Kendrick Lamar — спаситель Комптона. Часть 3
Продолжение длинного интервью
Давай немного сменим тему. Я хотел поговорить о ScHoolboy Q. Он как-то раз сказал: «Лучше бы TDE оставались независимым лейблом, Interscope заставляют меня записывать все эти синглы для радио». Как ты избежал такой участи?
Всё зависит от микстейпов. Я выпустил «Kendrick Lamar EP», «Overly Dedicated» и «Section.80». В этом плане я был немного успешнее, чем Q, а это уже огромным плюс. У меня была определённая фан-база, а потому и немного больше свободы в плане творчества. Top Dawg сказал: «У нас уже всё готово. Пусть этот парень работает как хочет, он знает своё дело».
Думаю, Q было трудно выпускать альбом из-за моей популярности. Нельзя говорить, что его прям заставляли записывать эти синглы. Просто он хотел повторить успех «Swimming Pools», «Bitch, Don’t Kill My Vibe», «Poetic Justice». Хотя, на самом деле они не были сделаны для радио. Всё сделали фанаты, которым нравится моя музыка.
Он понимает: мне нравится его альбом. Я считаю, что он рассказал свою историю, вернул в индустрию настоящий гангста-рэп.
Странно наблюдать за подобным, ведь в 2012 вы все «взорвали». И с продажами проблем не было. Сложилось впечатление, что вам никто не должен диктовать правила, тем более на Interscope, где тебе дали полную свободу действий и всё вышло просто идеально. Но почему они не позволили сделать то же Скулбою?
Я бы не сказал, что он виноват в этом. Всё дело во времени. Это самое трудное при создании альбома — всегда есть дедлайны. Каждый шаг приходиться планировать. Но что сделано, то сделано. Думаю, пластинка отлично отражает его сущность, а следующая будет ещё лучше.
Ты упомянул даты выхода альбомов. Одно время Ab-Soul хотел слить релиз в сеть из-за постоянных переносов.
Да. Я узнал об этом довольно поздно, — трудно что-то сказать. У меня нет Твиттера на телефоне, поэтому я не слежу за всем, что он пишет. Нужно будет поговорить с ним об этом дерьме. [Смеётся]. Я немного отстранён от всех соц. сетей. Знакомые говорили мне о его недовольстве. Он давно ничего не выпускал. Новый проект готов, а выпустить его никак не дают — вот в чём причина. Всё связано со временем.
Говоря о следующем альбоме, больше ли на тебя сейчас давят?
Думаю, меньше. Во время записи «GKMC» меня постоянно раздражало это слово, «давление». Однако я понимал — продолжу делать своё дело и всё окупится. Нравится тебе это или нет, я выпущу хорошую пластинку. Я не должен обращать на это слово внимания, а просто смотреть вперёд и продолжать работать.
Много уже записал?
Не буду говорить точно. Всё ещё думаю над тем, что хочу сказать этим альбомом.
Я слышал, что изначально ты записал для «good kid, m.A.A.d city» много треков, потом осознал, что они связаны друг с другом, и решил сделать альбом концептуальным.
Так или иначе, я знал, о чём хочу рассказать. Это не было какой-то неожиданностью. А уж если я хочу что-то поведать, то сделаю это, будь то десять треков или двенадцать.
Я говорил с Punch’ем [глава TDE — прим. редакции] и он сказал, что ты будто бы соревнуешься с отражением. Поэтому мы и сделали такую фотосессию: будто ты смотришь в зеркало, и единственный соперник находится там.
Круто, это хороший концепт. Постоянно приходится собираться с мыслями, думать над чем-то.
Извечные голоса в твоей голове, тысячи идей. Наверняка трудно справляться с этим. Что происходит в подобные моменты?
Самое трудное — сделать правильный выбор. Определиться с тем, что будешь делать дальше, что скажешь, какой куплет напишешь. Я могу годами ничего не выпускать, а просто витать в облаках и каждую минуту думать о чём-то новом. [Смеётся]. Нужно уловить момент и выбрать, на чём сфокусируешься сегодня. Так работать куда проще.
