Тимати: "Мы всего добились сами". Часть 1
Первая часть интервью Тимати: Киркоров и Собчак, Путин и Лепс, Snoop Dogg и Diddy + рецепт "Как записаться с западной рэп-звездой".
"Я к вам на сайт часто захожу, — ближе к финалу разговора скажет Тимати. — Просто таких мрачных комментариев к своим релизам, и в таком количестве я ни в одном месте в интернете больше не могу увидеть. Я ценю здоровую критику, тупые комменты типа "Ты фуфло" не очень интересны. А вот когда человек пишет обстоятельный пост "Ты украл это там-то, ты копируешь вот такого артиста”, то это всегда интересно. С другой стороны, это рано или поздно поменяется. Потому что человек доказывает что-то только делами".
Собственно, о его делах — как недавних, так и, казалось бы, давно забытых — повествует этот обстоятельный диалог, состоявшийся на прошлой неделе.
Подобных интервью у нас на сайте не было давно.
ПРЕМИЯ, ПОЛИТИКА
— Есть много тем, которые нужно затронуть, но начать все же хочется с трека "Давай до свидания".
Тогда для начала нужно посмотреть глобально на историю последних десяти лет. Изначально я слушал хип-хоп. Но на тот момент, когда я начинал, ситуация обстояла так. У Толмацкого (Александр Толмацкий, отец Децла) был огромный медиахолдинг, доля пакета Муз-ТВ. Он был монополистом на рэп-направлении и двигал его через Bad B Альянс. Когда наши взаимоотношения с Толмацким и Децлом осложнились, я пошел сам. Но куда бы мы не ходили, любой телеканал, любое радио, любой журнал говорили, что страна, которая испокон веку слушает музыку, основанную на мелодии, никогда не будет слушать музыку, во главе которой стоит ритм. Нам, якобы, это чуждо. Нас везде сливали.
Единственной возможностью интегрироваться туда был федеральный канал. Первая кнопка есть в каждой деревне. Нужно было идти на Первый канал, на "Фабрику звезд" и делать что-то более коммерческое. Поступиться какими-то принципами, чтобы это двинулось. Я с легкостью это сделал, за что получил огромное осуждение от той аудитории, которой изначально была адресована моя музыка. Зато получил совершенно другую аудиторию, которая превосходила ту раз в 10, если не в 100.
А сейчас — сейчас я настолько твердо стою на ногах, что меня не пугает блокада со стороны медиаресурсов, известные имена. Я достаточно уверенно себя чувствую в этом городе и этой стране, чтобы высказывать свое мнение жестко, прагматично и реалистично.
На съемках клипа я получил травму — летал на подвесах, оборвался трос, у меня лопнул пятый позвонок. Сейчас все восстановилось, ну а тогда я лежал в больничной палате и впервые смотрел премию Муз-ТВ не из зрительного зала, а на экране лэптопа. И, если честно, подо...уел от неадекватности результатов.
Я уважаю канал Муз-ТВ, который всегда поддерживал меня и моих артистов. Премия очень масштабная, круто сделана, видна работа генерального постановщика Леши Сеченова. 20 000 человек в зале, прямая трансляция. Но то, как они распределили эти "тарелки", выглядит необъективным и местечковым. Словно кто-то просто пошептался: "Давай ему, ему..." И это не только мое мнение. Об этом я и написал в твиттер — у нас в стране гласность, каждый может выражать свой субъектив через свой микроблог. На что я получил публичный ответ от человека, которому я никаких вопросов не адресовал. И когда в таком тоне ко мне обращаются, надо понимать, что будет ответ. А трек — это уже больше энтертейнмент, самовыражение и угар.
Важно понимать вот что: основной месседж этой темы — не выебон и не промо. Хотелось добавить понимания, что молодежь живет собственной жизнью, имеет свое мнение, вес и авторитет. И давно уже контроль всей этой старой мафии не актуален. У молодого поколения есть мнение, которое могут услышать и поддержать массы. Такой был подтекст у "Давай до свидания".
— А существует цеховая солидарность, о которой писал Киркоров?
Профессиональная этика? Я ему очень четко об этом разложил. Существует уважение. Ты либо уважаешь человека, либо вообще ни во что не ставишь. А уважение завоевывается поступками и делами.
— Кто такие твои старшие, которым он звонит?
Имена и фамилии этих людей в любом случае остаются за кадром.
— То есть, ты не настолько самостоятельная единица, если у тебя есть какие-то покровители?
