Slim — Соло
Сольное интервью Slim’а о пластинке с Аффект Соло и реюнионе Центра
Слим, наверное, самый продуктивный участник вновь объединившейся группы Центр. Настало время и для релиза «живого» альбома. Аффект Соло — коллектив, отвечавший за инструментальное сопровождение на «Симфонии номер 5» — подобрали новый ракурс старому материалу Слима и, в результате, альбом получился самодостаточным; альбом получился альбомом, а не просто сборником лучших хитов.
В квартире у Вадима приглушенный свет. Приходится разговаривать тихо, — в другой комнате спит ребёнок. Диктофон пишет первые впечатления от свежего выступления в программе «Вечерний Ургант» в рамках реюниона Центра:
«Разные каналы периодически предлагают прийти на их утренние-дневные-вечерние программы гостем. Но я не любитель сидеть в шоу для домохозяек, обсуждать политику или с умным видом рассуждать о корнях хип-хопа. В отличии от других программ, шоу Урганта — подходящее место, чтобы трек презентовать. До нашего выступления я смотрел это шоу какими-то небольшими кусками. Как я понял, создатели вдохновились Джимми Фэллоном. Но, следует отдать должное, вся команда работает очень профессионально. А Иван Ургант, я считаю, вообще талантливый ведущий и комик. У него частенько получается смешно, да и сам он харизматичный персонаж».
Еще до выхода «Виражей» на iTunes Вадим прогнозировал, что многим «живая» версия трека понравится больше студийной:
«Когда он (трек «Виражи» - прим. автора) выйдет на iTunes 14 числа, по-любому будут недовольные мнения, что концертная версия лучше. У меня и с сольными треками уже так тысячу раз было, и с треками Центра. Всегда пишут: «Вот лайв был круче». А я вообще не люблю слушать лайв, если не смотреть при этом сам концерт вживую. Хотите слушать лайв — приходите на концерты».
На столе, за которым Вадим даёт интервью, помимо монитора и бумаг много карандашей. Большие белые листы альбома для рисования, а также отдельно разложенные детские рисунки. Видно, что стол теперь принадлежит не только папе. И становится ясно, сколько уже прошло с 2009-го, когда все участники группы Центр начали активную сольную деятельность и вышел первый альбом Слима «Холодно».
«Что для меня изменилось? Да много чего, в принципе. Сами тексты, рифмоконструкции. Изменилась читка. Смысл, наверное, тоже как-то поменялся. Читать сейчас «о плюшках в подъезде» уже не хочется, или о том «как я стираю белые кеды вдоль бульварного кольца». Но много чего происходит вокруг и со мной, и с окружающими меня людьми, да и райончик у меня такой наглухо спальный. До сих пор такое впечатление, что тут время остановилось. Так что пока есть о чём поведать».
«В музыкальном плане сейчас каждый уже сидит и сэмплирует эту грустную гитару или пианино под шаблонный классический бит, сделанный на библиотеках десятилетней давности, и мне надо как-то отличаться от этой общей массы. Пока вроде получается. Хотя я не делаю совсем модняк, но тот же альбом «Лото33» звучит довольно современно. Главное — баланс между прошлым, настоящим и будущим. Если ты годами топчешься на одном месте — это творческая деградация».
Вадим уже много раз доказывал свою актуальность, сотрудничая с разными гуру нашей музыкальной сцены. В начале карьеры была работа с Дельфином, Дымовая Завеса записала первый альбом на его студии. Потом Вадим сумел разглядеть потенциал в работе с Гуфом и группой Центр, что привело к сами-знаете-чему. А теперь он ловит тенденцию на особое отношение к живому звуку. Правда шёл он к пластинке «Симфония № 5» не самым коротким путем:
«Когда ты делаешь много лет одно и то же, одна и та же технология создания треков, тебе надоедает, хочется сделать что-то ещё. Например, твоя работа заключается в том, чтобы менять колеса у машины – пять лет ты этим занимаешься и, в конце концов, тебе надоедает. Я ранее очень несерьезно относился к The Roots и подобным «живым» коллективам. Я больше слушал тяжелое: ProPain, Clawfinger, Beastie Boys. Но 4 года назад у нас был концерт: Лок Дог, Словетский и я в клубе Милк. И была такая фишка: мы делали несколько треков с живыми музыкантами, с которыми тогда работал Лок Дог. Песню «Холодно» со Словетским, «Проснёшься»… Так вот тогда мне очень понравился тот драйв, который был с живыми музыкантами и на сцене, и в зале».
