CENTR. Вираж Номер Три
О воссоединении группы пока известно не очень много. Разъясняем ситуацию насколько это возможно: удалось пообщаться с каждым, пускай и по отдельности
8 октября: Москва, квартира Слима
Слим проводит пальцем и обозначает галочку в воздухе: «Давайте сделаем так, чтобы каждый мог сольно» — ставит ещё одну птичку — «а большое предложение — это группа Центр» — и третью, финальную — «осталось ещё двойников набрать». Здесь я смеюсь и понимаю: вопрос « Не боишься, что сольные концерты будут не так востребованы после реюниона?» слишком меркантилен для участника группы, которая всю жизнь двигалась интуитивно, по наитию.
«Это со стороны всем кажется, что мы сидели и продумывали бизнес-план, такого не было», — даже по интервью особых планов никто не строил. Позвонил менеджеру, и вот, буквально на следующий день после «Вечернего Урганта» я сижу в уютной квартире обыкновенного мужчины в расцвете сил — отца и мужа — с поправкой на то, что хип-хоп революция в 2006 году на одну треть и его заслуга.
19 сентября: Санкт-Петербург, «Космонавт», презентация «420»
«Да, можем, конечно!», — в Гуфе нет и толики сомнения: хип-хоп революцию удастся повторить. Если честно, от интервью многого не ожидала. Проводилось перед концертом, в гуще автографов и бешеном цейтноте. Но удача улыбнулась в свои 32 белоснежных, и я, придя за малым, получила с лихвой.
«Сможете ли выступать лет через тридцать в составе Центра?», — на этот вопрос Гуф без раздумий отвечает: «Нет, через тридцать не смог бы. Года через три? Наверное, да». «Ну, почему? Ведь у Машины Времени получилось», — в ответ на мой вопрос Алексей Долматов ухмыльнулся: «Ну… Это Машина Времени ». Я не буду опускаться до бульварных эпитетов, вроде «вы же Машина Времени нашего времени!», но, думается, в будущем мы ещё услышим от кого-то в ответ на примерно такой же вопрос: «Ну… Это Центр».
8 октября: Москва, квартира Слима.
«С группой Центр очень сложно что-то предугадать. Всё может поменяться за день» — на первый взгляд высказывание Слима, вероятно, кажется лукавым. Несколько моих знакомых вообще говорили, что это у них заговор такой: в 2009 разойтись, состояться сольно, а потом выстрелить оружием массового поражения — третьим альбомом Центра. Насколько это шиза и паранойя объяснит следующая выдержка из интервью со Слимом:
— Ещё в начале года вы говорили, что ничего нового от Центра никогда не будет.
— Полгода прошло всего? И правда — не знаю, как это получилось. Мы просто ещё раз встретились, ко мне летом заехал Птаха, и опять начался разговор о Центре. Я ему сказал, что вообще не понимаю, как это может произойти. В итоге решили съездить к Гуфу и поговорить. После разговора я понял, что есть настрой у ребят что-то делать, вот и сказал: «Давайте попробуем». Приехал домой через неделю, прислал демку, парни записались на неё. Потом Гуф демку прислал, и мы тоже записались. Первый трек, который мы сделали, — это «Виражи» как раз.
13 сентября: Москва, Ello Fest
Когда мы брали интервью у Птахи, о материале про Центр речи особой не шло. Там вообще всё спонтанно вышло — написал Давид и сказал приезжать завтра, мол, есть возможность пообщаться. И тут, как бы между прочим, без особого восклицания и пафоса, он, буднично и по-бытовому, говорит: «Мы написали уже три с половиной трека. Втроём мы делаем, CENTR. У нас 27-28 февраля Москва и Питер, потом в Нижний Новгород собираемся заехать, на Дальний Восток. Короче, хотим сделать большой тур в полном составе. То есть воссоединение будет полноценным».
19 сентября: Санкт-Петербург, «Космонавт», презентация «420».
— Птаха сказал, что вы три трека написали.
— Пять уже будет.
Гуф подкидывает дровишек в огонь, и подтверждает выход альбома: «Думаю, да. То есть, не думаю… Уверен! ». Просьба редакции (было что-то вроде: «поспрашивай там у Гуфа с Ригосом, как настроение, публика и так далее») немного перевыполнена. Угу, самую малость.
8 октября: Москва, квартира Слима
Слим подошёл к интервью наименьшим максималистом. Отвечая на мою фразу, «Алексей высказался однозначно: “Готовим альбом Центра, готовлю сольный”», он без особых раздумий говорит: «Мы сделали несколько треков, пока не так много, и далеко не альбом. Я заслал недели три назад ещё одну демку, Птаха грозится прислать парочку.
