20 лет назад: лучшие альбомы 1994 года
Какие альбомы 1994 года, кроме "Illmatic", стоит вспомнить и переслушать.
Давайте вспоминать. Так получилось, что 1994 год был богат на интересные, жанрообразующие и (что немаловажно) коммерчески успешные хип-хоп альбомы. Юбилей дебютного альбома Nas мы уже отметили, а в конце апреля исполнилось 20 лет другому важному дебюту — группы OutKast.
Постоянный автор Rap.ru Андрей Березин вспомнил 15 пластинок, которые мы должны переслушать в этом году, и объяснил, зачем это делать.
Gang Starr "Hard To Earn"
8 марта
|
Тогда: Четвертый альбом дуэта Guru & DJ Premier — их самая жесткая и схематичная работа. Ее настрой никак не вяжется с наполненной джазом музыкой предыдущих альбомов. Тогда этот диск был мощным выходом мягкой джаз-рэп-группы на поле агрессивного хип-хопа. Тон задают первые же слова, выплюнутые свысока неповторимым монотонным голосом Guru: "Всем молодым, кто хочет успеха — эта хрень ни фига не легкая. Если тебе не дано, значит, бл***, не дано".
Сейчас: Сегодня "Hard To Earn" звучит архаично, но свою идею и стиль держит строго: Guru читает развязно, как будто ведет спонтанную проповедь о сохранении мужского начала и гордости личности; Preemo использует рваные джазовые семплы как клинья, вбивая их в толщу своих фирменных шершавых ударных. Альбом позволил Gang Starr зайти на территорию правивших тогда в индустрии гангстеров без потери собственного стиля и лица, дал шанс каждому из участников развивать свое соло-творчество и подготовил почву для их следующего, самого успешного альбома.
Кому слушать: приверженцам строгой нью-йоркской семплированной школы, кому нужен идеальный мужской альбом об уверенности и безжалостности, без припевов и медляков и почти без гостей.
OutKast "Southernplayalisticadillacmuzik"
26 апреля
|
Тогда: Из ниоткуда появился дуэт, ставший олицетворением южного хип-хопа — это OutKast, двое подростков Dre и Big Boi с чудесным южным акцентом и быстроногим флоу. Новички были вооружены неторопливой "кадиллачной" музыкой, замешанной на соуле, кантри и R&B, с блестящими клавишными и саксофонными мелодиями и эталонными басами от продюсерского трио Organized Noize. Артисты взяли за основу образ "playas", самоуверенных щеглов, которые знают, как обращаться с женщинами и спрятанными под сидениями пушками. Образ оказался настолько необычен и притягателен, что фанаты не расстроились бы, если OutKast следовали ему всю карьеру, но дуэт в дальнейшем потихоньку улетел в космос — к куда большему коммерческому успеху.
Сейчас: Сегодня, зная весь их дальнейший репертуар, переслушивать бандитские истоки этих гротескных ряженых тем более удивительно. Такая большая доза приятного соул-вокала на рэп-альбоме для того времени вообще была в новинку.
Кому слушать: Любителям прокачать свой автомобиль глубоким басом. А также тем, кто любит припевы мелодичней, а рэп — позаносчивей.
Jeru The Damaja "The Sun Rises In The East"
24 мая
|
Тогда: Дебютный альбом главного протеже дуэта Gang Starr полностью спродюсирован DJ Premier. Даже по меркам 1994 года звучание диска казалось уж очень жестким: рваные сэмплы, наждачные ударные и атмосфера максимально далекая от позитива и однозначности. Тьму такого антуража освещает лишь командный баритон "разрушителя микрофонов" Jeru, отыгрывающего образ недовольного всем миром афроцентриста, уверенного, что конец придет всему, быстро и больно. Однако, за раздутой персоной легко угадывается умный и наблюдательный позитивный человек без тени гангстерской тупорылой агрессии.
Сейчас: 20 лет спустя этот диск звучит, как заповедник подземного бурчащего хип-хопа. Андеграунд рядом, надо только приподнять люк. Ну или сдуть пыль с винила.
Кому слушать: Изучающим английский — у Jeru лучшая дикция во всем хип-хопе и просто-таки хворостовский голосище. Заодно и свой моральный уровень подтянете.
Warren G "Regulate…G Funk Era"
7 июня
|
Тогда: Милый, ненавязчивый альбом размером с нынешние ЕР раскрыл новую сторону гэнгста-рэпа: упор не на пальбу и угрозы, а на релакс и радость от жизни под горячим калифорнийским солнцем. Warren выкрутил на максимум регулятор мягкости и плавности хип-хопа — каждая мелодия льется и тянется, как сгущенка, благодаря удачным заимствованиям из фанка и соула и оригинальным мелодиям. Довольным и вкрадчивым голосом артист полунапевает истории из уличной молодости, щедро раздавая микрофонное время подопечным МС.