«Через несколько лет Виталик из Аффект Соло вышел на меня и я послушал их альбом (он, кстати, есть в сети). Мне понравилась музыкальная составляющая их пластинки, что-то частично от джаза, частично от фанка, смешение стилей. После нашей встречи мы сделали «живой» блок на моём концерте. Мне понравилось как зазвучали старые песни, мы очень прикольно их переиграли. После концерта было много отзывов: вопросы, где послушать эти треки, положительные комментарии под видео с репетиций и так далее».
«В декабрe мы сделали полностью живой концерт, пришло много народу, причем достаточно взрослая публика. И мы решили, раз такие хорошие отзывы и всем это интересно, значит нужно записать!»
Аффект Соло — это группа, в состав которой входят Виталий Стырков (продакшн, бас, эффекты, скрэтчи), Андрей Афанасьев (клавиши, саксофон), Илья Тябин (гитара), вокал — Нина Мартяну. 11 песен на новой пластинке — результат кропотливого труда обеих сторон.
«Треки выбирал я, но, конечно, согласовывал с ребятами: смогут ли они их переиграть, как они их видят, интересно ли они будут звучать в новом варианте. Были варианты, когда они говорили, что звучать будет не очень круто: можем сделать, но получится не сильно отличимо от твоего оригинала. Плюс я руководствовался тем, чтобы это были мои самые известные композиции».
Кажется, что новые инструменты добавляют большей остроты и резкости происходящему в треках, выгодно подчёркивают нотки циничности, сквозящие в каждой строчке.
«Весь голос я заново переписал на студии 44Pro. «Мой мир» там называется «Клетки»: там есть строчка «Мой мир нельзя измерить числом нервных клеток» и так далее. Это такой ход: новые названия для треков = обновлённые их версии».
«Я записал вокал и отослал им обратно, а они уже доработали и доиграли. А вокалистка Нина Мартяну перепела три припева заново. Где-то мне это напоминает альтернативу, но в основном звучит не так тяжело. К какому направлению причислить точно не знаю: там и рок, и джаз, и фанк местами».
«Название мы придумали с ходу: слово «симфония» означает музыкальное произведение, а число пять прилепили просто так; для солидности, как будто были и предыдущие (улыбается). Было интересно взять именно уже издававшиеся ранее мои известные треки и дать им новую жизнь с живым звуком. Самый старый трек, который был переигран и перезаписан, — это «Будь осторожен» (в новой интерпретации – «По сторонам», прим. ред.), 2008-й год. Первый сольный трек в моей жизни. Когда записал его на студии RAP city (была такая раньше у группы Идефикс), тогда очень непривычно было слушать себя одного все три минуты. А самое новое — это «Мурашки» (Такие мурашки) этого года. Мы её исполняли на концерте в живом варианте, и когда вышел альбом «Лото 33», многие просили слить в интернет именно ту живую версию с Аффект Соло, вот мы и решили записать её. Такой вот экспериментальный релиз, не всем конечно понравится, но оно того стоит. А тем, кто ждёт продолжения в духе моих альбомов могу сказать, что скоро что-то закину в сеть свежее. Это как в песне у группы НПМ «Улицам нужна еда…» (смеётся)».
Желание экспериментировать так или иначе рождается в мыслях каждого артиста. Ведут ли эти эксперименты к изменению стиля, или же это просто, пусть и любопытная, но, тем не менее, мёртвая ветвь эволюции его музыки, известно будет позже. В любом случае, на это влияет и приём новых работ фанатами, и изменение музыкальной картины жанра в целом.
«Не хочется выглядеть брюзгой типа «раньше это был голос с улиц». Но сейчас в основе того же Асапа Роки, конечно же, лежит рэп, но окружен он электроникой, шумами… Раньше рэпом называли ломаный бит, сэмплы, пусть у кого-то попроще, а у кого-то помоднее, а сейчас весь хип-хоп превратился в электронную поп-музыку с речитативом».
«С другой стороны, новое слушать интересно, а то, что сейчас делают ветераны, выглядит немного смешно и вторично — проще послушать их старые пластинки».
«Пока с живым звуком будет пауза, как и с экспериментами, потому что сейчас надо писать рэп! Люди ждут. Но желание экспериментировать есть большое. Я вообще люблю музыку и довольно неплохо в ней разбираюсь, может быть, в хип-хопе получше, чем в электронной, к примеру, но, тем не менее, могу отличить минимал-техно от транса. Я бы продолжил тему экспериментов как с электроникой, так и с живым звуком, но тут главное идея, которую ты пытаешься донести. То, о чём ты будешь говорить».
Судьба будущего хип-хоп артиста в России весьма туманна. Даже в Штатах, к примеру, почти нет творчески активных рэперов, разменявших четвёртый или пятый десяток.
«В нашей рок-музыке много прецедентов, когда рок-музыканту 50 лет и он продолжает заниматься музыкой: Константин Кинчев, Борис Гребенщиков. Это нормально и не обламывает никого. Но рэп пока находится в рамках молодёжной культуры, возможно, в пятьдесят, обладая большим опытом, можно писать более разнообразные тексты, затронуть новые темы. Но, тем не менее, я не уверен, что буду заниматься на тот момент рэпом в чистом виде. В моей жизни каждый этап плавно переходит в другой, поэтому и запасных аэродромов я готовить не буду. Не скажу, чем буду заниматься в пятьдесят, но без дела сидеть не буду точно!»
Артиста, который выпускает по пластинке в год, смело можно назвать стабильным. Но и у него, как и у любого творческого человека, слабое место — потерять вдохновение:
«Раз в два года (поправляет меня Слим). Сейчас бывает, что не пишу долго, потом в голову что-то приходит. У меня почему-то с каждым сольником есть ощущение, что всё, это последний. Теперь, правда, альбомы будут реже, например, раз в три года. Часто что-то не нравится, много раз переделываю».
«Или другая ситуация, — присылают на днях модный минус, очень крутой. И я подумал, что интересно было бы попробовать себя под такой мэйнстримовый саунд — целый день ломал голову, но ничего не смог написать, ни строчки!»
«Правда, потом взял более приближенный к моему стилю минус, и что-то написалось. Раньше писал легче, видимо, потому что требовательнее стал: не устраивает какая-нибудь строка, и могу несколько часов придумывать другую. Буду писать пока пишется».
«Лото 33» звучит достаточно жутковато. Кажется, что публика как раз и любит творчество Слима за то, что иногда холод сквозит через его строки и кровь от его историй стынет в жилах.
«Я просто описываю, что происходит вокруг. Раньше я мог больше написать на конкретную тему, сейчас к этому добавились треки, наполненные образами и разными ассоциациями, чего раньше не было. Не знаю, мне вот всегда мрачняк нравился, ещё когда рэп слушать начал, уважал очень такие группы как The Brotherhood, Hyenas in the desert, Sun n Moon Sekt, Kaliphz. В общем, не особо веселые ребята. Так что такое будет ещё записываться по-любому».
Расписанный график гастролей, пластинка с Аффект Соло, планы на Центр и масса нового материала, — похоже, что Слиму по-прежнему интересно двигаться дальше и останавливаться на достигнутом он не намерен однозначно:
«Планирую снять два видео с «Лото 33»: почти готов клип на «Холмы», уже есть отснятый материал, сбылась мечта идиота, и, наконец, в клипе я снял свою 569-ю школу, правда сейчас у неё другой номер. Будет видео на «Мальвину». Редко, но будут какие-то фиты, да и новые сольные треки тоже».
В настоящий момент для клубных промоутеров открыт сезон охоты за Центром. Вы можете видеть участников команды в ваших городах совершенно в разных вариациях. Как и iPhone, они теперь есть подороже и в большом размере, или скромненько — одним представителем. Безусловно, с финансовой точки зрения Слим, Птаха и Гуф только выиграли.
«Ну да, и все это большая пиар-компания длиною в пять лет (смеётся)».
28 ноября Слим и Аффект Соло дадут концерт в столице.
«28 ноября будут треки, которых нет на этом релизе. 11 треков — это слишком короткий концерт, плюсом будет ещё столько же. Будут «Падают Звезды», например, будет эксклюзивчик, вообще жара будет! В том году всё было круто, хотя не было достаточно времени отрепетировать. Сейчас мы уже подготовились, так что приходите, всех ждём, всем будем рады!»