Krec
Культовая петербургская группа. В классическом составе — Фьюз, Ассаи и Марат. В теперешнем — один Фьюз.
Санкт-Петербург всегда был чуть прогрессивнее, чем Москва. Сюда быстрее доходили веяния запада (для того и рубили окно!), а дальше уже они распространялись по стране, получая максимальную реализацию преимущественно в Москве.
С хип-хопом первенство не так очевидно, но если Питер не обогнал столицу, то уж во всяком случае, не уступил. Однако, в начале двухтысячных в Северной Пальмире налицо был ощутимый кризис. СТДК, Мистер Малой и Da-108 в разной степени теряли актуальность, и пусть три года подряд (2000-2002) питерские группы брали все Гран-при на "Rap Music", на смещение интереса в сторону Ростова и Москвы они не могли повлиять.
2003-й год. Под фестиваль с первым приездом Onyx в Россию выходит сборник "Наши люди", на котором подряд идут две песни с берегов Невы, которым суждено войти в историю нашего жанра — "Герман и Патрик" и "Никита". Смоки Мо и Krec разом появились на сцене, как будто их никогда и не было (на самом деле — были), и выход был настолько сильным, что даже сомнений в его правомочности ни у кого не появилось. Всю эту новую питерскую кашу заварили на Кухне Запись, где хозяйничали Fuze и Марат. Специально к выпуску нового студийного альбома Krec мы составили гид по их предшествующему творчеству, для тех, кто пропустил.
"Вторжение" (2001)
Первый альбом Krec не услышали. Это тем удивительнее, если послушать его сейчас и понять, что все темы, впоследствии ставшие визитной карточкой группы, на нем присутствуют; Фьюз уже умеет читать, а Марат — делать музыку. Материалу не хватало яркости, но ни один из последователей Krec, которых после "Нет волшебства" появилось как грибов после дождя, не смог перепрыгнуть даже эту планку.
Dime (Rap Recordz): С ними меня познакомил Влади и сосватал альбом. Мы встретились, они меня удивили своей могучестью и костюмами Серджио Таччини. Альбом мы выпустили тиражом 1000 в обмен на 250 авторских, так что диск "Вторжение" нынче коллекционная редкость.
"Нет волшебства" (2004)
Если у того же Смоки Питер в "Кара-тэ" был мифический, из снов и трипов автора, то у Krec все было осязаемее и очевиднее (в меру, конечно). Только до них мало кто мог это облечь в рэп. "Нет волшебства" был прыжком вверх во всем — в точности метафор, в атмосфере, в звуке (студия группы серьезно проапгрейдилась при помощи владельца Hip-Hop.ru). И конечно, в появлении в группе Ассаи, без которого пластинка осталась бы приземленной. Мир, в котором сосуществуют падре, болотная пыль, плачущая собака, томик Набокова и Ольга Петровна, захватывал молодых людей тысячами, десятками тысяч, не поддаться было невозможно. Впервые стало понятно, что рэпер может давать слабину, может быть чувственным, чувствующим и это совсем не стыдно. Стопроцентная классика. И к слову, хоть Смоки и Krec никогда не соперничали, первый всегда был, казалось, чуточку заметнее. Однако, как позже утверждал автор "Кара-Тэ", "мой лейбл продал всего две тысячи экземпляров", а вот тираж "Нет волшебства" оказался во много раз больше.
Maestro A-Sid: Все началось с двух совместных песен с Umbriaco, тогда я впервые появился на Кухне. Вскоре я появился там снова и результатом стало мое посильное участие в "Нет Волшебства". Когда появился "По реке" меня стали приглашать в гастроли и я стал участником концертного "классического" состава группы и продолжалось это до "Фаталиста".
Это был отличный период моей жизни, когда я занимался любимым делом, получал все радости жизни и путешествовал по стране. Конечно, все было не без трений или каких-то проблем, все люди непростые со своими особенностями. Но все равно я вспоминаю это время с улыбкой. И спасибо ребятам за эти деньки.
"По реке" (2006)
Звездный час группы настал именно с этой пластинкой. И пусть старые поклонники сетовали на лаунжевость материала, но старым-то всегда что-то не нравится. Зато на "По реке" был настоящий хит. "Нежность"взяли в саундтрек к фильму "Питер ФМ" и этот союз привлек к Krec новых поклонников не из жанра в фантастических количествах. Концерты с аншлагами, ротации, рингтоны — все пришло благодаря этой песне. Популярность "Нежности" сыграла и злую шутку, когда издатели диска перевыпустили его с обложкой с фото актеров из фильма. Но и кроме нее на альбоме оказалось несколько сильнейших песен и "По реке", вероятно, из тех рэп-альбомов, что бывают в домах, где есть только один рэп-альбом. В том, что группа "Т9" слушала его вдоль и поперек, нет никаких сомнений.
"Meloman" (2007)
Формально Ассаи ушел в 2009-м, но уже было понятно, что в группе он не задержится и вопрос, который не задавал себе только ленивый — что будут делать остальные? А они себя вели, будто ничего не случилось, и "Meloman" вышел логичным развитием идей предыдущего релиза. Тут есть и уличная бравада, присущая Фьюзу, и доступные всем "Через весь город", "Доброе утро, страна", и очень расслабленный саунд Марата. Есть и призыв пойти на турники, за несколько лет до появления ЗОЖ-рэпа. И начало нового пути Фьюза как МС.
Check: Был не простой момент в моей жизни, когда парни буквально выдернули меня за дреды из ямы коммерческих проектов, которые по молодости мне пытались навязать разные продюсеры. Именно тогда я соприкоснулся с питерской лирикой во всей ее красоте и глубине.
В свою очередь и Фьюз многое почерпнул из нашего общения, что в дальнейшем сказалось на альбомах "Осколки" и последнем "Молча проще". Поэтому мне обидно читать на некоторых сайтах, что союз Krec & Check — всего лишь переходный момент в творчестве группы. Сами парни, да и я, так не считаем. Это была целая жизнь насыщенная творчеством и дружбой. По моему мнению, альбом "Питер-Москва" один из лучших в русрэпе.
"Москва-Питер" (2009)
Коннект двух столиц не то чтобы не заметили, скорее, не оценили. По фактам придраться не к чему, инъекция в виде рэпа и пения Чека освежила уже пятый за девять лет релиз группы. Вероятно, все дело в том, что по-настоящему популярной песни им написать вместе не удалось. Зато после выхода альбома трио отправилось в самый долгий свой тур.
"Осколки" (2010)
"Все хорошо шло… и опять все сначала. Десять лет. Что делать? Надо что-нибудь придумать, надо собраться. Марат, давай попробуем что-нибудь записать". Для группы, чьей сильной стороной была метафоричность и недосказанность, довольно прямолинейное начало альбома. Зато честно — настала пора попрощаться со старым багажем. Fuze возвращается в хип-хоп, увлекшись хитростями читки и вновь заинтересовавшись граффити, с которого начинал. Матерый мрачный рэп. Но класс в написании хитов проявился в "Еле дыша" — если вы не слышали эту песню, то у вас нет аккаунта "вконтакте".