День, когда рэперы стали делать «грибоподобные проекты» и перестали сочинять песни
Очень злая, колючая и актуальная статья от Дмитрия Шевченко. Есть подозрение, что нашим комментаторам понравится
Есть такой человек по имени Сарик и фамилии Андреасян. У него есть компания «Enjoy Movies». Она занимается кинопроизводством. Под её началом вышли такие нетленки, как «Лопухи», «Беременный», «Что творят мужчины» и прочие «шедевры». Есть такое понятие «фильм». Это художественное произведение со смысловой нагрузкой, линиями сюжета и прочими атрибутами.
А еще есть понятие «проект». Это совокупность цифровых показателей, выраженных в дедлайнах, ресурсах и количестве заработанных по итогу денег. Улавливаете разницу? Так вот Сарик прямо говорит, что его фильмы вовсе никакие не фильмы, а всего лишь проекты. В музыке примерно такая же картина. Есть понятие «песня», а есть музыкант Шнур, который говорит, что формат песни как таковой себя уже исчерпал и больше никому не нужен. Теперь есть продуманные коммерческие хиты, становящиеся мемами. Именно благодаря такому выверенному контенту группировка «Ленинград» и получила вторую жизнь в наше время.
Есть наш любимый хип-хоп с ломаным битом и скоростью 90 ударов в минуту со снэрами, клэпами, киками и так далее. Музыка, построенная по этим стандартам, якобы отжила свое еще на рубеже нулевых и десятых. А еще есть хаус (house) со скоростью 120. На ней проигрывается львиная доля попсы, электронной танцевальной музыки, всевозможные mash-up’ы и прочее.
Конечная цель музыки с такой скоростью – это приближение частоты биения человеческого сердца до таких же значений. Представьте, что вы находитесь в ночном клубе, танцует толпа народу, трещат колонки, и все это в определенный момент входит в резонанс. Сердца людей начинают биться в унисон с музыкой и, что еще более важно, с сердцами каждого человека на танцполе. Следом за главной мышцей организма начинают двигаться в такт голова, руки и ноги. Антропогенез в чистом виде.
Есть второе начало термодинамики, которое говорит, что мера хаоса (слово, созвучное со словом «хаус») в любой замкнутой системе неизбежно увеличивается. Другими словами – нарастает энтропия. Этот закон можно понять на очень простом примере. Представьте, что вы заселились в номер отеля и начали там жить. Если сервис гостиницы не предполагает работы горничной, и вы сами не будете убираться, то с течением времени в вашей комнате, являющейся своеобразной замкнутой системой, будет становиться все больше бардака и беспорядка. По идее все должно закончиться максимальным хаосом и перевернутым вверх ногами номером. Так работает наш мир. Так, если хотите, устроена вся наша Вселенная. Упомянув о вселенских законах, термодинамике и эволюции, самое время оставить эти незначительные темы и перейти к Украине.
В чем феномен того, что уже долгое время оттуда в Россию идет музыка хауса, мимикрирующая под какую-то новую волну танцевального хип-хопа? Почему именно из Украины к нам пришли «Время и стекло», «Грибы» и другие стремительно набирающие обороты полипы? Наверное, потому что Украина – это страна с очень музыкальными и творческими людьми. Плюс музыка является для нее одним из немногих продуктов, которые можно отправлять на экспорт, в том числе и в Россию. Такая практика существует уже давно на примере Ивана Дорна, Верки Сердючки и многих других.
Хоть украинцы и являются нашими безусловными славянскими братьями, но все же это другая страна и тамошние артисты, так или иначе, воспринимаются нами как самобытная иностранная экзотика. Вся эта волна ультрамодного хауса идет именно оттуда. И в этом процессе уровень энтропии дошел уже до того, что и старые и новые артисты начинают друг друга копировать с все возрастающей скоростью. Все это превращается в бардак как в номере отеля.
Более того, такие коллективы не записывают песни, не выпускают клипы и альбомы. Они, как и Сарик Андреасян, занимаются производством проектов. За кулисами этого процесса на кожаных диванах сидят толстые дядьки за пятьдесят с большими пачками чипсов и попыхивая сигарами, рассуждают о том, как и из кого они будут лепить новые проекты. Прорабатывают стратегии выхода на рынок, строят медиа-планы, крыжат карандашиком шорт-листы, в которых обозначены такие обязательные элементы как, вульгарная телка, пацан, выглядящий как телка, хаус-бит, модные инструменты, трэп-аранжировка и так далее.
Перенесемся из Украины в Россию к Максиму Фадееву. Оказывается, с недавних пор ему стала неинтересна попса. В интервью у Дудя он говорит, что сейчас самая крутая тема – рэп. Проходит несколько дней и вуаля – встречайте лейбл «Red Sun». Это без всяких сомнений, алаверды «Черной Звезде» Тимати.
Первые несколько клипов «Красного Солнца» показали, что Фадеев ничего не понимает в рэпе. Продюсер не рассчитал свои силы. Оказывается, нельзя просто так прыгнуть на самую хайповую волну и оседлать ее. Но ведь Фадеев не был бы собой, если бы останавливался из-за подобных неудачных экспериментов. Просто недостаточно изучил жанр и формат, нужно лишь сделать работу над ошибками, а лучше обзавестись более опытным компаньоном, который подскажет, что и как работает в хип-хопе. Стоит взглянуть на название и логотип своего лейбла, как моментально найдется выход из ситуации – нужно обратиться к Тимати.
И вот мы уже видим анонс нового проекта «Песни», который будет идти на канале ТНТ под руководством двух мастодонтов отечественного шоу-бизнеса. Как вы думаете, чем будет заниматься это предприятие? Правильно – тем же, что и новомодные украинские музыканты. Не можешь победить – возглавь. У этого проекта не может быть никакой другой цели, кроме создания альтернативы «грибоподобных» то ли хип-хоп, то ли хаус-групп и исполнителей для российского рынка. Вот поэтому Шнур и говорит, что песня умерла. Кому она нужна, когда вокруг одни проекты?