Бывают ли у тебя моменты, когда ты вдруг понимаешь: «Вот чёрт! Мне нужно записать нечто лучшее, чем этот классический альбом»?
Стараюсь обходиться без подобного.
Но были ли они?
Не было. Я редко возвращаюсь в прошлое, смотрю в будущее. Просто работаю и не думая о предыдущем альбоме. Буду думать о нём — следующий получится точно таким же.
Если ставить перед собой цель сделать нечто лучшее, чем «GKMC», то получится просто альбом. Я соревнуюсь сам с собой. Всегда пытаюсь делать так, отбрасывать ненужные мысли, фокусироваться на происходящем в данный момент.
Тебе требуется время, чтобы разложить по полочкам происходящее, а потом написать об этом трек. Чем известнее ты становишься, тем чаще рассказываешь о себе, не замечаешь окружающих. Сталкиваешься ли ты с подобными проблемами?
Довольно каверзный вопрос. Не думаю, что я дошёл до такого. [Смеётся].
Думаешь, у тебя всё под контролем?
Да. Я анализирую многие вещи, вне зависимости от того, произошли они сейчас или давным-давно. Осознаю, где нахожусь в данный момент и где был несколько лет назад, связываю это воедино. Один из моих самых главных плюсов — я рационально подхожу к определённым вещам. Думаю, это очень помогает мне, когда мы что-то создаём.
Твой альбом фанаты и критики встретили очень хорошо. Когда ты записываешься теперь, то к кому обращаешься за советом?
Хороший вопрос. Я сразу вспомнил момент, когда безумно нервничал при выпуске дебютного лонгплея. Сомневался во всём подряд. На самом деле, я никогда не был уверен в чём-либо на сто процентов.
Помню: сижу я в тур-автобусе и переписываюсь с Фарреллом. Я спросил его: «Думаешь, им понравится?» И он ответил: «Ни в коем случае не сомневайся в себе. Всегда будь наготове, но не вздумай сомневаться в своих силах».
Тогда альбом уже был записан, но я всё равно не был ни в чём уверен. Поэтому, с такими наставники, как Pharrell, Dr. Dre, Top Dawg, работать немного легче. Они не дают тебе отвлекаться на всякую херню.
Ты упомянул Дре. В прошлый раз он выступал в роли исполнительного продюсера, но сейчас он наверняка слишком занят своими миллиардами. Принял ли Дре какое-то участие в этот раз?
Дре всегда рядом. Он — один из немногих, к кому я могу прийти в любое время, просто посидеть в студии, задать вопросы о частотах, снейрах, барабанных партиях. Я в любое время могу позвонить ему, спросить о бизнесе или жизни, а он ответит. Для меня это большой плюс, Дре — очень умный человек.
Ты упомянул снейры и прочее. Я вспомнил рекламный ролик Beats By Dre, где вы вдвоём обсуждали барабанные партии.
Да, это так. Мы действительно находились в студии и усердно работали.
Этот трек действительно был записан?
Да.
Он попадёт на альбом?
Вряд ли. [Смеётся]. У нас много записанного материала.
Ты имеешь в виду себя и Дре?
Да, у нас есть хороший материал. Когда мы вместе в студии, у меня постоянно возникают вопросы. Он же — настоящий гений по этой части. Если что-то не так и я чувствую это, но не могу понять что именно, то обращаюсь к нему. Он понимает с полуслова. Идеальная команда.
Самое трудное сейчас, при записи следующего альбома — твоя безумная популярность. Хотя, это неважно, поскольку ты настолько хорош, насколько и твой последний релиз. Так?
На днях Панч сказал мне то же самое. Ты всегда должен испытывать себя на прочность, а не наслаждаться достигнутым. «Чем ты сейчас занимаешься?», — типичный вопрос для людей, которые раньше торговали наркотиками.
