Молодые и перспективные: 11 артистов, которые изменят русский рэп
Кто-то уже взорвал, кто-то ещё взорвёт. Отличный повод обновить плейлист
Данная статья имеет прямое назначение – она именно для искушенных, ни в чем не ограничивающих себя слушателей, которым интересно постоянно узнавать что-то новое из мира любимой музыки. Поэтому я предлагаю окунуться в мир малоизвестных широким кругам, но от этого не менее талантливых и перспективных исполнителей рэп-музыки в России со своим стилем.
Скриптонит
Вообще говорить о Скриппи как об артисте молодом и перспективном – очень сомнительная затея, он уже довольно состоявшийся артист. Но это только с одной стороны: альбом-то он ещё не выпустил и даже малой доли своего потенциала не реализовал. Среди многих людей бытует мнение, что казахстанский рэп всегда был на шаг впереди сцены всей РФ. И с этим трудно не согласиться, если покопаться в сети: можно найти много неплохих МС (именно МС), которые снимают кучу промо-видео и записывают качественные треки. Выходец из Казахстана, прогремевший со своим видео на трек «VBVVCTND», ныне — участник лейбла GAZGOLDER, Скриптонит — ярчайший пример того, как южный рэп должен звучать на русском. Лирическая составляющая повествует о нелегких буднях простых парней, так близкой многим жителям областей и отдаленных населенных пунктов. Голос напоминает Фредди Гиббса, сам исполнитель – персонаж харизматичный, но это еще не все его заслуги. Он еще и продюсер талантливый. В подтверждение композиция «Не Добро Пожаловать» (от которой непроизвольно пробегают мурашки по коже): если верить исполнителю, там не было использовано ни одного сэмпла. Поэтому если вдруг решили кинуть свой бит Скриппи – убедитесь, что довели работу до ума. Надеюсь в ближайшем будущем мы увидим и услышим еще немало сюрпризов от Адиля.
PHARAOH
Людям свойственно ненавидеть и бояться то, чего они не понимают. Поэтому в мире, где всем правят деньги, а «сливки» получают всё, находятся и те, кто не желает мириться с положением дел. Молодые бунтари, чьё творчество кричит о том ужасающем мраке, который окутал наш мир. Экс-участник группы Grindhouse, сейчас лидер коллектива Dead Dynasty — PHARAOH — рэпер из города Москва. Широкую огласку его имя получило после релиза клипа «Ничего Не Изменилось» и дальнейшего микстейпа «Уаджет». Философия «мертвых», тех, кто отрекся от всех пороков этого мира, дабы оборвать связь со всем, что управляет бессознательными представителями молодого поколения – основная тема текстов исполнителя. За короткий срок состав «Мертвой Династии» пополнился рядом талантливых и многообещающих битмейкеров всех сортов и мастей, некоторые из которых работали с представителями западной рэп-сцены. Активность у ребят, несмотря на отсутствие пульса, высокая и продуктивная. Совсем недавно вышел второй микстейп артиста, «PHLORA». Звучание варьируется от клауд-рэпа до мрачных и злых южных битов, но, наверное, грамотнее всего было бы назвать направление Dead Dynasty триллом – чем-то, что охватывает широкий спектр поджанров новой школы.
i61 / Thomas Mrvz (DOPECLVB)
Уфимское творческое объединение DOPECLVB существует с 2012 года и имеет несколько микстейпов от полного состава коллектива, который периодически меняется. Однако двух персонажей выделить нужно обязательно – это i61 и Thomas Mrvz. На данный момент последняя работа i61 — «Shelby». Чрезвычайно концептуальный релиз, несущий лазурь вечернего пляжа в Майами. К артисту нужно не просто прислушиваться, нужно искать детали в каждом словосочетании, ведь порой то, что хочет донести до слушателя рэпер, очень необычно и крайне запутано. Часто формы выражения исполнителя достигает апогея в количестве «жести» в куплете, причем речь иногда совершенно не о матерщине. Не зря многие считают i61 самым сумасшедшим из рэперов за присущее ему поведение. Тем не менее, именно это и притягивает. Также, конечно, тяжело не подчеркнуть нетипичный голос и манеру подачи – в сумме у «шестьдесят первого» получается свой совершенно необычный и психологически неординарный стиль + уникальная подача + часто совершенно нереальная смысловая нагрузка.
Thomas Mrvz – персонаж не менее интересный и, в отличие от своего коллеги по тусовке, певец. Из сольного материала у него пока лишь один небольшой микстейп с названием «E-8» (который сам он расшифровывает как «Emotional-8», то есть восемь эмоциональных треков). Работа переполнена переживаниями артиста, конкретными зарисовками событий лирического героя – девушки и трава, ненависть и любовь. Такая быстрая, но от этого не менее яркая молодость. Когда «убьете вы себя блантом», обязательно дадите «закончить дело басам» и непременно погрузитесь в водоворот эмоций Томаса Мраза. Включайте его на вечеринках, слушайте его перед сном, дайте наушник своей девушке, когда играет «Neon Clouds» – характер исполнения Мраза позволяет наслаждаться его творениями в совершенно разного рода обстановках и независимо от обстоятельств. Даже на столь коротеньком по времени тейпе, как «E-8», вы найдете эмоцию на любой случай жизни.
Boulevard Depo / Jeembo
«Три, и раз, два — Пкхат стреляет из АК», — вещает Бульвар на совместной с i61 композицией с взрывным названием «Ирак». Автор идеи «Дорн под водой», уроженец Уфы, а ныне проживающий в Санкт-Петербурге Boulevard Depo — очень необычный парень. На самом деле, в том случае, если вы уже знакомы с вышеупомянутой тусовкой DOPECLVB, при последующем знакомстве с Бульваром складывается ощущение, что он как будто бы часть этой команды – и это неудивительно. С ребятами из родной Уфы он делал немало совместных работ, в том числе и на своем собственном последнем релизе, который был назван «RAPP». Однако не спешите делать выводы насчет Депо. Он не так прост, как кажется. Ловко сочетая совершенно незамысловатые трэки с очень жизненными композициями, он как бы создает некий резонанс в своем творчестве. Его тексты наполнены колкой иронией, которая без малейших раздумий бьет по самым уязвимым местам не только рэпа в России, но и человека как такового. Нельзя не отметить также, что у него отменный вкус в плане подбора музыкальной составляющей для своих песен. И этого вполне достаточно, чтобы дать Бульвару шанс поселиться в ваших сердцах и надеяться поменять что-то в ходе событий мира русского рэпа.
А вот его коллега Jeembo пока не может похвастаться полноценным релизом, однако уже въелся в голову своим эд-либом «БЭНГА!» и уникальным, ни на что не похожим флоу. Как и Бульвар, Джимбо держит коннект с DCOСB (DOPECLVB). На счету несколько убойных синглов, в которых его поддерживают все те же уфимские ребята. Несмотря на недостаток материала у исполнителя, настоятельно рекомендую обратить внимание на творчество и ждать от него как минимум очень качественного и необычного материала.
MNOGOZNAAL
Где-то в глубинах, на бескрайних и почти неизведанных просторах интернета, обитает огромное количество неизвестных талантов. Среди них такой персонаж, как MNOGOZNAAL — участник движения ЛТМА (Литалима). Сам он — выходец из Ухты, что само по себе необычно, если вы, конечно, можете назвать еще каких-либо более-менее известных артистов оттуда. Так вот, такие исполнители, как правило, и являются решающим фактором в вопросе «Есть ли будущее у русского рэпа?» Если, конечно, не гаснут в виду отсутствия поддержки и ряда других различных обстоятельств. Перейдем к музыке парня, которую, кстати, он пишет сам под другим псевдонимом — FORTNOX POCKETS. Возможно, именно ты был тем самым человеком, кто в бесконечном количестве однообразных пабликов с постами, где рандомно подобраны картинки и музыка, случайно услышал трек с названием «Fortnox». «Лишь один ответ: “На*** твой вопрос”. Если молчание – золото, то я как Форт Нокс», - вещает Многознаал поверх своего томного, но от этого не менее качевого бита. Сам он обладает весьма специфической подачей, которая невольно заставляется задуматься: а не засыпает ли он? Но это не отталкивает, а наоборот, придает некий шарм его творчеству, которое копается в глубоких философских и крайне личных переживаниях лирического героя. Спешу удивить всех, у Многознаала уже есть полноценный релиз – это EP «Марш Слонов», который звучит на волне тенденций музыки, однако в ней очень сильно прослеживается что-то индивидуальное и неповторимое.
Бикей Декада
Участник группы Декада под никнеймом Бикей в феврале месяце выпустил клип на трек «Хичкок» с его микстейпа со странным названием «エゴイスト» (Эгоизм).Все по канонам трилл\клауд звучания, тем не менее, персонаж цепляет весьма высоким уровнем качества звучания релиза. Рассуждения о жизни, человеке и человеческих особенностях сопровождаются приятными на слух битами со знатным 808-басом. Самое примечательное в том, что артист выделяется на фоне всех его коллег по объединению «Маяк Музыка» своим «темным» звучанием и отстраненностью от мира. Как мира рэп-музыки, так и обычного. Местами замечтавшийся, местами пугающий, Бикей на протяжении шести треков вещает спокойной и расслабляющей подачей, интересно балансируя от прекрасного к мерзкому и ужасному. Его музыка замечательно звучит спокойным тихим вечером в сопровождении виски и жирного бланта, ночной прогулки по городу или долгими посиделками под звездным небом где-нибудь за городом. Несмотря на некоторую мрачность, Бикею все же удается удержать баланс и не перегрузить слушателя шквалом ненужного лишнего негатива. Будем ждать и надеяться на большее количество материала от данного исполнителя. Думаю, в будущем Бикей покажет себя с лучшей стороны.
ЛСП
На подходе артист из ближнего зарубежья, а именно из Беларуси, под аббревиатурой ЛСП. Некий аналог Left Boy на русском – электронные биты, околотанцевальные ритмы и специфическая подача. ЛСП покупает слушателя не только нетипичной для русской хип-хоп музыки подачей и звучанием, но и отличным повествовательным навыком. Простые истории о непростых жизненных обстоятельствах, наивных девочках, дерзких сучках. Чего только стоит его хит с названием «Пикачу», в котором артист, говоря об отношениях с девушкой, проводит параллель с эстетикой популярного аниме-сериала «Покемоны», называя себя «Пикачу», «проводя атаки молниями», которые заставляют девочек терять рассудок. «Твердый, как оникс, горячий, как чаризард», — вещает ЛСП героине своего трека, давая ей понять, что именно его она все это время искала и так хотела «поймать в покебол». Действительно, ЛСП – «покемон» редкий, оттого и ценный, и поэтому в нем, как и в любом другом исполнителе этого ознакомительного списка, нуждается наша сцена. Последний релиз называется «Виселица» – он с ног до головы пронизан злой иронией, музыка варьируется от дабстепа до брутальных EDM-битов. Сюжеты, которые описывает ЛСП в своих произведениях, действительно пробирают до мурашек, и от этого не приходится сомневаться, что будущее у исполнителя как минимум увлекательное.
ATL
«Ауа… Пуссипауа. Ауа… Пуссипауа», - если этот напев не заел в вашей голове после прослушивания последнего релиза интригующего артиста из Новочебоксарска, экс-участника группы Aztecs, пишущего треки под именем ATL, то настоятельно рекомендую ознакомиться с EP «Кости». Чем же ATL так примечателен? Безусловно, глупый вопрос: помимо идеально подобранных битов, он отточил свой мрачный стиль до изумительного состояния. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, мрачные метафоры (коих много, так как, судя по всему, ATL — человек разносторонний и эрудированный) ясно дают понять, что другого такого МС в мире русского рэпа не найти. Поэтому, помимо последнего EP, гурманы от мира слушателей могут вкусить еще два микстейпа из серии «#FCKSWG» – будьте уверены, вы не разочаруетесь. На ATL вешали ярлык trap-артиста, однако к моменту полного ознакомления с его сольным творчеством вы поймете, что загонять в рамки артиста никак нельзя, и если в условиях русского рэпа можно использовать свои возможности по максимуму, то именно ATL этим примечателен. На подходе альбом с названием «Центр Циклона», а сингл «Стоунхендж» уже можно найти в сети. Каким же будет этот релиз по звучанию? Пока не до конца понятно.
Yanix
Имя этого исполнителя наверняка знают многие. Провозглашённый король русского трэпа, молодой и амбициозный, пришел, чтобы забрать все то, что принадлежит ему по праву. Именно он «сливает капусту в Азбуке вкуса», «девушку твоей мечты зовет шлюхой». Именно у него есть «основная сука и запасная сука», да и вообще, Yanix «никогда не скажет стоп». Его можно клясть и ненавидеть за многое, поливать дерьмом, но именно он продвигает концепцию self-made артиста, который действительно готов зарабатывать деньги любыми способами, и это достойно уважения. «Шоу Улиц Гетто 2» не отошел далеко от первой части в плане смыслового содержания, тем не менее, на нем артист показал, насколько поднял «скилл» со времен первой части. У Яникса явно есть свой план в плане продвижения продукта на отечественной сцене, и удачи ему в этом. Что же важно для нас с вами – это разрушение тех канонов, которые установились на Руси в мире рэп-музыки. Только за это исполнителю уже можно сказать спасибо. А другим молодым артистам стоит брать пример и не бояться делать то, что интересно именно им, а не то, на что купится среднестатистический слушатель РФ. Как говорил один мой приятель: «Делай свое дерьмо, и рано или поздно ты выстрелишь». Поэтому, возвращаясь к Яниксу: как бы все его не ненавидели, он будет делать, что делал, и наверняка оставит значительный след в истории все того же русского рэпа.
Буду надеяться, что кому-то после прочтения статьи открылось что-то новое. В конечном счете, именно на плечи этих ребят возлагаются надежды на то, что в один прекрасный день рамки и стереотипы постепенно начнут стираться. Есть еще огромное количество талантливых людей, которые занимаются музыкой, и чтобы их найти и заметить, не нужно обладать рентгеновским зрением Супермена: достаточно лишь углубиться.