Самураи из Гетто: как создавался легендарный альбом «Enter The Wu-Tang (36 Chambers)»
25 лет назад вышел дебютный альбом Wu-Tang Clan «Enter The Wu-Tang (36 Chambers)». Сегодня мы вспоминаем самые интересные моменты его записи — начиная от философии и первых демок и заканчивая первыми успехами и влиянием на будущие поколения.
9 ноября исполнилось 25 лет дебютному альбому Wu-Tang Clan «Enter The Wu-Tang (36 Chambers)». За эти годы он оказал огромное влияние на развитие хип-хопа и буквально воспитал несколько поколений слушателей и артистов — как в США, так и по всему миру, включая просторы нашей страны.
Разумеется, мы не могли пройти мимо такого события и решили вкратце вспомнить, как создавался один из главных альбомов в истории рэп-музыки.
5-летний план RZA, который навсегда изменил хип-хоп
До того, как мир узнал о RZA и GZA, эти два артиста называли себя как Prince Rakeem и Genius. В далеком 1991 году два кузена даже успели выпустить два сольных релиза — «I Love You, Rakeem» и «Words From The Genius». Тогда же они вместе с Ol’ Dirty Bastard, другим своим братом, впоследствии основали группу Force of the Imperial Master.
Все трое с детства были большими поклонниками фильмов о кунг-фу, философия и эстетика которых сыграла ключевую роль в формировании концепции и принципов будущего Клана. Единственной проблемой были коммерческие провалы их релизов на лейбле Tommy Boy, который в итоге отказался от поддержки музыки RZA и GZA в пользу набиравшей обороты группы House of Pain.
Но вместо того, чтобы уйти в забвение, RZA построил в своей голове гениальный пошаговый план по построению собственной династии. Для него это была важнейшая партия в шахматы в жизни — с самыми высокими ставками. Объединив усилия со своими кузенами и собрав вокруг себя еще шестерых приятелей, он заложил основы Wu-Tang Clan, где у каждого участника была своя уникальная роль.
Условие было одно — они должны были полностью довериться RZA, который в течение 5 лет обещал привести их к успеху. В итоге в 1993 году он смог заключить контракт с Loud Records на сумму $60 000. Его главной особенностью была уникальная финансовая схема: доходы с продаж делились 50/50 между лейблом и Wu-Tang Productions. В то же время каждый (!) из участников имел право подписывать соглашения с другими лейблами, а 20% прибыли с их соло-проектов уходили напрямую Wu-Tang.
На тот момент это была абсолютно беспрецедентная сделка в плане потенциальной доходности для будущих звезд. Всего через несколько лет план RZA полностью воплотился в жизнь, когда участники Клана подписали контракты с пятью из шести главных лейблов США.
Демо-кассета, которая стала прототипом легендарного альбома
В 1992 Wu-Tang Clan записали демо-кассету из 8 треков, некоторые из них позже трансформировались в альбом «Enter the Wu-Tang (36 Chambers)».
Если покопаться в этих записях, можно обнаружить, что у трека «Bring the Ruckus» был другой семпл и текст (например, у куплета Raekwon). А некоторые песни оттуда так и не попали в финальную версию пластинки — например, «Wu-Tang Master», «Problemz» и «The Wu Is Comin’ Through».
Особого внимания заслуживает трек «It’s All About Me» с отсылкой к классическому треку De La Soul «Me Myself And I». В итоге именно эти восемь демок помогли Клану подписать исторический контракт с Loud Records.
Кунг-фу, комиксы и зарождение уникального стиля Wu-Tang Clan
Как известно, название группы происходит от боевика 1983 «Shaolin and Wu Tang». А само слово Wu-Tang является производным от названия священной горы Удан, расположенной на территории Китая. Чуть позже к официальной версии добавилась и забавная трактовка Method Man, по словам которого слово «Wu» символизировало звук разрезающего воздух меча, а «Tang» — звук от удара меча о щит.
За именем Wu-Tang Clan стояла большая история, которая была плотно вплетена в песни и повествование альбома «36 Chambers». Диалоги, звуки и другие семплы из старых фильмов о кунг-фу заранее сделали эту пластинку уникальной в плане звучания.