Сейчас: Warren за полчаса создал в гэнгста-рэпе свой поджанр и взял четыре платины, даже не прибегнув к помощи верного друга Snoop и большого брата Dr.Dre.
Кому слушать: Тем, кто может простить некоторую простоту рифм, наслаждаясь терапевтическими битами.
Bone Thugs-N-Harmony "Creepin’ On Ah Come Up"
21 июня
|
Тогда: Удивительный релиз – мультиплатиновый ЕР. Это был первый шанс для кливлендского квинтета, вышедшего на поверхность благодаря одному из отцов гэнгста-рэпа Eazy-E, показать миру свой неповторимый распевный стиль. Им удалось впечатлить как любителей рэпа поагрессивнее — за счет беспощадных зарисовок о жизни на улицах, так и приверженцев мягких R&B-подходов — за счет медленных протяжных мелодий клавишного умника DJ U-Neek. Не настолько аутентично, как выпущенный годом позже их главный альбом, но вокальная химия между участниками группы уже безупречна, а Eazy-E еще живой и такой молодой.
Сейчас: В 2014 году эта ипишка выглядит артефактом — не особо складным, но совершенно ни на что не похожим. Может, благодаря этому впереди их ждала многократная платина и "Грэмми" в 1997.
Кому слушать: Всем, кто думает, что петь в рэп-куплетах первыми начали 50 Cent и Drake.
MC Eiht "We Come Strapped"
19 июля
|
Тогда: MC Eiht был фронтменом трио CMW из Комптона с типичным для олд-скула сэмплированным саундом. Тем интереснее, что сольник его оказался для 1994 года очень даже "нью" и почти полностью сыгран вживую. Протяжный клавишный трип по прокуренным переулкам калифорнийского гэнгста-рэпа — почему-то никем, даже самим Эйтом не повторенный альбом. Записанный будто за один день — настолько он единый по звуку, камерный и монолитный. MC Eiht отрывисто и вальяжно расстреливает у микрофона десяток другой врагов, убегает от погонь, проливает свою кровь и строит планы мести, отвлекаясь между песнями на расслабленные разговоры под косячок.
Сейчас: Памятник былой мощи Весткоста, когда каждый звук Калифорнии становился бриллиантом.
Кому слушать: Всем фанатам рэпа Западного побережья, а также тем, кто хочет знать, откуда у Кендрика Ламара ноги растут.
The Notorious B.I.G "Ready To Die"
13 сентября
|
Тогда: Юный драгдилер Бигги Смолз, подхваченный будущим воротилой шоубиза Puff Daddy, стал звездой и главной силой лейбла Bad Boy. На дебютном альбоме он воссоздал картину жизни молодого целеустремленного бандита с улиц Нью-Йорка, который не брезгует ничем на пути к вершине, добивается своего, наслаждается плодами успеха, но в итоге прерывает свою жизнь на пике депрессии. Честные и сухие сэмплированные биты от Easy Mo Bee и The Hitmen стали лишь базой для самовыражения столь яркого, проницательного и во всех смыслах большого человека. Редкий МС рассказывал свои черные истории так же правдиво и безжалостно, как Бигги. Двадцать лет назад это молотом ударило по непривычным ушам публики. Почувствуйте эту силу и вы: начните с впечатлений только что вышедшего из-за решетки молодого бандита в "Things Done Changed", постойте за спинами безбашенных грабителей в "Gimme The Loot", наведите лазерную метку на лоб непрошенного гостя в "Warning", ощутите решимость человека, которому нечего терять в "Ready To Die", переживите надрывную историю фатальной любви в "Me & My Bitch", подержитесь за пульс самоубийцы в "Suicidal Thoughts". А вытащить эти кромешные истории на поверхность помогли успешные синглы, точной наводкой бившие по чартам.
Сейчас: Сегодня альбом кажется излишне привязанным к тогдашним музыкальным трендам, но такие тексты никто и теперь так не пишет и не читает. Плоды успеха этого альбома Бигги пожинал все последующие три года вплоть до гибели. И ушел. Ушел королем Нью-Йорка, величайшим из хип-хоп-рассказчиков и одним из самых цитируемых рэп-текстовиков.
Кому слушать: Всем, кто знает слово "рэп".