Это даже не то, чтобы финансовые инвесторы, покровители, крыша — это больше люди, которые живут немножко в другой категории, но с которыми мы общаемся. В слове "старшие" элемент гротеска. Это не мои продюсеры — у меня нет продюсеров. Это не мои инвесторы — у меня нет инвесторов. Просто высокопоставленные влиятельные люди, с которыми мы общаемся и дружим. Я адресовал ему лично это сообщение и он четко понял, кого я имею в виду.
— А как появилась твоя фотография с очень высокопоставленным человеком...
С Путиным? Меня во время предвыборной кампании попросили принять участие в ролике в поддержку. Попросили в адекватной и понятной форме — набрали из аппарата и сказали: "Знаете, вас бы хотели видеть среди участников ролика. Если вы кардинально не согласны с правящим режимом, со строем, если вам не нравится личность Владимира Владимировича, вы можете отказаться, мы это вообще поймем". А поскольку я всегда лояльно относился к ВВ, я не из митингующих и не из тех, кто ходит с белой ленточкой, меня устраивает то, что происходит и то, что меняется. И поскольку я не вижу другой кандидатуры, которая реально могла бы занять пост главы государства, я согласился сняться в ролике.
И после этого получил приглашение в Ново-Огарево на закрытый фуршет или как это называется. Стояли, болтали, рядом стоял Галустян с айфоном. Я говорю: "Борода, сфотографируй-ка нас". И Путину говорю: "Показываем так". "А это что?" "Победа, victory". И получилось V-V, Владимир Владимирович.
Есть люди из оппозиции, в чьих глазах я продался и лег под власть. Я над этим смеюсь. Вся оппозиция: я не вижу там лидеров, только продажные шкуры. Одним платит правительство Штатов, других спонсируют частные лица из Лондона. Реальной правдивой честной единицы, за которой пойдут миллионы, я не вижу. Я доверяю опыту ВВ, за которого голосовал. Реально, я с него прикалываюсь. В моих глазах он абсолютно адекватный человек.
— А потом тебя пригласили на инаугурацию, где ты тоже оказался в интересной компании: Лепс, Михайлов, Трофим...
Ну, я общаюсь с пацанами. Больше всех я дружу с Лепсом. Это не просто мой приятель — это мой друг.
— Кто был инициатором вашей совместной песни?
Как-то обоюдно. Мы сидели у него дома, было три или четыре часа ночи, он сел за рояль. Очень крутые аккорды выходили. И каким-то полуфристайлом он выдавал фразы. Я говорю: "Подожди, давай вот это запишем". Я записал это на диктофон, вернулся на студию, с пацанами вместе собрал — получился первый трек "Реквием по любви". А потом появился и второй трек, который мы презентуем в конце июля в рамках "Новой волны".
— Возвращаясь к разговору об оппозиции. Все же непросто поверить, чтобы Ксению Собчак спонсировали, как вы говорите, из Лондона. С чем ее политическая активность может быть связана?
Мне сложно говорить за кого-то. Я же не Ксюха Собчак, я просто хорошо ее знаю. Мое отношение к ней не поменялось. Ее ко мне — сто процентов поменялось. О ее мотивации я могу лишь догадываться. Я думаю, что она доведет все до максимального пика, а потом просто сядет на джет и улетит в Нью-Йорк. Объявит себя политбеженцем. И возглавит независимую газету. Или будет журналистом крутым. Это единственный план, который приходит в голову. Потому что то, как она себя обложила здесь... То, как ее блокируют, снимают с каналов, снимают с премий, с телеротаций, оставит ей всего один выход — уходить в Америку или Европу. Но в Европе ей не интересно, она Штаты любит. Проверим, прав я или нет.
— Цивилизовано ли так обкладывать человека за высказывание своей точки зрения?
Да дело, наверное, не в том, цивилизованно или нет. Я уверен, что ее из многих мест снимают совершенно не по звонку сверху. А потому, что она перегибает палку. И любое ведение программ и мероприятий превращает в острополитическое шоу. Она потеряла некоторые свои профессиональные качества. Ее приглашают развлекать людей, она заводит политическую тираду — а это не всем интересно. Почему она это делает? При том, что все знают, что это та семья, которая ей помогала, я совершенно не представляю. Это у Ксюши надо спрашивать.
АЛЬБОМ, ЗАПАД
— Твоя нацеленность на европейский рынок. Многие пытались это сделать: хоть Билан, хоть Валерия. Почему вообще русские артисты туда стремятся? Ведь понятно, что скорее всего здесь корпоративов больше, здесь больше шальных денег. Что они ищут?