Все это было во времена, когда хип-хоп в своей основе концентрировался лишь на афроамериканской культуре и ее наследии. Но Wu-Tang смогли разбавить ее безумным коктейлем из восточных единоборств, шахмат, любви некоторых участников к комиксам и даже некоторых принципов радикальной религиозной организации «Народ богов и земель», адептом которой был RZA.
Даже сейчас, спустя 25 лет после релиза «Enter The Wu-Tang (36 Chambers»), вы вряд ли найдете второй такой альбом.
Голодные годы и всего $300 на запись «Protect Ya Neck»
Первый сингл Wu-Tang «Protect Ya Neck» записывался на студии Firehouse. По словам совладельца студии, Yoram Vazan, он стоил всего 300 долларов. И самое интересное, что, вероятно, Клан заплатил за работу мелочью —они буквально наскребли нужную сумму четвертаками.
RZA всегда говорил всей группе, что они не богачи. Method Man рассказывал, что жил как викинг – без горячей воды и отопления.
Забавный факт: ODB стоял в звукозаписывающей будке и выглядел очень обеспокоенным во время записи своего парта на «Shame On A Nigga». Увидев это, звукорежиссер подумал, что тот просто не привык к студийному микрофону, который отличается от обычного. Решив снять напряжение, он сказал ODB: «Эй, если тебе привычнее держать что-то в руке – я могу тебе дать что-нибудь подержать» (имея в виду микрофон, чтобы рэпер чувствовал себя комфортнее, будто он просто на сцене). На что ODB начал хохотать – он подумал, что дабы он не волновался, режиссер предложил ему подержаться за его член.
Когда запись альбома «Enter The Wu-Tang» только началась, буквально вся группа присутствовала на каждой сессии. По словам очевидцев, порой казалось, что на студии одновременно был весь район. Это доставляло столько неудобств, что однажды RZA и Итан Райман, звукорежиссер студии Firehouse, были даже вынуждены выгонять всех из будки, так как не могли достать до оборудования.
Штаб-квартирой их «лейбла» был обычный дом
Если взглянуть на описание оригинальной виниловой пластинки сингла «Protect Ya Neck», можно узнать, что группа использовала адрес жилого дома как местоположение штаб-квартиры Wu-Tang Records. Сейчас на Гугл-картах можно найти его по адресу Морнингстар Роуд, 234 – это небольшое здание рядом с адвокатским бюро.
Предположительно, в 2002 году его продали меньше, чем за четверть миллиона долларов.
Кто скрывается за масками на обложке?
Обложка легендарного альбома хранит в себе немало тайн и долгое время вызывала споры среди фанатов. Дело в том, что на ней изображено всего шесть членов Wu-Tang Clan, лица которых скрыты масками. По слухам, именно Method Man, U-God и Masta Killa по разным причинам не смогли присутствовать на фотосессии.
А сама идея для обложки пришла в голову фотографу Даниэлю Хастингсу после того, как он посетил один из концертов в Нью-Йорке. На нем участники Wu-Tang Clan надели на лица чулки и прогнали другую группу со сцены с криками: «Wu-Tang Clan Ain’t Nuthing ta Fuck Wit!»
Ведра из-под краски и другие продюсерские инновации RZA
Однажды Раким пришел на студию и сказал: «Я вообще не умею играть, но нам нужно несколько гитарных семплов». Раньше каждый раз приходилось таскать пластинки с желаемыми семплами в коробках из-под молока. Но в один день RZA принес на студию синтезатор Ensoniq, который работал еще и как секвенсор. С его помощью он записывал голос ODB, но получалось весьма сыро и некачественно.
Они знали, как делать биты, но на тот момент совсем не умели записывать песни приемлемого качества. И, хоть и звучание было ужасно, они стояли у истоков музыкальной революции. Больше никаких коробок с семплами – теперь это было делом техники.
Также RZA постоянно искал новые способы извлечения звука и буквально делал новые инструменты из подручных средств. По словам Inspectah Deck, главный снэр в песне «Bring Da Ruckus» был записан с помощью ведра из-под краски. RZA просто надел его на микрофон и начал ритмично стучать по нему ложкой. Так и появился этот гулкий звук, который сегодня знают миллионы поклонников хип-хопа.