Постоянно слышишь рассказы вроде: «У меня было столько-то килограммов кокаина. Я был лучшим дилером в округе и зарабатывал сотни тысяч баксов». Они постоянно говорят о прошлом. Смотришь на них сейчас и хочется спросить: «И что с тобой теперь? Куда пропал весь энтузиазм?» Поэтому я и не хочу зацикливаться на достигнутом. То, что делаешь сейчас, в данный момент — вот что важно.
Я говорил с твоим менеджером, Дэйвом Фри, вчера, и он обронил забавную фразу. Мол, люди ходят в клубы с фразой: «Эй, я пытаюсь тут потанцевать!» Твою мать, признайся, что ты пришёл ради сучек. Вот почему ты в клубе. То же самое и здесь: Дре ходит в студию, чтобы записать хит. Что скажешь?
Находясь в студии, я пытаюсь достичь того уровня креативности, о котором раньше и не подозревал, почувствовать то, чего не чувствовал. Это настоящий кайф. Посмотри на Jay Z, Nas, Dr. Dre — парни имеют, казалось бы, всё. Но они любят музыку и любят это чувство эйфории. Всегда хочется достичь недостижимого.
Хорошо, что ты упомянул Наса. Ситуация с «GKMC» похожа на «Illmatic»: все последующие работы будут сравнивать с дебютным лонгплеем. Боишься ли ты проклятия «Illmatic»?
Нет, совершенно не боюсь. Это дар свыше, и на данный момент меня невозможно остановить. Я не вижу перед собой границ.
В отрочестве я постоянно думал об этом, но теперь могу ощутить всё на своей шкуре. Не я пишу тексты — это действительно дар Божий. Проклятия и прочие подобные вещи обходят меня стороной. Я поставил перед собой цель, и не остановлюсь, пока не достигну её.
Обложку и концепт «GKMC» ты прорабатывал несколько лет кряду. Уже придумал название для нового альбома? Обложку?
Я проворачиваю в голове разные идеи. Как я уже сказал, всё случается внезапно.
Но название не «United States Of A.L.A.R.M.»? [Смеётся].
Нет. [Смеётся]. Знаешь, что? А ведь это было умно. Крутое название. Не знаю, как расшифровывается, но звучит хорошо. [Смеётся]. Респект тем, кто придумал.
Я также хотел спросить тебя про «Грэмми». Я знаю, что вы с Macklemore в хороших отношениях, но его победа в номинации и последующее извинение в Instagram — это странно.
Да. Macklemore — мой коллега. Я говорил с ним перед «Грэмми». Я и до этого с ним хорошо общался.
Вообще, не принимаю подобные вещи близко к сердцу, но знаю, что это вызывает шумиху в Интернете. Короче, мы не вспоминаем об этом. И я не собираюсь ныть или злиться. Macklemore заслуживает все награды. Он всё ещё является моим коллегой и просто хорошим парнем.
Успех Macklemore’а также вызвал бурные обсуждения. Белые парни становятся рэперами и, не делая ничего оригинального, становятся звёздами. Scarface сказал об этом в прошлогоднем интервью, где он также упомянул рок-н-ролл, джаз и прочие жанры, которые белые люди «отняли» у чёрных. Боишься ли ты, что с рэпом может произойти подобная ситуация?
Нет, вообще не боюсь. Ты не можешь отнять у людей страдания. Многие хип-хоп исполнители прошли через ад, и теперь они могут рассказать об этом в песнях. Их чувства — это и есть рэп.
Не думаю, что когда-то все мы в треках будем компрометировать себя на 100%, рассказывать о своем криминальном прошлом, понимаешь? Может быть, мы расскажем 10-20%. По крайней мере, я так считаю. Думаю, современные артисты честны перед собой в том, — мы чувствуем это, когда слышим песни.
Мне кажется, он выиграл именно из-за цвета кожи. Но самым странным, конечно, было обращение в Instagram.
Да, я не считаю, что ему стоило выкладывать текст сообщения в Instagram. Это моё личное мнение. Естественно, я получил СМС и ответил, что всё нормально. Всё было бы нормально, не публикуй он это. В любом случае, что сделано, то сделано. Думаю, он и сам уже забыл об этом и продолжает делать хорошую музыку.
Вернёмся к музыке. Когда к тебе в голову приходят революционные мысли? Ну, как на «GKMC», например. Там вы решили добавить скиты в самый последний момент.
В голове постоянно крутились мысли по поводу скитов: я вырос, слушая артистов Западного побережья. У них постоянно были интерлюдии: телефонные разговоры, забавные или серьёзные диалоги. А в последнее время не происходило такого, вот и решил вернуть в моду подобные вещи.
Многие подростки не слушали альбомы Ice Cube’а, Snoop Dogg’а или Dr. Dre. Они не знают, что такое скит, чего я и решил познакомить наше поколение с интерлюдиями. И я ни в коем случае не берусь говорить, что придумал их. Просто горжусь тем, что смог создать по-настоящему концептуальный альбом.
Одно из главных достижений Дре — он придумал поджанр G-Funk. Выработал своё звучание, как и многие артисты сейчас: у Канье были фирменные соул-сэмплы, у Rick Ross — трэп-звучание типа «B.M.F.». Как ты можешь описать своё?
Я думаю, звучание приходит само. Не могу ответить прямо сейчас. Чем чаще я записываюсь, тем точнее определяюсь с нишей, которую хочу занять. Возможно, как-нибудь я смогу ответить на этот вопрос, но на данный момент я создаю музыку, исходя из своих чувств. Нет определённо й ниши, выработанного звучания. У меня есть свои уловки, но я вряд ли поделюсь ими.
Что за уловки?
Естественно, всё исходит из сердца. Я отталкиваюсь от того, что чувствую. Но есть и другие вещи, о которых я не расскажу.
Хорошо. Чуть раньше мы говорили о вдохновении. Часто ли тебя что-то вдохновляет?
Ежедневно. Я говорю с детьми точно так же, как и с восьмидесятилетним стариком. Ко мне подойдёт маленький ребёнок, и я побеседую с ним, ведь он наверняка знает что-то мною забытое. Что-то, чего я вообще никогда не знал. Это и есть вдохновение. Вся жизнь.
Наш разговор вдохновляет меня. Возможно, сейчас я этого не осознаю, но потом он поможет мне создать нечто необычное. Люди могут вдохновиться чем угодно, если захотят.
Чему ты хочешь учить людей при помощи своей музыки?
Опишу одним словом. [Длинная пауза]. Сам человек. Всё сводится к самому себе. Ты должен уметь подать себя. Необязательно создавать музыку, чтобы люди следовали за тобой, вдохновлялись тобой.
Думаю, я преуспел в этом плане со своим дебютным альбомом. Когда я путешествовал по разным городам и странам, фанаты постоянно подходили ко мне со словами: «Спасибо за то, что ты есть. Ты наставляешь меня на правильный путь, и я слежу за тобой, за твоим творчеством. Слежу за каждым твоим шагом, и если ты делаешь что-то, то я знаю, что могу повторить это».
Если ты и можешь учить людей чему-то, так это быть самим собой. Не бойся себя. Того, кем ты стал или не стал. Нужно уметь собраться с силами, взглянуть в зеркало и сказать: «Вот он я, и меня продолжит вдохновлять музыка Кендрика Ламара», — что-то в этом роде.
Последний вопрос. Ты всё ещё король Нью-Йорка?
[Смеётся]. Ой, мужик. Это всё такой бред. Думаю, B.I.G. и Jay Z навсегда останутся королям Нью-Йорка. Но я не люблю разбирать свои строки по частям. [Смеётся]. Я позволяю слушателям сами разобраться. Никаких объяснений. И пока ты перевариваешь одну строку, я уже готовлю другую. Так и обстоят дела. По-другому я не могу.