Pete Rock & CL Smooth "The Main Ingredient"
8 октября
|
Тогда: Взаимодополняемый дуэт диджея и рэпера: свободный от нецензурщины, интеллигентный сознательный речитатив CL, и плотные гулкие ударные, поверх которых блестящий музыкант Pete Rock укладывал фрагменты соул-мелодий, мощные духовые партии и потрескивающие вокальные вырезки. Тогда этот альбом стал для публики еще одним окном в идеальный мир аналогового хип-хопа, в котором царят античные драм-машины, голоса с пыльных пластинок и обязательный скретч. Список засэмплированных тут бриллиантов джаза и соула включает более 40 композиций.
Сейчас: "The Main Ingredient" выглядит типичным продуктом для 1994 года. При этом, он опередил свое время, получив достойное признание лишь годы спустя, и послужив основой для десятков схожих по настрою альбомов. К примеру, это один из любимых дисков ныне покойного J Dilla.
Кому слушать: Людям, способным полюбить духовые проигрыши, соул и напористые ударные.
Scarface "The Diary"
18 октября
|
Тогда: Третий альбом фронтмена южной группы Geto Boys является гордостью хьюстонской сцены. Он стал платиновым уже к концу 1994 года, но интерес представляет только как живая картинка давно ушедших в историю трендов и методов.
Сейчас: Никто уже не делает такие прямолинейные простые ударные, никто не пытается запугать слушателя тупой гангстерской кровожадностью и не использует в таких масштабах дежурные "шиты", "битчи" и "мазафакеры". Однако 3-4 песни, лишенные смешных для сегодняшнего дня обещаний всех перестрелять, оказываются замечательным социальным комментарием и вообще трезвым взглядом на отвратительную жизнь. Грувистые басистые биты обеспечены N.O.Joe, который подарил миру замечательного Devin The Dude (он тут как раз дебютирует на припеве) и Mike Dean — он через много лет приложит свою белую когтистую лапу к "MBDTF", "Watch The Throne" и "Yeezus".
Кому слушать: Узкому кругу фанатов хьюстонской тянучки.
Fu-Schnickens "Nervous Breakdown"
25 октября
|
Тогда: Интерес рэпперов к языковой эквилибристике у микрофона уже начинал сходить на нет, но эти трое смогли в последний раз показать, как надо. Нынешние рэпперы никогда не прочитают (условно) "микара-микара-миками-карафон" вместо "микрофон", а тогда это считалось клево. Фронтмен группы Chip-Fu — вообще непревзойденный нигде и никем инопланетянин с дикцией и скоростью межгалактической ракеты, которого интересно слушать с глазами в текст, постоянно перематывая назад, чтобы разобрать все "корки". Классические нью-йоркские биты от DITC дают молодым МС необходимый фундамент, а еще тут есть Шакил О’Нил. Тогда рифмы от баскетболиста считались забавой, но послушайте "What’s Up Docс" его участием — он же уделывает половину сегодняшних рэп-звезд.
Сейчас: В 2014 альбом звучит занятно, несколько отстало и оттого очень греет.
Кому слушать: Рекомендую всем собирателям исчезнувшей моды, а также при передозировке "замедленных" МС вроде A$AP Rocky.
Common Sense "Resurrection"
25 октября
|
Тогда: Второй альбом рэппера, которого ныне зовут Здравый, а тогда звали Здравый Смысл, вывел его из чикагских локалов в известные личности. Музыкальное сопровождение полностью сделано No ID и смотрится добротным семплированным хип-хопом того времени с хорошей долей соула. Коммон же великолепен на своем поле: его позитив и самокопание всегда симпатичны, его тексты всегда имеют смысл и нужный посыл, а один из них вообще — песня про девушку, которую Коммон полюбил совсем молодой, а потом она пошла по рукам гангстеров и вся такая поистрепалась. В конце текста оказывается, что девушка эта — хип-хоп. Песня вписала рэппера в историю и заставила приверженцев "честного" хип-хопа говорить о нем, а дальше дела у него пошли только в гору.
Сейчас: Из 2014 года этот альбом по сравнению с последними релизами Коммона выглядит менее вдумчивым и более эмоциональным, в общем, юношеским. От него свежо в голове и тепло на сердце.
Кому слушать: Всем, кто ищет в музыке позитив и ядро личности.
Brand Nubian "Everything Is Everything"
1 ноября
|
Тогда: В 1994 этот афроцентристский коллектив был трио из двух МС и одного DJ, при этом весь продакшен был сделан одним из МС – многоруким Lord Jamar. Он делил микрофонное время поровну с таким же радикалом Sadat X и при этом успевал делать канонический нью-йоркский хип-хоп с драм-машиной и семплером и привлекать к записям живых музыкантов. Итог — час непричесанного рэпа с завидной долей ненависти и самоуверенности.