У меня есть какие-то мысли. Если бы так происходило, что мне раз — Гуф прислал трек, раз — и Птаха прислал, я бы это успевал обрабатывать и дописывать. Но пока всё появляется само собой», — о планах Вадим не отвечал особо уверенно, не занимался шапкозакидательством.
12 октября: WhatsApp
Когда мы брали разрешение на публикацию фотографий из его Instagram, Птаха дал добро через WhatsApp: «Здарова, Антон! Да, конечно, можете, почему нет? Делайте, а я репостну». Так что добродушие Давида натолкнуло к общению через мессенджер:
— Ваш новый альбом не будут сравнивать с работами других артистов. Самым серьёзным противником станут «Качели». Каково это, ощущать, что ваш единственный соперник — это вы сами, но в прошлом?
— Всегда самый сильный противник — это ты сам. Я думаю, альбом будет немного другим. Да и сравнивать с прошлым нас — идея не очень. Мы стараемся быть как тогда, но при этом совсем иными.
19 сентября: Санкт-Петербург, «Космонавт», презентация «420»
У людей принято так: считать, что творчество кружится, как та большезадая в клипах Джуси Джея, вокруг бабла. Ясное дело, первые комментарии после реюниона Центра безапелляционно заявляли об одном мотиве участников: Cash Rules Everything Around Me.
Другое дело — задать такой вопрос Гуфу в лоб. Собираю всю свою решительность и, отметелив скромность в дальнюю часть угла… « Не боитесь, что народ решит, мол, объединились вы ради денег?». Гуф самодовольно, как чеширский кот, улыбается, и говорит: «Ну, так и есть. Пускай, мы объединились ради денег. Хорошо, если народ так решит», — Алексей Долматов по-доброму высмеял мой вопрос. Ему пришлось столкнуться с таким количеством необоснованных обвинений, что на это даже отвечать нет желания.
8 октября: Москва, квартира Слима
«Когда я только начал заниматься музыкой, о бабках не думал точно — в 95 году заработать на рэпе деньги было чем-то из области фантастики. Есть же творческие люди: картины рисуют ради самовыражения, так и я пошел для того, чтобы себя выражать. А если проект какой-то попсовый — то это, конечно, ради бабок. Уже не творчество, а бизнес. Все же занимались рэпом до этого. У меня Дымовая Завеса была, Птаха в Отверженных что-то делал, Гуф был Rolexx тогда».
«Народ же будет говорить, что воссоединение — оно ради денег», — я подвожу к весьма меркантильному вопросу, на что Слим абсолютно честно и искренне отвечает:
«Естественно, коммерческая составляющая есть. Но я вообще не представлял, что мы будем писать вместе, пока мы это не сделали. Сольно у нас уже ведь совсем разные истории. Хотя, как оказалось, вместе всё нормально звучит. Не хуже, чем раньше.
Ну и, конечно, — то, что мы стали снова нормально общаться после стольких лет играет главную роль во всей этой истории. Если бы этого не было — деньги бы ничего не решили».
19 сентября: Санкт-Петербург, «Космонавт», презентация «420»
Воссоединения не бывает без расставания в прошлом — на эту тему даже Ургант пошутил перед объявлением группы в своей программе. Обстоятельства распада так и остались за кадром. Интересуюсь у Гуфа:
— Как думаете, говорит ли это о взаимоуважении среди вас? Даже в тот момент, когда у вас было что-то вроде скрытой вражды, вы не выносили сор из избы.
— Наверное, да, я очень рад, что мы общаемся снова, мне не хватало Вадима и Давида, поэтому сейчас мы общаемся плотно. Очень рад этому, видимо, так и должно было быть, ведь всё, что ни делается, — к лучшему, и, значит, нужна была именно такая пауза для группы Центр, чтобы сейчас начать всё заново.
12 октября: WhatsApp
Кажется, что больше всего идеей реюниона загорелся Птаха. На эту тему даже участники шутят. Вот, к примеру, выдержка из беседы с Гуфом:
— Не было идеи написать какую-нибудь книгу про группу, быть может, снять фильм?
— Если у Птахи только, такого у меня не было (смеётся).
Собственно, зная любовь Давида к коллективам и тусовкам, назрел следующий вопрос:
— Сейчас у вас у каждого свой лейбл, можно даже сказать, своя тусовка. Как вы думаете, вместе с объединением Центра, можно ли объединить все ваши проекты и лейблы (AzimutZvuk, ZM, ЦАО)? Если не на бумаге, то хотя бы в виде глобального творческого объединения.