В первоначальной версии трека «Bring Da Ruckus» звучали блюзовые семплы, которые RZA не смог очистить. Их, как и в нескольких других песнях, пришлось перезаписать. Как признался режиссер по мастерингу, он остался не в восторге от своей работы над альбомом. Однако, когда после релиза начали выходить синглы, и кто-то делал на них ремиксы – их звучание было лучше. Так, по его мнению, сингл-версия «C.R.E.A.M.» звучит гораздо лучше альбомной.
Забавный факт: У последнего «Y’all» из строчки «Dollar dollar bill y’all» изменена тональность. Когда RZA накладывал припев Метода и шла запись, он выкрутил секвенсор, запитчив семпл. Эти эксперименты со звучанием и маленькие не заметные на первый взгляд нюансы — именно то, что всегда отличало Wu-Tang от других.
Мучительная работа с семплами из VHS-кассет о кунг-фу
RZA хотел использовать десятки, если не сотни киносемплов для записи альбома, и в итоге это стало настоящим адом для звукорежиссеров. Каждый из них необходимо было оцифровать, но проблема заключалась в том, что оборудование не позволяло обработать и склеить более полсекунды необходимого семпла. В итоге на срезание, обработку и «вклеивание» желаемых кусков в треки ушло больше сил, чем на запись всего альбома.
По словам Раймана, около 10-15 скитов и кунг-фу-семплов так и не попали в финальную версию «36 Chambers». Однако игра в итоге стоила свеч, поскольку помогла сделать альбом по-настоящему уникальным — а этого и добивался RZA, он хотел превратить пластинку в настоящее высказывание.
Как музыка Wu-Tang стала хитом вечеринок и студенческих общежитий
Известный нью-йоркский диджей Kid Capri был первым, кто поставил песню Wu-Tang Clan на радио. Когда Raekwon услышал, как из колонок доносится «Protect Ya Neck», он, по словам RZA, буквально подпрыгнул до самого потолка от радости. Это дало мощный толчок популярности Клана.
После этого трек стал настоящим локальным хитом — его по нескольку раз за ночь играли в клубах, а люди часто звонили на радио и просили включить Wu-Tang снова и снова.
Всего через несколько месяцев после релиза «36 Chambers» обрел по-настоящему культовый статус среди молодежи США. Как вспоминает медиамагнат Гари (Геннадий) Вайнерчук, летом и осенью 1994 года каждый студент колледжа Маунт Айда слушал этот альбом на повторе. И это не говоря уже о родном для Клана Нью-Йорке.
Забавный факт: Однажды, когда альбом был записан, группа отдыхала в холле на студии Hit Factory. Туда на своем Ягуаре подъехали Destiny’s Child, которые должны были там записываться. Они зашли в зал и ждали, когда пойдут на студию. Тогда Ol' Dirty Bastard, увидев девушек, сказал: «Йоу, я ODB! Destiny’s Child, я просто должен зачитать на вашем треке!». После чего опешившие от предложения девушки удалились обратно в свой Ягуар. Наверное, зря — какая могла бы получиться коллаборация!
Влияние «36 Chambers» на будущие поколения
Дебютный альбом Wu-Tang Clan оказал огромное влияние на слушателей и рэп-исполнителей по всему миру. Творчеством группы в разное время почти одинаково вдохновлялись и русские рэперы, и нынешние молодые звезды американского хип-хопа. В новом документальном фильме A$AP Ferg и вовсе называет Wu-Tang не иначе как «самураями из гетто».
Им удалось совместить воедино настолько разных и уникальных эмси. И мы переняли это у них, мы понимаем эти концепты. Нет ничего сильнее единства, никто не сможет стать сильнее, чем цельная группа. Понимаешь, мы сможем стать сильнее, лишь действуя сообща, как единый организм. Wu-Tang оставили план для нас как для следующего поколения.
Joey Bada$$
Фраза ODB «Wu-Tang — для детей» пусть и была сказана им лишь в 1998 году, но она почти моментально стала главным кредо всего Клана. Их задачей было посеять семена для следующих поколений артистов и слушателей, чтобы они смогли пожать плоды и посеять новое семя. В этом и заключается главная суть мантры «Wu-Tang навсегда!»
Пока их музыка передается из поколения в поколение, пока дети продолжают скандировать «ВУ! ТЭНГ!», Клан будет жить вечно.