Тимати: "Мы всего добились сами". Часть 2
Зачем Тимати русский рэп-андерграунд, кого берут на лейбл Black Star, как писали "Давай до свидания" + бонус: "Драка, редкий фристайл и разговор с дьяволом" — что случалось, когда в клубе "B-Club" устраивались рэп-вечеринки.
Первая часть интервью: Киркоров и Собчак, Путин и Лепс, Snoop Dogg и Diddy + рецепт "Как записаться с западной рэп-звездой".
ЛЕЙБЛ, РЭП
— А чем продиктован нынешний интерес к русскому рэпу? Там ведь ни денег...
Не знаю, с чем это связано, но я им долго не интересовался, а в последние года два стал слушать, вникать. И обнаружил, что заблуждался в общей печальности этой истории — у нас реально есть крутой музон. И много артистов, которые мне нравятся. Я считаю, что в этом есть перспектива. Это показывают большие концерты, которые собирают Баста с Гуфом. Вася "Крокус" собрал уже два раза. Есть спрос, есть интересный саунд, есть интересные артисты. Все это стало обретать смысл.
— То есть, теперь вы собираетесь агрессивно на этот рынок войти?
Да не то чтобы мы собираемся агрессивно заходить на рынок. Просто есть имена и есть ряд артистов, которыми можно заниматься. В этом нет суперприбыли. Но она однозначно будет. И произойдет подсегментация, которая, например, произошла во Франции. Многие френчи в полном нигилизме к американскому рэпу, слушают только свой. И французские артисты собирают такие же площадки. Jay-Z и Kanye West приезжали в Париж с "Watch The Throne" — но я могу сказать, что года полтора назад решившие собраться и дать два концерта NTM на той же площадке собрали ничуть не меньше народа.
— Подписание Джигана выглядит очень логичным для компании Black Star шагом. По крайней мере, стилистически. Как это случилось?
Меня с ним познакомил Леха Dlee покойный. И хотя поначалу я не видел в Джигане особой перспективы, но его человеческие качества, пацанский характер многое о себе говорили. И из уважения к этому мы стали делать проект. Сначала он выбрал совершенно другую дорогу. Делал другой музон. И встал выбор. Либо ты долго-долго-долго будешь туда стрелять. Либо мы сделаем что-то более коммерческое для рынка. Притом надо понимать, что в компании мы никого не ломаем. Не говорим: "Будешь делать так или никак”. Подход очень гибкий. Просто Джига сказал, что хочет зарабатывать деньги, иметь массовую популярность. На что я сказал: "Тогда, наверное, тебе нужно делать фиты с поп-артистами и самому становиться поп-артистом". Его это совершенно не ломало. По итогам у него очень хорошие продажи, номер один рингтоны, много концертов. Хип-хоп аудитория, может быть, будет слушать другую музыку, ну и слава Богу — никто же не навязывает.
— При этом вокруг тебя были люди, которые так и не выстрелили: Music Hayk, Том & Джерри. Они почему не выстрелили?
Внутри компании всем дается возможность. Но такого не бывает, что все становятся суперзвездами или большими артистами. Music Hayk — очень талантливый парень, но он хочет делать в основном такой неосоул. Достаточно сложный, местами модный, но абсолютно невостребованный здесь. Собрав какой-то концертный зал с оркестром, это могло бы выглядеть интересно. Но когда в клубе выступает артист, и уже на четвертом треке людям непонятно, то ли свечку зажечь, то ли покемарить пойти... Не потому что он плохо исполняет — просто они не понимают этой музыки, нет культуры такой!
А если у тебя есть четкое желание прийти на этот Олимп и оторвать свой кусок, ты приходишь и отрываешь. Мы таких пацанчиков как раз ищем. Компания занимается не только продюсированием, мы и менеджментом занимаемся. Если кто-то хочет, чтобы он везде встал, везде был, наладить систему, получить юридическую защиту, вести бухучет... Они просто к нам подписываются на менеджмент. А остальным сами занимаются — снимают видео, продают концерты.
— KReed это такой случай?
Нет, KReed у нас на полном продюсировании, 360 градусов. В ближайшее время, кстати, 2-3 неожиданных для хип-хоп тусовки трансфера произойдут. 2-3 артиста встанут к нам на менеджмент. Надо понимать: мы ничего не забираем и ничего не впариваем. Никого не ломаем и не заставляем записываться с Жанной Фриске. Что приходит андерграундный артист, а я говорю: "Будешь записываться с Шатуновым, будет пиздец вообще!" — такого нет. Каждый должен выбрать, что он хочет и найти свой маршрут. А если от меня нужен будет совет, я дам.
— У L’One какой маршрут?
Абсолютно собственный. Это было мое слово за L’One, я хотел его взять, потому что у него хороший потенциал, прикольный материал и понимание, что нужно делать. Ему никто ничего не диктует, он просто приносит готовые треки и альбомы, сам находит съемочную команду, сам продюсирует. Он абсолютно selfmade-проект, просто мы ему помогаем.
Мы — очень позитивная компания. Этого никто не видит, всем кажется, там что-то непонятное, попсово-злое, они что-то покупают, мутят... Мы очень позитивная компания, это видно по всей нашей команде. И мы сильная компания, потому что слабый человек позитивным быть не может.
Месседж компании — помогать молодым талантам продвигать свой контент на рынок и, естественно, монетизировать. Мы все это делаем из любви к музыке, но никогда не скрывали, что хотим зарабатывать деньги. И компания не стесняется, что она зарабатывает. Хотя многие артисты в индустрии стараются, как бы, это припрятать.
У нас в России так принято, что не любят богатых, успешных. Мы здесь, чтобы ломать эти стереотипы. Мы реально зарабатываем очень неплохие деньги, но мы делаем это своими руками и мозгами и совершенно не стесняемся. Так же мы хотим помогать другим и инвестируем в молодежь деньги, естественно не на какой-то альтруистической основе. Какие-то проекты мы спонсируем и растим, даже не видя сейчас какой-то обратной отдачи. Но она однозначно будет.
Мы не для того чтобы рушить рынок, двигать попсу. Нет цели стать главным урбан-лейблом. Есть цель стать самым крупным мейджором на российском рынке. И совершенно неважно, будет это урбан-музыка, дэнс-музыка или рок. Мы привлекаем самых разных молодых артистов. У нас на лейбле даже художник есть. И нам нужны преданные люди 20-30 лет, готовые вкладывать всю душу.
— Как ты сам считаешь, рэперы, которые с тобой снялись в клипе "Давай до свидания", они все позитивно смотрят на твое творчество? Или они ухватились за шанс получить свои первые 10 миллионов просмотров?
На самом деле, я рад за пацанов. Для многих из них это большой выстрел. Вышло все спонтанно, больше половины людей я впервые увидел на студии. Помню, я еще в больничке лежал и звоню L’One. Говорю: "L, надо подтянуться на студию, записать сэмпл как в том видео азербайджанском, запитчить его и сделать трек". Мы связались с Capella, вот такой чувак, кстати, он тут же сделал бит. И говорю: "L, кого позвать?" L говорит: "Давай позвоним ST". "ST — супер, ничего не имею против". Дальше звоню Крупину. Мы давно с ним общаемся, много что делали вместе, в продакшне помогал, когда я писал альбом "The Boss".
— Ваши "Грязные сучки" — это же, собственно, его песня?
Он написал этот трек и продал его Бо, насколько я знаю. А Бо уже потом мне набрал. Но свой куплет я сам сочинял, а остальное Крупин. Миша свой куплет для "Давай до свидания" писал где-то отдельно. Потом на студии появился 5P и появился Jenee. И довольно в ужатые сроки мы сделали этот проект. Хотя результат мог быть и другим: много кто хотел записаться, и у меня лежат куплеты нескольких местных хип-хоп звезд, но на тот момент тему мы уже закрыли — нужно было все закончить одним днем.
Как люди, принявшие участие, относятся к моему творчеству, я не знаю. Но раз приехали на студию, значит что-то поменялось в их сознании. И в сознании хип-хоп тусовки. Даже Slim приехал, что было удивительно даже для меня. Я, опять же, очень позитивный и нормально ко всему отношусь. Очень многие люди в разное время лили грязь в мою сторону, но я им все прощаю и не держу зла. Кто-то страдал юношеским максимализмом, вырос и переосмыслил. Кто-то остался на своем уровне — сидел и пиздел. А мы пошли дальше, работаем, развиваемся, делаем большие дела.
ДЕЦЛ, TRUE
— Кирилл Толмацкий, насколько можно судить по его публичным сообщениям, остается твоим критиком. В ваших отношениях в этом смысле за столько ничего не меняется? Ведь начинали рядом: "Мой друг Тима крутил все новые пластинки".
Интересно, что это стало реально классикой, а трек "Вечеринка" звучит в клубах типа "Джипси". На эту ситуацию я могу рассказать свой субъектив: у всех участников той истории он тоже свой. Так вот. Сначала мы с Кириллом просто дружили. Ходили вместе на секцию брейкданса. Потом его отец решил делать из него проект.
Проект полностью курировал Влад Валов. Писали Кириллу тексты, делали биты, просто фабриковали проект. Поскольку он меня знал, знал мои skills, чувствовал swag, который от меня исходит, знал, что я жил в Штатах, нормально выглядел, во все врубался, то он меня позвал: "Мне нужен бэк-МС, который бы со мной ездил, ходил, помогал".
Мы встретились с его батей, Сашей. Я обозначил, что все сделаю, но хотел бы заниматься и сольной карьерой. И если вы можете мне прогарантировать контракт и выпуск альбома...
— Тебе тогда было лет 12, наверно?
Да нет, лет 16-17. Но я три с половиной года пожил в Америке, и хотя не понимал в деталях, но приблизительно схему построения карьеры, и как артист должен жить и двигаться, я знал. В общем мне пообещали, что и у меня сольный альбом будет. Вышла пара фитов, мы ездили по стране, но никакого движения не происходило. Я пару раз спрашивал, не пора ли оформить какой-то договор, мне говорили "сейчас, сейчас".
И внутри нашего коллектива потихонечку начало возникать взаимонепонимание. Потому что, конечно же, телочкам я нравился больше. Я говорю честно, как есть. И если я после концерта стабильно был окружен дамами и проблем с общением у меня не было, то мой на то время кент, наверное, немножко их ощущал. Мне приходилось помогать ему в этом смысле. Делиться добычей, и так далее. В общем, внутри коллектива некий элемент зависти появился. Я, можно сказать, сиял, а он вроде звезда — и он недосиял.
В какой-то момент и он, и отец осознали, что рядом сильный конкурент, который на себя тянет одеяло. И я смотрю, меня сняли с одного тура, другого, третьего. Я набирал Кирюхе: "А в чем дело?" "Ты знаешь, все в компании недовольны, как ты работаешь, ты слабоват, что-то у тебя не получается". Я спрашиваю: "Это я слабоват, ты мне об этом говоришь?" "Ты знаешь, мой отец и Валов, они решили, я не могу ничего сделать. Давай, тур закончится, мы с тобой созвонимся..." Ну, я по этому разговору все понял. Говорю: "Кирюха, знаешь, я все понял, не надо мне звонить, встретимся через пару лет и посмотрим, что к чему". На этом наше общение закончилось. И началось мое сольное движение, со всеми его стартовыми сложностями, о которых было сказано в начале разговора.
— В русском рэпе сейчас всего 4 имени, которые дают сольные концерты в Москве на площадках вместимостью 5 и выше тысяч человек. Ты пока не в их числе?
Я с этим не торопился, такой концерт нужно делать круто. И он будет уже этой осенью в "Крокусе". Я назову вам точную дату — 29 ноября. Самое главное в этом — даже не шоу. Я же не Бритни Спирс, чтобы, грубо говоря, звучит фанера и все взрывается. Самое главное — это подготовить коллектив, чтобы охуенно качал музон.
Кстати, как-то я видел концерт, который был у Канье Вест в помещении католической церкви. Я смотрел и пытался представить, насколько свободна от предрассудков Америка и как это возможно? Провести концерт в храме Христа Спасителя, свет-дым туда поставить — как это можно вообще? Я не могу себя представить дающим такой концерт ни за какие деньги.
— За рубежом я видел выступления электронных музыкантов в католической капелле, все было очень красиво и уместно. Ну а разница в менталитете — это есть, это через запятую к разговору о том, почему у нас богатым быть неприлично.
Интересно, что я знаю 4-5 артистов, которые так же часто мелькают на вашем сайте — многие из них ездят на действительно хороших тачках. Некоторые из них из вполне благополучных семей. Но это слегка прячется. Есть ряд рэп-артистов, которые действительно большие деньги зарабатывают. Но на эту тему все очень отмалчиваются. Боятся потерять свою аудиторию. А для чего мы работаем? Для чего инвестируем в музыку? Это нормально — жить в хорошем доме, ездить на хорошей машине. Этого не снимают в видео, не показывают нигде: нет, я на районе, в своей кепке, настоящий.
И еще есть интересный термин true в русском хип-хопе, который очень ограничивает. Многие наши хип-хоп артисты и так закомплексованы, так еще и замыкают себя в дополнительные рамки. Если все будут друг с другом делать треки, делать треки с рокерами, поп-исполнителями, то у нас сцена будет ярче и от этого все выиграют.
— Слушатель же так быстро не перестроится, а он тоже что-то диктует. Баста вот сделал проект Нинтендо, о котором восторженно отозвались все критики, зато обычные слушатели все забраковали. И он не дал ни одного концерта с этой программой.
По моим наблюдениям Нинтендо понравился тем, кому 30 и старше. А остальным — нет. Потому что пластинка более сложная и узкосегментированная. В Ноггано больше гротеска и стеба, он более доступный. Здесь чуть больше эстетики. Но у Басты хватает ведь и так популярных песен, правда?
— Твоя история — это вроде как история успехов, да и творчество нацелено на успех. А можешь вспомнить какую-то свою большую неудачу?
Безусловно, у нас очень тяжело пошел проект Black Star Club на крыше "Европейского", в который было вложено очень много сил, денег, времени. Мы с ним не попали. Там было очень много акционеров, непростые взаимоотношения, свои моменты. Но да, за последние пять лет это наш самый большой flop.
— Это потому что клубная индустрия изменилась?
Да как-то просто не срослось.
Бонус: ИЩИ МЕНЯ В КЛУБЕ
Тимати был причастен к открытию по меньшей мере трех ночных клубов/баров в Москве, но больше всего интересного происходило в заведении "B-Club"
В "B-Club" состоялся незапланированный фристайл-баттл малоизвестного тогда Басты и руссконемецкого рэпера Драго.
"Что ж это такое было? Какой-то адский угар. Phlatline привозили Драго. Драго пошел на радио Next. И какое-то дал интервью, реально за гранью. Обложил всех. Хотя его самого особо никто и не знал. А мы, кстати, тогда на связи были с Бастой очень даже. Баста позвонил: "Можете организовать нам встречу, он же у вас выступает? В какой-то момент включите мне микрофон”. Нам прикольно — получается большой интертейнмент в стиле "Восьмой мили". И вот идет концерт, Баста выскакивает на сцену, наш звукач выводит ему микрофон и начинается баттл".
"Я то помню Васю еще до того, как узнал такое имя Баста. Меня с ним познакомил Женя Смагин с радио Next. Он тогда даже не одевался как хип-хоп артист — у него были льняные рубашки, льняные белые штаны — ну, как ребята ходят. Бородка, косичка. Он, кстати, заходил в B-Club".
В клубе выступил DMX — пожалуй, наиболее сложный человек из всех рэп-артистов, когда либо даваших здесь концерты. Суперзвезда рэпа конца 90-х, в нулевые он попал в бесконечную черную полосу, включавшие несколько судебных дел, реальные тюремные сроки, наркозависимость и поступки, заставляющие крутить пальцем у виска.
"Эпическая история была. Это был наш первый громкий привоз. Никто в это не верил - его должны были "закрывать" сразу после возвращения в США. Его минут 20 вообще не хотели в Россию пускать — он на границе паспорт дает, а тот на странички рассыпается.
Концерт должен был начаться в половине второго, но в два DMX только из гостиницы вышел. Биток, давка страшная, на улице очередь вних по Страстному уходит. DMX приехал, зашел в гримерку, выпил-покурил, мы говорим, что пора на сцену, время без пятнадцати три. Его менеджер говорит: "Всем срочно надо покинуть гримерку". "А что происходит?" "DMX будет разговаривать с дьяволом". На полном серьезе.
В гримерке была такая бойница, прозрачное окно, выходившее в другое помещение. Мне стало так интересно, что я обошел и вижу: чувак сидит на полу с закрытыми глазами и медитирует. Вот такой странный хэппенинг, который я, честно говоря, не знаю, как объяснить".
Еще один плохой пацан, теперь из Франции — Joey Starr из группы NTM - после концерта в B-Club подрался с участником популярного тогда бойз-бенда “Динамит” и выиграл “ввиду явного преимущества”.
"Да, была такая история, но мне интересно, откуда вы об этом знаете — кроме нас, вообще никто не видел. Я фанат NTM, но не то что мы специально Joey Starr хотели привезти — мы привезли DJ CutKiller. А Joey Starr с ним работал как hosting. Они очень круто отработали, а под утро мы пошли есть. И пришел пьяный Леня из группы "Динамит", покойный ныне. И что-то ему башню перекрыло, он прямо докопался до этого Joey Starr. Тот ему сказал "Отвали от меня", на что Леня зарядил ему все, что знал на английском и французском, весь мат. Ну и Joey Starr, долго не думая, с двух ударов его разложил по асфальту. Удар то ему, похоже, ставили".
Другие большие интервью на Rap.Ru
Жиган: "Давайте жить дружно"
Влади: "Мы прошли все круги рэпа"
Дино МС 47: "Оправдываться — глупо"