А где во всех этих схемах слушатель? Где мысли о том, что в конечном счете он получит? Уже сейчас понятно, что огромное количество людей не примет результаты работы заведомо обреченных на провал музыкальных проектов на ТНТ. Мало кому интересно насильное раскручивание дутых персонажей. Тогда для кого это все будет работать? Все дело в том, что здесь не берется в расчет конкретный человек с его переживаниями, которому нужен саундтрек к его ежедневной жизни. К радостям и печалям, успехам и горестям. Зато есть большая, безликая и бесполая индустрия. Все делается только для нее. Именно она дает обезличенные просмотры и роялти, позволяет внедрять продуктплейсмент и рекламу. Это оцифрованный мир, как в Матрице. Наслаждение музыкой стало непозволительной роскошью. Теперь ее можно лишь потреблять, голосуя пальцем – вверх или вниз.
В России не так давно проходили молодежные акции протеста против коррупции в высших кабинетах власти. По мнению известного публициста Александра Невзорова, снявшего фильм «Чистилище», именно сейчас слава в России стоит очень дешево. Чтобы стать известным и значимым, нужно всего лишь делать то, что не делают остальные. Так почему же мы не видим протестов против засилья бездумной музыки? Никому не нужна слава? Где предводители музыкального ополчения, которые решительно выступят против нарастающей энтропии? Почему нет площадки или трибуны, где может быть услышано альтернативное мнение? Где краудфандинг на запись хорошей музыки? Может быть, стоит все это создать, чтобы появился хоть какой-то противовес коммерческому шабашу «грибных» клонов?
История знает подобные примеры противостояния системе и даже целым технологическим волнам. В период промышленной революции в Европе появились так называемые «луддиты». Они занимались тем, что громили станки на только-только зарождающихся производствах. Они выступали против машинного прогресса и считали, что механизмы отбирают работу у ремесленников и рабочих мануфактур. Может быть, пора и в наше время зародиться современным луддитам мира музыки? Но ведь перед любыми подобными социальными явлениями сначала должен появиться общественный запрос на такие преобразования.
За что так ценятся автомобили концерна Mercedes-Benz? Комфорт, безопасность, стиль. Классика в каждом элементе. Безусловно, постоянно видоизменяется дизайн, добавляются новые технологические фичи, но, в общем и целом, владельцы немецких машин ищут в них консервативность. Никому из них не придет в голову купить себе авто в виде собаки из фильма «Тупой и еще тупее». Да, может быть, забавы ради можно разок проехаться на таком чуде, но для повседневной жизни это явно не подходит. Также и большинство людей хотят слушать просто хорошие песни своих любимых исполнителей, чтобы музыкант хорошо и добросовестно делал свое дело. Далеко не всем нужен обязательно какой-то прорыв.
Посмотрите на запад. Ведь там происходит то же самое. Полчища новичков ежедневно выпускают одну и ту же песню. Зайдите на World StarHip-Hop, просмотрите двадцать последних добавленных клипов. Нереально отличить один трек от другого. Поэтому на фоне происходящего безобразия Кендрик является просто мегазвездой, поэтому хорошо идут дела у Дрейка. Они просто делают что-то отличное от бессмысленной тянучки. Посмотрите на просмотры клипа Каледа «I’m The One». Послушайте еще один сингл «Wild Thoughts» с Рианной. После этого сразу станет ясно, что чтобы не аннигилироваться со всем остальным потоком и получить свой уровень славы, достаточно просто немного постараться и сделать хороший материал, а не обводить в сотый раз трафарет, заданный Gucci Mane или Juicy J.
20 июля совершил самоубийство вокалист группы Linkin Park Честер Беннингтон. Его кончину оплакивали миллионы людей по всему миру. Такая любовь к исполнителю объясняется очень простым фактом – всего двумя альбомами группа дала саундтрек для жизни целого поколения. Под эти песни можно пережить любые повороты судьбы. Это музыка всегда была рядом в самые яркие и острые моменты жизни.
Что было бы, если Linkin Park не писали песни, а занимались проектами? Тогда это была бы абсолютно посредственная группа, которая, возможно, даже могла бы выпустить пару удачных коммерческих хитов, но никогда бы не осталась в истории. Тогда смерть Честера не воспринималась бы так остро. Но именно самоотдача и искренность, а не погоня за деньгами позволила группе навсегда остаться в сердцах людей.
Помните персонажа по имени PSY? Тот самый южно-корейский пухляш, первым в истории YouTube набравший более 1 миллиарда просмотров. Да, в 2012 году это был рекорд. Но он уже побит клипом «When I See You Again». А скоро и Wiz Khalifa будет потеснен видео «Despacito». Нет сомнений, что со временем будут покоряться новые планки просмотров. Вопрос лишь в том, как быстро все это будет забыто. Что из этого останется хотя бы через 5-10 лет в памяти людей? Будут ли эти композиции хоть как-то резонировать с настроением и чувствами людей?
Все тот же Шнур прекрасно это понимает, но сознательно идет на то, чтобы выпускать разновидности «Лабутенов», прикрываясь четким расчетом. Скорее всего, в долгосрочной перспективе, это путь в никуда. Как и проект Тимати с Фадеевым, клипы бесконечных клонов «Грибов» и ленты «Enjoy Movies». Нам остается лишь ждать появления революционеров-луддитов, которые выйдут на борьбу с этой безвкусицей. «Кто-то должен убить теленяню!», – как провозглашал герой фильма «Кабельщик».