25/17 "Зачем так жить?"
Этот наш разговор с группой 25/17 состоялось так давно, что с тех пор поменялось, кажется, уже все.
И даже вопросы, казавшиеся острыми на стыке 10-го и 11-го годов, как-то сгладились. В чем разошлись взгляды с группой Грот, почему больше нет Засады — многие ли ломают над этим голову сегодня? Жизнь продолжается, на повестке новые.
Тем не менее, похоже, что разговор этот имеет ценность и сегодня, почти полгода спустя. Своего рода фотографическая карточка, запечатлевшая состояние группы на, возможно, переломном для нее этапе. Начало 2011-го, студия группы 25/17.
Чем оказался памятен для вас 2010-й?
Бледный: Мы имеем в виду творчество, правильно? Тут три важных момента: совместный концерт с Београдским Синдикатом, успех, можно так сказать, группы Грот, которому я был очень рад, и, естественно, выход нашего альбома.
Ант: Это был первый год полноценной работы на собственной студии, где мы, я с гордостью это говорю, и записали альбом "Зебра".
Как альбом собирался? Муннибаев считает, что это чуть не лучший альбом своего времени, а мне-то он кажется таким, немножко рассыпчатым.
Бледный: Концепцию я придумал в марте 2010-го года. Помню, летели в Хабаровск, и я ребятам все это рассказывал, вдохновлял Антона и Илью Navvy. И до декабря мы эту концепцию реализовывали.
Ант: Была идея такой шахматной игры.
Бледный: Мы с Антоном очень разные. Он позитивный, его все любят. А я не могу назвать себя позитивным человеком, и дружить со всеми я не хочу. И музыку мы слушаем разную, разными вещами вдохновляемся. Получились такие два полюса. Вот на этом все и построили. Немаловажным было вот еще что — хотелось стимулировать и свой собственный творческий рост, и Антона. Чтобы каждый максимально выложился.
Ант: Здоровый дух соревнования появился. Я нигде не говорил, но я благодарен, что ты так все сделал. Потому что мне было необходимо самому себе доказать, что один я что-то могу сделать. Пусть и совсем отличное от привычного 25/17.
Бледный: В результате альбом по музыке очень эклектичным получился. Как и планировали.
Это да, но он и по содержанию как-то расползается, потому что с одной стороны гимны и патетика на уровне "Вставай, страна огромная", а с другой — песня "Вирус", припев которой несложно представить в исполнении Ромы Зверя. Или "Жду чуда" — ну, радиохит с гитарным соляком.
Ант: Андрей такой термин как-то употребил — творческие эгоисты. Да, мы эгоисты в вопросах творчества и делаем то, что считаем нужным.
Бледный: В жизни ты испытываешь полный спектр переживаний — от любви до ненависти. Так и в наших песнях. Но меня расстраивает поверхностное и буквалистское восприятие. Скажем, говоря о войне, я имею ввиду в первую очередь войну духовную. Которая идет в наших сердцах и головах.
Война добра со злом?
Бледный: Если совсем утрировать, то можно так сказать. Мы боремся со своими слабостями, а если пользоваться библейской терминологией — грехами. Нет ведь какого-то вселенского заговора, никто не приказывает при помощи хитроумного устройства выпить литр водки, а потом отрубить голову соседу. Легко и удобно искать врагов на стороне.
Ант: Вот ты говоришь радиохит... Понимаешь, я эту песню стеснялся показывать Андрею. Потому что, ну правда — Рома Зверь, Билан, и так далее. Я прямо стеснялся. А когда радийщикам поставили, они сказали: это слишком сложно для радио, нужно еще проще. Тут я и сдался.
Бледный: Антон ее записывал, скажем так, с репетитором. С нашей знакомой певицей, которая ему профессионально ставила вокал. Мы послушали, что получилось, и Антон сказал: "Андрей, тебе не кажется, что это как-то..." "Кажется", — говорю. Переписали, как раньше — пусть не так профессионально, но с душой.
И все-таки, я понимаю — писали как напишется. Но когда рядом "Господь, жги" и веселая песня про кеды — это как-то плохо стыкуется. И вообще, если уж накал событий таков, что пора жечь, то зачем все, зачем концерты, зачем шоу-бизнес? Не пора ли тогда заняться чем-то более важным?
