему один из лучших текстовиков страны, со стилем, отточенным до абсолюта. Шым — самый душевный, самый ожидаемый, умеющий за один куплет сначала резать по живому, а потом залечить раны. Эксперименты с флоу, наверное, здорово смотрятся вживую. Змей — отец русской рифмы. На этом альбоме в нескольких местах он выдает умопомрачительные рифмы, закручивая их до предела.
7. Mnogoznaal «Круг Ветров»
Один из самых приятных альбомов года — хочется сказать после еще одного, «контрольного» прослушивания. За всю пластинку ни разу не приходится усомниться в искренности музыканта — а это такая редкость в наши-то времена!
Релиз «Круга Ветров» отодвигался из-за проблем рэпера со здоровьем — очень надеемся, что подобных преград больше не будет, а вместо них придёт стабильная выдача высококачественного материала.
«Круг Ветров» — очень атмосферная работа, музыка, которую тяжело описать словами. Здесь всё на высоте — биты, тексты, исполнение, даже непривычное для тех, кто раньше не слушал Mnogoznaal, пение а-ля Цой. Всё создаёт единую картину — и выглядит она красиво и целостно.
6. ЛСП «Свиное рыло» / «One More City»
ЛСП — один из главных героев 2020-го. Два хороших альбома за один год — задача, которая не по силам практически ни одному большому артисту. Два хороших альбома за неделю — недостижимая планка. Этим ходом ЛСП убивает более чем двух зайцев.
Во-первых, ход с написанием альбома по придуманному фанатом треклисту — гениален.
Во-вторых, «Свиное рыло» и «One More City» — два очень разных альбома, однако всё равно слышно по стилю, что их создавал один человек.
В-третьих, выпустить второй альбом после первого через неделю — это значит воплотить надежды, которые фанаты Оксимирона возлагали на «Горгород».
Кстати, «Свиное рыло» и «Горгород» — похожие релизы, в обоих есть концепт, предлагается свой мир, герой, который движется по сюжетной линии. Вот только после «Горгорода» от Окси пока больших работ не слышно (хотя мы все, конечно, надеемся и ждём), а ЛСП выпустил альбом, набитый хитами, уже через неделю.
5. Truwer «Каз.Правды»
Среди тусовки Скриптонита Трувер много кем считается вторым после самого Адиля — и это заслуженно. Немного странно писать «дебютный альбом» о релизе музыканта, которого мы знаем и публикуем уже очень давно.
Трувер пошёл по очень правильному пути — начав с ярких клипов, релизов поменьше, синглов и фитов, нарастил себе большую аудиторию и уже тогда выпустил «Каз.Правды». На данный момент это эталон момент казахстанского рэпа — жёсткого, качающего, маскулинного.
Выход альбома «Каз. Правды» Трувер приурочил ко Дню независимости Казахстана, который отмечается 16 и 17 декабря. Дебютник получился увесистым — 14 песен, довольно много важных гостей: сам Скриптонит, ATL, НЕДРЫ и, 104 — автора альбома, также занявшего одно из мест нашего топ-10.
4. Feduk «Йай»
Изначально были сомнения — стоит ли включать в топ альбом не совсем рэпера? Сомнения отпадают через несколько минут после начала прослушивания — Федук демонстрирует отличную технику, мастерски используя речитатив, добавляя к этому фирменный вокал с узнаваемым тембром, и всё это под великолепный продакшн.
Последний, кстати, достоин отдельного упоминания — за него отвечала группа Cream Soda. Слышно, что каждый трек — это не просто бит, под который написали текст, это совместное музыкальное произведение, которое писалось в коллаборации крутого вокалиста/рэпера с крутыми саундпродюсерами. Заморочки в плане музыки тут — едва ли не на уровне Скриптонита. Едва ли — потому что тяжело заморачиваться больше, чем Адиль.
Альбом писали в деревне, изолировавшись от остального мира — и такой пластинка и получилась, в отрыве от всех, без оглядки на чужой звук, но одновременно с этим модной, задающий тренды, а не следующей им. Единственное, за что мы можем понизить место в топе — всё-таки рэпа здесь меньше, чем попа, пусть и качественного. Однако и Федук не виноват, что мыслит широко, умеет петь, и раздвигает рамки жанра, залезая на соседние территории.
3. Рыночные Отношения «2020»
Вы думали, Рынок стух, Рынок сдал? Рынок прошёл испытание тюрьмой и смог стать ещё сильнее, чем был раньше. С одной стороны, писать рэп в местах не столь отдаленных довольно тяжело. С другой стороны, времени для размышлений и написания текстов становится больше, так что это препятствие из разряда тех, что могут, скорее, помочь в достижении цели.
Сильные люди не ломаются под давлением обстоятельств — и «Рыночные», вне всяких сомнений, из таких. 22 песни, как вполне ожидаемые гости в лице Лок-Дога, так и довольно неожиданные для фанатов Лизер и Федук. Может, хотя бы это позволит ортодоксальным читателям по-новому взглянуть на Федука и наличие его альбома в топ-10? Остаётся надеяться, что свобода станет еще более сильным стимулом для творчества, чем неволя, и что в декабре 2021 года мы будем писать о новом альбоме Рынка.
2. Хаски «Хошхоног»
Альбом, в котором можно копаться бесконечно долго. Альбом, который, создается ощущение, сделали специально таким мерзким, чтобы он притягивал внимание (не спрашивайте, как это работает).
Хаски — настоящий Художник, рисующий только одному ему понятные до конца сюжеты. Как в клипе «Никогда-нибудь» — Хаски рисует телами людей на огромном бетонном пространстве, выкладывает их в причудливые узоры.
Поэзия, уложенная на качающие самобытные биты — вот рецепт этого блюда. Такое ощущение, что готовит всё это некий гениальный орк, отбившийся от своих и ушедший в себя, чтобы в итоге выдать это полотно. Отдельный привет улетает властям — а вот не нужно было трогать музыканта, в клетку его сажать. Такого разве удержит хоть какая-то клетка?
1. Miyagi & Andy Panda «YAMAKASI»
Пока кто-то пытается изобрести новый звук и смешать хип-хоп со всевозможными жанрами, Miyagi & Andy Panda чётко чувствуют, чего хотят по-настоящему широкие народные массы, и желания эти, к счастью, совпадают с их собственными предпочтениями.
«YAMAKASI» — альбом знаковый. Тут не изобретают велосипед, но есть всё, что необходимо для ценителей хип-хопа: хорошие тексты, качовые биты, запоминающиеся мелодии, тотчас делающие из песен хиты. Слабых треков на пластинке практически нет, популярность у аудитории — зашкаливает, клипы — великолепные.
Помимо прочего, посредством альбома «YAMAKASI» были собраны средства для больной девочки — у пластинки хорошая карма, и так её и приняли слушатели.