Итоги 2010: Альбомы.ru
С каждым годом количество крепких местных рэп-релизов только растет. Редакция Rap.Ru представила свой топ-10 лучших отечественных альбомов за 2010 год.
10. Krec
"Осколки"
Есть ощущение, что Ассаи стало лучше без остальных “креков”, чем им без него. Ощущение это можно померить в количестве концертов, например, и количестве людей на этих концертах. Однако, о его альбоме речь будет, видимо, в следующем году, а в этом вышла настоящая крутая рэп-запись группы Krec, которая бы с ним никогда такой не получилась. Мастеровитая, взрослая, показывающая огромный рост Фьюза как МС. А Марат по-прежнему замечательный музыкант.
9. Loc-Dog
"Паранойя"
PR-служба артиста в этом году, кажется, делала все возможное, чтобы его возненавидели. Вопреки всему альбом "Паранойя" получился мощным и дерзким – по своему настроению он напоминает эйфорический рейв в психбольнице. Что еще интересно – битмейкеры, с которыми работает артист, видимо, в курсе последних мировых мод: трек "Не засыпать", построенный на замедленном сэмпле группы Eurythmics – наглядный образец того, что сейчас называют "витч-хаус" или "drag".
8. Карандаш
"Живи быстро, умри молодым"
Кажется, лучший альбом в карьере Карандаша. Можно отметить, как прокачались его продюсерские навыки. А можно просто сказать, как много здесь хороших песен.
7. 25/17 'Зебра"
Предваряющие этот альбом сольные EP показали, что Бледный отдельно слишком прямолинеен, а Ант излишне мягок. Вместе же они по-прежнему безусловно самая "русская" рэп-группа. Крепчайшие гипнотизирующие марши и не скатывающиеся в кабак душевные песни - вот два полюса "Зебры". И оба из них плюсовые. Песни детей СССР, взрослевших в непростое время в непростом месте.
6. Баста и Гуф
"2010"
Если и есть в мире справедливость, то вот вам ее проявление. Что Гуф, что Баста – оба могли не то что остаться в безвестности, а просто даже не дожить. Из тех, кто выжил в 90-е, эти к своим 30-ти обзавелись семьями, детьми и вообще, будто бы по тексту той мантры из "Трэйнспоттинга", выбрали жизнь. Может быть эта жизнь покажется пресноватой – "no alarms and no surprises, silence", сообщали о чем-то подобном все в тех же 90-х другие англичане. Реплики в адрес Гуфа, что куплетам не хватает прежней шокирующей остроты, конечно, уместны. Но что поделать, если наиболее шокирующим моментом отчетного периода для него стал полный отказ от наркотиков и алкоголя. Рассказано обо всем: как было раньше, что происходит сейчас, ну и про парный заезд на реабилитацию не умолчали. Кажется, у них сейчас одна на двоих биография, рассказанная под тягучие инструменталы в духе Нью-Йорка 90-х, но с ростовским выговором.
5. Смоки Мо
"Выход из темноты"
Все упреки в адрес третьего альбома гения из Петербурга давно известны. Но повторив их и в сотый раз, мы не сделаем "Выход из темноты" хоть сколько-то уязвимой для критики работой. Для желающих в сети гуляет версия с вырезанными куплетами приглашенных МС, но и без того Смоки – слишком большая бочка меда, чтобы испортить его ложкой дегтя.
4. Noize MC
"Последний"
Самые обсуждаемые треки Noize MC-2010 носили названия "Мерседес s666", "10 суток (Сталинград)" и "Побрей звезду" – и не имели прямого отношения к альбому. Который достоин гораздо большего внимания.
3. Баста
"Баста 3"
Вполне возможно, что впоследствии именно об этом материале и будут говорить: "Вот классический Баста". Потому что именно здесь он отыскал свой собственный правильный баланс между мелодией и рэпом. И потому что именно изданными в 2010-м году треками "Солнца не видно", "Под куполом урбана", "Ростов", "Хэндз Ап", "Любовь без памяти" (список можно продолжить) раскачиваются площадки практически любой вместимости.
2. Триагрутрика
"Вечерний Челябинск"
Челябинская четверка, раньше ошибочно записанная в разряд юмористического легковесного рэпа, вдруг вышла из сумрака. "Вечерний Челябинск" – альбом-настроение, спокойные и размеренные куплеты людей, которым некуда спешить. Джазовые сэмплы диджея Пуза, словесная эквилибристика Вибе и Джамала – у ТГК получилось рассказать про жизнь провинциального города без жести, злобы и ненужного мифотворчества.
1. Каста
"ХЗ"
Формула "Хамиль плюс Змей минус Влади", озвученная до выхода альбома, могла обернуться балаганом. А оказалась "альбомом ювелирным", где шутки шутятся смешно, а о серьезном говорится по серьезке, где каждой песней впору разбивать предрассудки о рэпе. Если "Быль в глаза" был альбомом "чеховским", то "ХЗ" впору сравнить с рассказами Зощенко – и смешно, и пронзительно грустно. Наконец, пластинка, где есть песня "Самый счастливый человек на земле", обязана быть первой.