— Я не думаю, что для нас троих это проблема, но вот для нашего окружения, наверное, это будет нелегко. Как понимаете, помимо Центра, у всех есть свои истории. Но ЦАО, ZM и AzimutZvuk в отличных отношениях — факт. Мы всегда рады видеть парней, да и они, вроде, носом не водят. Если говорить о глобальном объединении, то, думаю, в этом нет смысла. Мы все делаем одно дело, но своими путями.
8 октября: Москва, квартира Слима
Первым вопросом после дежурных поздравлений с удачным выступлением на «Урганте» стал вопрос о реакции индустрии, публики. Вадим ответил предельно честно:
«Я думаю, что не все рады; группа Центр — это один из мощнейших конкурентов. И вообще, к нам всегда было пренебрежительное отношение российской рэп-тусовки. Типа, вот, какие-то выскочки незаслуженно собирают тысячные залы. Лично я всегда чувствовал это отношение. Гуф читал недавно в треке, что его «хейтят большинство российских рэперков, зато при встрече говорят, какой офигенный последний альбом», — здесь Slim добавляет — «Я никогда себя тесно не связывал и не ассоциировал с рэп-тусовкой, чему и рад по сей день. Но есть те, к кому отношусь с уважением».
12 октября: WhatsApp
О том, какое настроение и тематика будет на альбоме, спрашивать загодя — в определённой степени дурной тон, но мы весьма корректно спросили. Слим ответил следующее: «У каждого появилось своё видение. Ты же пять лет сольно делаешь, а тут раз — и ещё надо со всеми согласовывать».
Разговаривая с Птахой, пришли к выводу, что всё и вправду находится на стадии обсуждений и споров:
— Новый альбом Центра — это уже другие эмоции? Какие?
— Не знаю… Меня хип-хоп и спас, и убил. Но я очень сильно поменялся с тех пор… Слишком много произошло всего, надо осознать перемены и понять, к чему они.
8 октября: Москва, квартира Слима
«Будет несколько историй, будут реперезенты, будет лирика какая-то. У нас тоже вкусы разные, Птаха вот не любит, когда трек на определённую тему. Придётся совмещать вкусы» — вообще, на вопрос «Каким будет новый альбом Центра?» участники ответили делом — «Виражами»; треком, который, к нашему удивлению, особого негатива в комментаторской среде не вызвал.
Разумеется, среди положительных отзывов встречался и негатив. На мой весьма грубый вопрос: «Не казалось ли вам, что люди дома сидят и слушают Центр, а потом комментят: Центр — говно?», — Слим отвечал с абсолютно трезвым пониманием ситуации:
— Уверен, многие из тех людей, кто сейчас негативно и резко отзывается о Центре, в своё время нас слушал — и таких людей много. Это глупо, конечно, хотя может поменяться отношение со временем. То, что мы делаем сейчас, я считаю неплохим уровнем. А старый материал — да, он местами спорный. Я слушаю наш первый альбом — там, конечно, мои куплеты мне не очень нравятся.
«Понятно, никто сейчас не лазит по подъездам. И на батарее не сидит. У всех квартиры и машины. Было бы смешно» — по ответу Слима ясно, что нас ждёт другой CENTR, не только с поправкой на «наше» время, а и на изменения в жизни участников группы.
12 октября: WhatsApp
«Когда у других случались проблемы с возвратом ( о реюнионе других известных групп — примечание) — эти люди пытаются остаться совсем как раньше, или совсем стать новыми. Да и у нас ещё только начался новый этап, там видно будет — сможем ли. Хотя, я уверен в Центре. Мы сможем!» — это был последний ответ Птахи в нашей переписке.
Вся штука в том, что воссоединение группы Центр — это не только погоня за успехом. Гуф нам сказал: «Мы дорожим временем, проведённым вместе». Слим говорит: «Воссоединение — возможность вспомнить, сколько всего группа вместе прошла». Кажется, будто мы попали на встречу выпускников. Просто встреча эта станет достоянием всей русской хип-хоп культуры. Да и, судя по выступлению в «Вечернем Урганте», русской культуры в целом.
8 октября: Москва, квартира Слима
«Мы, наверное, взяли тогда искренностью какой-то», — задумчиво говорит Слим. В творчестве может измениться всё. Главное, чего хочется пожелать, — это чтобы искренность не пропала. Чтобы интуитивно, по наитию.