Многие пытаются, не у всех хватает яиц это сделать. Не у всех хватает знаний, навыков. У 99% российского шоу-бизнеса нет квалифицированной команды, чтобы выйти на такой рынок. Это нереальное количество работы, связей, коннектов, контрактов. Когда я просто об этом думаю, у меня мозг взрывается. Мы очень долго к этом шли, и вот пришли. Я знал, что нужно европейскому рынку и из этого исходил. Новый альбом — там совсем немного хип-хопа. Это дэнс-мейнстрим смешанный с R&B, с хип-хопом, квинтэссенция этого — Flo-Rida, Pibull. Стрельнул трек "Welcome To St Tropez". Люди стали искать другие мои треки и к своему удивлению обнаруживать совместные песни со Snoop Dogg, Diddy, Mario Winans. Мы подписали очень хорошие дистрибьюционные контракты. В Европе альбом идет неплохо — речь про digital-продажи.
Почему все туда стремятся? Ответ очень простой. Да, здесь бешеные деньги, но это мыльный пузырь, который уже лопается. Сейчас такого жира на корпоративах, как 3-4 года назад, уже нет. Этому свидетельствует количество концертов у тех артистов, которые жили только за счет корпоративов — оно сократилось вдвое-втрое. Я вижу очень здоровую тенденцию, которая меня очень радует — будут выживать артисты, которые собирают кассу. И это очень круто. Потому что это тру — артист должен собирать концертные площадки, стадионы, не важно, клубы, а не ездить по корпоративам. Я, когда встает выбор между площадкой тысячи на 2-3 зрителей или небольшой корпоративчик, выбираю нормальный концерт. Потому что я ценю концерты, ценю обмен энергией. Хотя гонорар за корпоратив больше.
— Западные рэп-артисты откровенно говорят, сколько стоит их совместный куплет. А что заставило их с тобой записаться?
Все по-разному. Никто в Штатах не скрывает, что они пишутся за бабки. Все завязано на кэше. Либо на каких-то связях: "Ты сделаешь мне, я сделаю тебе". Россия им интересна, но интересна не с точки зрения продаж, а с точки зрения концертов и private-show. Многим из тех, с кем я сделал фичеринги, мы устроили здесь по 3-4 концерта или private-show. Никто после этого с нас денег не брал. У них вал полмиллиона на этих концертах получался. После такого о деньгах не шла речь.
Snoop до фита со мной, как ни странно, в России не был ни разу. После этого он дал пять шоу: два публичных, три частных. Баста Раймс после нашего трека приезжал сюда раза четыре. А вот Паффи сказал, что в Россию не приедет, пока ему не заплатят больше, чем Дженнифер Лопес. А его бывшей супруге за выступление на юбилее Тельмана Исмаилова однажды заплатили 2 миллиона долларов. Паффи про это услышал и за меньшие деньги ехать не хочет.
Ходят разговоры "Тимати платит за свои фиты", но это не совсем так. Просто в Штатах знают, что в России платят в три раза больше, чем где-то еще (по той же причине они любят Эмираты).
— Трудно удержаться от наивного вопроса: "А что они вообще за люди?"
Я более-менее знаком со всей индустрией. Но клянусь вам, круче Снупа никого нет. Это самый крутой тип. По ширине энергетике он такой, что если он зайдет в комнату, то просто в ней не поместится. Перед его глазами прошел весь хип-хоп.
Мне у него хотелось многое спросить о временах NWA, о временах Бигги и Тупака. Представьте большой гостиничный номер, квадратов 150, все сидят на полу, человек 15, и штакеты просто летают по кругу. Он рассказывал про историю хип-хопа, про свои отношения с Нейт Доггом, про Тупака и Бигги. При этом не переставал курить папиросу за папиросой. А поскольку я не курю даже кальян или сигареты, то попал под такой дым, что отходил до утра.
Он такой открытый человек, каких мало в индустрии — там все обычно нос кверху. На съемках клипа по райдеру помимо отдельного трейлера и моря травы он попросил на съемочную площадку девчат. Три-четыре какие-то модели, бельевого плана (пытается руками обрисовать габариты моделей). А с нами в одной из главных ролей снималась девочка-фотограф Юлия Мильнер. Антураж в гримерке — запах ганджи, человек десять охраны на трех джипах приехали, модели тусят. При всем этом, когда мы познакомились, она ему презентовала интересный бук. Она сфотографировала набор женских вагин. И оформила их как фрукты. И там открываешь — что-то как баклажан, что-то как апельсин. И Снуп настолько был очарован всей этой историей, что в момент забыл о съемке, девчатах, косяках, смотрел с ней вместе этот каталог, чуть ли не влюбился в нее, и если бы она не была замужем, то может быть и осталась в Калифорнии. Что опять же показывает его с какой-то человеческой стороны.