Сейчас: Альбом не показался публике в 1994 выдающимся релизом группы, но с годами его ценность как носителя аутентичного нью-йоркского саунда возросла многократно, хотя лучший альбом Brand Nubian был еще впереди.
Кому слушать: Предложу этот диск любому, кто не понимает, нафига в рэпе белые.
Keith Murray "The Most Beautifullest Thing In This World"
8 ноября
|
Тогда: Молодой сирота и драчун, абсолютный уличный звереныш Keith Murray не боялся ничего. Поэтому и попал в Def Squad к Эрику Сермону и Редмэну, поэтому и фаршировал свои хитровыгнутые рифмы максимальным количеством слогов и энциклопедическими терминами к месту и не очень, поэтому и выпускал в качестве синглов такие гулкие подземные выхлопы, которые сейчас и слушать трудновато (да и в 1994 было тоже не для всех). Итогом стал прекрасный в своей непричесанности дебют, еще один памятник хип-хопу ради хип-хопа, хриплый и злой выкрик в вечность.
Сейчас: Коммерчески Keith Murray не смог в последующие годы повторить золотой успех своего первенца — только в 1994 можно было хорошо продать такой грязный звук.
Кому слушать: Всем, у кого дергается глаз от девчачьих припевов и односложных рифм. А еще тут есть бит от Busta Rhymes.
Method Man "Tical"
15 ноября
|
Тогда: В самом начале своей пропитанной анашой карьеры Meth благодаря всевидящему RZA получил свой законченный стиль и образ, и потом всю жизнь зачем-то пытался его модифицировать. Получалась по сравнению с "Tical", естественно, какая-то фигня. Убитые во всю голову наркомузыкальные эксперименты великого битмейкера и развязные хриплые экскурсы в мозг агрессивного рэп-джокера, рифмовщика-от-бога — вот из чего состоит этот прекрасный дебют долговязого Ву-Тангера. Низкий треск и подкорковый грохот заглавной песни, затем подвальные клавишные и задавленный засемплированный писк в "Biscuits", блестящая самопрезентация "Bring The Pain", рассказ о любви на районе "All I Need", переросший затем в мегахит "I’ll Be There For You". Да что там перечислять, про каждый трек можно говорить отдельный вечер.
Сейчас: В 1994 казалось, что на хип-хоп-планету прибыл еще один бог, с неповторимым оружием и стилем. Но не слушайте альбом в 2014 году, это больно. Для тех, кто уважает Method Man как одну вторую часть веселого, но слегка попсового дуэта с Redman, этот термоядерный плевок может стать фатальным — вся последующая карьера микрофонного самурая покажется смешной.
Кому слушать: Тем, кто хочет попасть в какой-нибудь закрытый черный мир и пропасть в нем.
Redman "Dare Iz A Darkside"
22 ноября
|
Тогда: Второй альбом фанкового безумца из Нью-Джерси оказался неповторим. Во-первых, из всех своих альбомов только на этом большую часть продакшена Реджи сделал сам, пребывая тогда на пике своей формы. Во-вторых, тут он в последний раз обращается к своей серьезной гэнгста-персоне, потихоньку подключая злобный юмор, за который его полюбит мир. Альбом сведен почти без пауз, стучит в лоб жирным фанковым кулаком (Джордж Клинтон засемплирован тут буквально через трек) и бьёт по динамикам густыми басами. При этом тут совсем нет сладких женских припевов и мягких ударных для радио. Redman откровенно плюет на длину строк и строгость стихосложения, активно поливает слушателя агрессивными метафорами, закручивает сплифф из баттловых атак и рассказов о буднях нью-йоркских головорезов. Делу помогают друзья по Def Squad и сразу несколько безумных альтер-эго самого рэпера. Ближе к концу релиза, когда фанковая тупость начинает зашкаливать, хочется выдохнуть и утереть лоб.
Сейчас: В 1994 альбом ясно заявил о появлении в рэпе еще одного тяжеловеса-экспериментатора. 20 лет спустя тяжелый и очень упоротый "Darkside" слушать удивительно — ни такого хип-хопа, ни такого Redman уже не существует. Обожаю CD-кейс из красного пластика и фото артиста внутри — закопанного в землю по шею на обложке и со щедрым блантом в руке внутри буклета.
Кому слушать: Любителям фанка, необычных стилей читки и нью-йоркского андеграунда.