Бледный: А и такие мысли тоже приходят. Что надо все бросить и уйти жить в тайгу, с обрезом. Бывают такие эмоции, а раз уж мы честно о них рассказываем, то это есть и в песне. Бывает... А бывает, проснешься утром — солнце светит, хорошее настроение, любимая жена завтрак приготовила, друзья звонят. Все отлично. Чего переживать?
DJ Tactics на обложке Дэфолианта разглядел брендинг Nike. Возник вопрос — вы песню "Кеды" не для Nike писали?
Бледный: Это трек, который я придумал под юношеским впечатлением от песни "Walking in my shoes". Мой русифицированный вариант английской идиомы, которая точнее всего переводится как "почувствуй себя в моей шкуре" или "поставь себя на мое место". Но если Nike предложит нам снять на нее клип, мы, конечно, не будем отказываться.
На альбоме эффектнейшее интро. Это Вадим Демчог?
Бледный: Скажем так, артист, который это для нас записывал, преуспел в разного рода мистификациях. Поэтому мы сразу договорились, что не станем на эту тему распространяться. Есть человек в реальном мире, а есть персонажи, маски.
Сейчас мир слишком прозрачен для таких секретов. По голосу не сложно уловить сходство с Мистером Фриманом или доктором Купитманом.
Бледный: Пусть слушатель сам выбирает, кто это для него — либо это Купитман, либо Сумасшедший Фрэнки, либо Мистер Фриман.
Как вы кстати относитесь к этим мультикам?
Бледный: Некоторые обвиняют их в популизме, но если над ними посидеть и подумать, то там не все так поверхностно.
Смотрите, со стороны выглядит так: Андрей всегда на неком переднем плане, Антон всегда где-то сзади. Андрей активно озвучивает позицию в блоге. Антона можно увидеть в интервью молчащим на всем его протяжении. Складывается впечатление, что есть человек ведущий. И есть человек, который за ним следует.
Бледный: Ну, на обложке "Зебры" у нас все наоборот. В ближайшие год-полтора Антон станет полноценной медийной звездой, я так считаю. И у людей будет диаметрально противоположное мнение, кто кого и куда ведет.
Ант: Не знаю, как в других коллективах это происходит. Но у нас, как у супергероев в комиксах — у каждого свои таланты. А бодаться с общественным мнением... Мы лучше в это время что-то полезное сделаем.
Наверное, нельзя каждый год выстреливать прорывным альбомом. И все-таки, предыдущий альбом был действительно прорывом, а вот этот, по вашим ощущениям, он вас куда-то переставил в общей условной иерархии, или все осталось как было, или опустили планку? Что произошло?
Ант: Да, я не могу сказать, что это прорыв. Но предыдущий альбом был вообще нашим первым. Первым альбомом, где нам никто не мешал, и мы никому не мешали. И ниже мы планку точно не уронили. Я новой пластинкой доволен.
Бледный: Этим альбомом я доволен больше, чем предыдущим. Потому что это квинтэссенция того, что группа 25/17 на данный момент может и умеет.
Еще один вопрос, который многих наших читателей волновал и волнует — что же все-таки за разногласия у вас с группой Грот?
Бледный: Разочарую любителей сплетен — конфликта с группой Грот, конфликта с людьми нет. Есть разногласия по некоторым вопросам, которые для меня являются самыми важными в жизни, но вряд ли представляют интерес для большинства читателей вашего сайта.
Не жалеете вообще, что Засада вот так разошлась?
Бледный: Всему свое время. Я же много лет этому отдал и сделал все... неплохо, по меньшей мере. 12 лет этой истории было. Решение я принял еще в мае. Я его долго обсуждал с ребятами. Не хотелось, чтобы это выглядело как "Пришел Андрей и сказал: всем спасибо, все свободны".
Со стороны именно так и выглядит.
Ант: Ну нет же. Были два больших финальных концерта, две красивые, жирные точки. И Андрей как раз максимально занимался их организацией.
Бледный: Я был недоволен тем, что все стало превращаться в секту, с тысячами фанатиков подросткового возраста. А ведь мы — не религиозно-патриотический рыцарский орден, а творческое объединение. Может быть, кому-то приятно чувствовать себя Спасителем Нации, но не нам с Антоном. Моя идея была в том, что мы все разные, но мы вместе, у нас есть какие-то общие установки. Но в конце концов схема привлечения внимания к одним исполнителям за счет ажиотации вокруг других перестала работать.
Не хочу никого обидеть, но на мой взгляд, в Засаде было два ярких коллектива, а остальные словно в нагрузку шли.
Бледный: А это действительно очень обидно для творческого человека, когда его творчество идет в нагрузку. Я хочу, чтобы каждый из экс-участников Засады в итоге нашел свою аудиторию. Мы сокращали этот путь. Была группа Грот, ее никто не знал. И мы всю свою наработанную годами аудиторию, а это немало, сразу направили к ним — пожалуйста. Творчество группы Грот имело больший резонанс, чем творчество группы Идефикс, но это не значит "хуже/лучше", такие категории тут неприменимы. И я в отношении и тех, и других проделал одинаковый объем работы. Наличие таланта не гарантирует его востребованность.
Как вы думаете, почему вокруг столько желающих вывести вас на чистую воду?
Ант: На какую чистую воду? (смеется) На грязную воду. Давно надо завести колонку "Желтая пресса" и писать там, кто фашист, кто педераст. Кто умер, кто восстал. Самая читаемая на rap.ru будет.
Бледный: Ища или придумывая недостатки в других, отвлекаешься от своих собственных, оправдываешься сам перед собой. И тогда никакие факты и аргументы не имеют значения. Меня порой довольно сильно высаживает чужая глупость. Именно глупость космических масштабов. Это как собаку говорящую увидеть — она говорит, а ты глазами хлопаешь. Вроде и интересно, но страшно! Было время, я наивно пытался объяснить всем и всё, потом успокоился. Это бесполезно.
Ведь это свойственно людям, рассуждать: "Ты учишь, говоришь, как надо, а сам-то без греха?"
Бледный: Так в том и дело, что мы, 25/17, на роль мудрых учителей не претендовали. Не говорили: "Сейчас я вас научу, все за мной".
Ант: Декларировать правильные вещи — еще не значит учить. Если у нас и звучат какие-то призывы, то это не "Сделай, как я говорю", а другие: "Раскрой глаза, проснись, посмотри, подумай".
Бледный: Я могу сказать: не будьте такими, как я. Ведь я не скрывал никогда информации о том, что у меня в жизни было. Не надо жить, как я. Это чудо- расчудесное, что я вообще живой. А я живой только потому, что Богу поверил и Богу доверился. Остальные, кто со мной был — я о них только в ЖЖ пишу время от времени. Кто сидит, кто умер. Зачем так жить? Если бы я был необыкновенно умным, разве все это появилось бы в моей жизни?
В комментариях написали о твоих, Андрей, татуировках, которые ты под олимпийкой скрываешь. Так что за татуировки ты там скрываешь?
Бледный: Бабы голые. Одесса. Восход солнца. Север. А если всерьез — не доделал еще, вот и выступаю в кенгурухе.
Опять от читателя вопрос: "В Дагестан выступать поедешь?"
Бледный: Нет, не поеду.
Ант: В Дагестане нет наших слушателей, кроме, может быть, моей тети, которая в Кизляре живет.
Что было значимого для вас в российской музыке в 2010-м?
Бледный: Не следим и вряд ли сможем ответить.
Ант: У Касты вышел мой самый нелюбимый клип (смеется). Нет, каких-то потрясений устоев в музыке не случилось.
Ведь должна быть какая-то эмоциональная подпитка от чужой музыки, или нет?
Бледный: Со времен Эми Уайнхаус ничего сильно не впечатляло. Хотя был же еще альбом Sade. Или вот Massive Attack. Но это опять артисты, которых я слушаю давно и давно люблю, просто с новыми альбомами. А насчет эмоций — мы живем в Москве, а значит, не испытываем недостатка в эмоциональной подпитке для творчества.
Какие книги вас в последнее время увлекали?
Бледный: Я прочел Эвола "Критика фашизма". Интересно. Увлекло. Воннегута перечитал.
Ант: У меня на чтение просто времени не хватает. Раньше я жил далеко, у меня получалось в метро почитать. А сейчас мне до студии две станции и одну пересадку ехать. Так что успеваю только на эскалаторе что-то прочитать. Я мало что читаю, в основном художественную литературу. Пелевин, Стругацкие. Я наверстываю упущенное, то, что все продуманные люди уже давным-давно прочитали. Нестеренко недавно прочел.
Адольфыч который? Очень страшно упоминать такой псевдоним в вашем интервью.
Бледный: А я жалею, что не познакомились. У нас в Киеве был концерт, и Захар Прилепин там же оказался. Он поехал с Адольфычем встретиться и позвал: xочешь, пообщаемся? А я как какой-то прикол расценил, я не был знаком тогда с его творчеством. Думал, Захар шутит надо мной.