Снуп полон жизни и полон сантиментов. Это чувствуется — он очень человечный.
Благодаря Снупу, я и с Dr. Dre познакомился. Был на их концерте в Каннах. Это было их очень редкое совместное выступление со Снупом за долгое время, звучала вся классика, был полный разрыв.
Паффи на своем приколе. С ним мы как-то тусили у него на лодке в Каннах, где к нему присоединялся Рик Росс — тот потом выкладывал эти видео у себя в блоге. У меня ощущение, что он спит 4 часа. Мы заканчивали с ним тусовать в шесть утра, когда уже полный рассвет, я просыпался в три и уже видел какие-то его сообщения в твиттере, узнавал, что у него в 12 уже были встречи...
Это машина по зарабатыванию денег. Если у Паффа есть возможность по пути в аэропорт дать концерт, условно говоря, на бензоколонке, за который ему заплатят ну хотя бы 100 000, он остановится, задержит самолет, но сделает это. Человек который повернут на бизнесе, это его главная игра и неуспешным он быть не может. Он все старается монетизировать.
Он достаточно такой, arrogant, заносчивый. Если ты не из его круга, он никогда не будет с тобой общаться. Он живет как на вулкане. Последний каннский фестиваль, где мы делали одну из вечеринок в VIP-room — а он делал вечеринку на лодке. И кого я там только не встретил. От Дональда Трампа и Ким Кардашиан до какого-то важного американского раввина и арабских принцев. Может он не самый крутой рэпер, но все знают, какой он бизнесмен и как ведет дела.
Баста Раймс достаточно тяжелый, замкнутый в себе, постоянно недовольный чем-то. Он редко, но очень экспрессивно радуется, а потом может снова час сидеть, уткнувшись в пол и опустив козырек на глаза. Но это единственный артиста на моей памяти, который смог поднять поколение, которое не то что о Басте Раймсе не знает, а ему до хип-хопа и вовсе дела нет.
Он выступал в Донецке — не знаю, как он туда попал — на пятидесятилетии у какого-то местного полуаллигатора. Самые молодые там были люди по 40, а в основном там были старики. Баста Раймс вышел на сцену и настолько был общителен с залом, настолько сумел обаять их своей аурой... Впервые в жизни видел как черный чувак поднял в воздух людей за 50. Еще я видел как на какой-то свадьбе в Москве он спрыгивал в зал, водил какие-то хороводы. Этот непростой человек способен в секунду переключаться, он стопроцентный профессионал.
— А что конкретно сделал Timbaland на вашем треке? Был ведь случай, Билан заявлял, что ему сделал трек Timbaland, а потом выяснилось, что это был продюсер со студии Timbaland'а.
Было так. Этот трек делали англичане La La Land. Они мне его прислали, я послушал и сказал: "Прикольно, я запрыгну". Пригласил еще знакомую свою Grooya, она спела куплет, мне понравилось. Потом отправили Тимбе. Тимба сделал свои коронные "А-а", "Е-е", "М-м" и добавил еще каких-то сэмплов сверху.
— А ему это зачем?
Сложно сказать. Мы ему скинули трек — точнее, это сделали La La Land, они с ним дружат. Он послушал, сказал: "Прикольно, я запрыгну". Почему нет. Здесь все просто получилось, без каких-то сложных ходов. Он приехал на съемку, покивал головой, прыгнул в свой "майбах" и уехал. На следующий день мы еще с ним поработали — сделали пару треков крутых. Где-нибудь в конце августа скину making of со студии, где мы фигачим вместе. Он очень крутой продюсер.
— А с этим альбомом тебя будут звать по России?
Да мне есть с чем по России кататься. Такой проблемы нет. В России у меня в месяц 12-15 концертов и я не так чтобы хочу каждый день фигачить. Я бы даже работал меньше. Люблю концерты, но перелеты убивают время, пагубно сказываются на здоровье. У меня и за рубежом много выступлений, и в довольно неожиданных местах. Но за рубежом мы даем не то что концерт-концерт, у нас больше club-show. Играет диджей, мы играем и наши треки, и фирменные. Такой hosting получается.
За последнее время я давал концерты в Бейруте. Я давал концерты в Кувейте. В Дубае, понятно — там кто только уже не выступал, там русских много. В Милане был уже три раза. При этом, люди знают не только "Saint Tropez", они знают "I’m On You" — ремикс с Антуаном, знают "Party Animal". Знают треки. Про Франция я вобще молчу. "Берси" мы не соберем, но во Франции много работаем.
— Тебе наверное паспорт часто приходится менять?
На самом деле, нет. У меня просто второй есть.
Продолжение: