С днём рождения, RZA! Заглядываем на кухню Wu-Tang
Сегодня 48 лет исполнилось легендарному RZA. В честь этого мы вспоминаем наш старый материал о нём и том, как всё обустроено в Wu-Tang.
О своей роли в Wu-Tang Clan.
Я продюсер группы и я - The Abbot. Я не называл себя так, это имя мне дали остальные участники Wu-Tang. И если вы дали мне это имя, дали мне власть, то я буду ее использовать. Я не для своей славы пользуюсь этими возможностями, а для Wu-Tang. Wu – это не просто что-то, чем мы занимаемся для себя, мы занимаемся им для всего мира. Меня спрашивают: «В чем для тебя различие, когда ты пишешь сольный альбом или саундтрек и когда работаешь над альбомом Wu-Tang?» Когда я пишу сольник, то моя задача – донести до слушателя свою позицию, свое видение. Если собираю саундтрек, то стараюсь, чтобы он выполнил режиссерскую задачу. Но альбом Wu-Tang принадлежит миру. Я понял это не так давно, только в 1998-м. Спроси меня в 1993-м – да тогда хип-хоп был только моим. Меня никто не волновал – «Bring Da Ruckus», «Wu Tang Clan Ain’t Nuthin’ to Fuck With», «Protect Ya Neck» – я не шутил! Но я подрос, повидал мир, белых, черных, мексиканцев, индейцев и понял, что наше творчество больше, чем просто наше. Люди, которые в год выхода «Wu-Tang Forever» были еще совсем молодыми, подходили ко мне годы спустя и говорили, что этот альбом дал им очень многое в понимании себя и мира. Он помог им найти себя, определиться. Вот о чем я говорю - Wu-Tang стал источником информации, и не просто о гетто или о нашей жизни, а о гораздо большем, люди с помощью Клана находят свое место. Поэтому я занимаюсь Wu-Tang не для себя, а для мира.
О нападках Reakwon.
Я тут прочитал интервью, которое дал GZA в Германии. Он сказал там несколько очень правильных вещей. Он говорит, что когда пишет сольный альбом, это на 100% его личное, но когда он участвует в альбоме Wu, он всего лишь 1/8. И это лучше, потому что ни один из нас не сильнее, чем группа целиком. Я был рад узнать, что не только я так думаю.
О разногласиях в группе
Сейчас, конечно, есть некоторое напряжение в отношениях, но Wu-Tang и начался с напрягов. Сейчас все воспринимают Ghostface и Raekwon как Бэтмана и Робина, но в квартале они были врагами. Ghost был моим чуваком и Rae тоже был моим другом. А еще был Oli «Power» Grant, который занимался Wu-Wear, он был корешем Rae, а с Ghost – врагами. Смертельными врагами. И не так давно, когда он услышал слова Госта, то рассказал мне, что тогда, четырнадцать лет назад, когда я прекратил их биф, он послушался меня. Но когда я пригласил их на примирительную встречу, он взял с собой пушку. Вот насколько все было серьезно. Ну и напомню тебе, что Гост – реальный супергерой. Он может побить 5-6 ниггеров без проблем, я сам видел такое. Он никого не боится, не боялся и не будет бояться. А U-God и Method Man! Как-то они дрались так, что мы вынуждены были выкинуть их из автобуса. Много было говна. Я и сам дрался с Ol’ Dirty, потому что он хотел подписаться на Def Jam, а я уже договорился с Elektra. У меня всегда было видение того, как нам правильно развиваться.
О выражении "хип-хоп хиппи"
Я не люблю это слово. Когда Raekwon назвал меня так, я подумал: «Хиппи?! Да я самый хип-хоповый ниггер в мире! Я остаюсь с хип-хопом, я никогда не изменял ему, не переметнулся на bling сторону. Я все так же в худи и ботинках – только в этом меня и можно увидеть. Сначала я обиделся на него, но вообще-то Raekwon – мастер сленга и не думаю, что он пытался подъ*бнуть меня, просто у него такой острый язык.
Об оценке альбома участниками Wu-Tang Clan
Мы общались с Raekwon насчет альбома, я просил его оценить. Он дал хорошую оценку, 7 из 10. это неплохо, потому что 7 от Rae означает 8 или 9 от слушателей. Но я все равно его послушал, кое-что изменил. Убрал трек «Unpredictable», потому что он больше подходит для Bobby Digital и я подумал, что нам нужны Wu песни, а не мое дерьмо. GZA поставил мне 8. Сначала, правда, он дал пять с половиной. Я с ним спорить не стал, он мой учитель, но попросил послушать еще. Я всем сказал: «Не оценивайте за один день, послушайте недели две. Это вам не гамбургер, а овощи. Вы не любите овощи, но они приносят пользу, просто чуть позже». Вот потом-то он и изменил оценку на 8.
О трудностях "возвращения" Wu-Tang Clan
Это не возвращение, мы все это время были на виду. У нас были туры без всяких альбомов и именно в последние два года на нас ходили самые большие толпы людей, которые я видел.
Когда мы ездили с Rage Against the Machine в этом году, а у них тоже ничего не выходило, в Нью-Йорке приходило по 70 000 человек каждый вечер .
Мы мощнее, чем когда-либо, без релизов. Эти выступления показывают, насколько мы важны, насколько наши песни больше, чем просто рассказы о наркотиках или личном опыте.
О встрече Wu-Tang Clan
После премьеры фильма «American Gangster» мы встретились и видимо, после этой встречи Raekwon сделал те самые заявления. Это была очень важная встреча. Я всех пригласил на премьеру, но пришли только Method Man и Inspektah Deck, это очень меня обидело потому что я хотел, чтобы мы пришли всем кланом. Мне дали 20 билетов - никому столько не давали. Потом мы встретились и все стали высказывать свое мнение. Я и хотел услышать все мнения, чтобы понять, смогу ли я удовлетворить всех. Я сказал: «Если вам всем всё не нравится, то я облажался». Было сказано много всего неприятного. Я всем сказал: «Вы выпускали свои песни без меня 6 лет, и где они? Это дерьмо не продается». Они мне в ответ: «У тебя тоже все хреново!». У меня хреново?! «Убить Билла» хреново? Да у меня за это время столько всего крутого произошло. Но я не собирался бороться с ними со всеми, я сказал: «Без вас у меня не было творчества такого высокого уровня, как с Wu-Tang». Дело не в том, что они плохие МС, а я плохой продюсер. Когда мы творим отдельно – мы крутые, когда вместе – мы великие. Мы сами не понимаем, почему так. Ведь нельзя объяснить, почему арахисовое масло так вкусно с джемом. Их не создавали специально друг для друга, но намажьте их вместе и дети сходят с ума. И у нас есть та искра, природы которой мы не знаем, но люди ее чувствуют. Я говорил Method Man, вернись и тусуй с Wu. Я был на его концертах, там 1500-2000 зрителей. У Reakwon их по 700, ну по 1000. Ну пускай я им не нужен, но разве они не хотят выступать перед 10 000 мазафакеров? После всех этих лет вам достаточно 500 человек?! С Wu вы напрямую общаетесь со всем миром. Пусть у вас 5 куплетов на альбом, но их запомнит весь мир. А кто помнит куплет с их сольников? Даже я их не помню. А в новом альбоме я слушаю эти куплеты и понимаю, насколько же они крутые МС. Я пытался все это донести до них, но, кажется, Raekwon ушел, так и не поняв меня.
Об ODB и Masta Killa
Мы скучаем по ODB, по его духу. Meth в одном интервью сказал, что он даже видел его в студии. Тяжело это все. Когда он вышел из тюрьмы и пришел ко мне, я как раз работал над битами для альбома Masta Killa «No Said Date». Он послушал и сказал: «Из всех в нашем крю, Masta Killa единственный, кто все еще Wu-Tang». Он не загнил со временем. Он ведь и получил такое имя, потому что настоящий Masta Killa, как и он, не был изначально в Шаолине. Он пришел туда, прошел все 36 палат и стал Masta Killa. Он видел в нас учителей, и стал нашим лучшим учеником.