Ламар меня полностью (часть 1)
Большой (здоровенный) рассказ об истории создания альбома "good kid, m.A.A.d city" словами его авторов. Только для самых усидчивых.
Альбом "good kid, m.A.A.d city" вышел только на прошлой неделе, но уже успел собрать кучу лестных отзывов от критиков и рядовых слушателей. Кендрик Ламар записал альбом с очень сильной концепцией. Настолько сильной, что она оправдывает слова "короткометражный фильм" на обложке диска. Пусть вас не пугает размер этого материала. Об этом альбоме можно и нужно говорить долго. А кто расскажет о нём лучше его создателей? Слово Кендрику Ламару и его команде, подарившим нам этот альбом.
Настоятельно рекомендуем закрыть другие вкладки, отложить все остальные дела, выключить мобильный телефон, сказать на работе, что вы заболели и захватить бутылочку чего-нибудь покрепче. Включайте "good kid, m.A.A.d city", нас ждёт старенький минивэн и долгое путешествие в Комптон.
Кендрик Ламар: Я планировал этот альбом годами. Я заранее знал, о чём хочу рассказать слушателям. Обложка была выбрана много лет назад. Я знал, что выберу именно её, ведь она — это лучшая иллюстрация к моей истории. Иметь полный творческий контроль над записью, как в моём случае, — это одно из лучших ощущений в жизни.
MixedByAli: События, о которых вы услышите, происходят в 2004 году. Все скиты на диске имели чёткую цель: перенести нас на восемь лет назад. Вот что мы могли услышать, если бы поместили записывающее устройство в комнату, где развлекаются Кендрик и его друзья, планируя очередной налёт или обсуждая девчонок.
Кендрик Ламар: Интерлюдии призваны скреплять ход повествования. Кстати, в них вы слышите настоящий голос моих мамы и папы. Эти люди меня воспитали, потому я решил использовать их настоящие голоса в столь честной пластинке. Голоса моих друзей также абсолютно реальны. Моим родителям очень понравился альбом. Они рады, что мне удалось рассказать историю в том свете, в котором я считал нужным. Здесь есть резкие сюжетные повороты, а главные участники всегда получают по заслугам. Эта история описывает один день из жизни меня и моих друзей. Каждая песня имеет связующие элементы с другими альбомными сценами. Это музыкальный аналог фильма "Криминальное чтиво". Нужно много раз прослушать его, чтобы полностью осознать масштаб и посыл пластинки.
Punch: Я занимаю пост президента лейбла Top Dawg Entertainment. Энтони "Top Dawg" Тиффит, основатель и исполнительный директор лейбла — это мой двоюродный брат. Я занимаюсь лейблом с 2004 года. На ранних записях лейбла меня также можно услышать в роли MC, так что я не понаслышке знаком с рэпом. Я — посредник в делах музыки и бизнеса. Это важнейший релиз в жизни Кендрика, это — история его жизни. Он придумал концепцию этого альбома ещё до того, как издал "Kendrick Lamar EP". Микстейп "Overly Dedicated" изначально планировался как подборка ремиксов, но превратился в полноценный проект. Песни вроде "Average Joe" и "Keisha's Song" изначально входили в концепт альбома. Этот альбом даст слушателям представление о том, каким он был до "Section.80" и "Overly Dedicated".
MixedByAli: Дейв Фри из TDE работал в школе, где я учился. Он всегда слонялся по коридорам, продавая болванки с ранними записями Джей Рока. В тот момент я работал с Tyga, потому что мы вместе выросли. Мы с Дейвом хорошо поладили, и он рассказал мне про Джея и этот лейбл, TDE. Я заинтересовался и однажды заглянул к ним. Так вот до сих пор и сижу там. Они — моя семья, а я — блудный сын, вернувшийся домой. Я начал писать рингтоны в старших классах. Не успел опомниться, как начал записывать полные песни после уроков. С помощью этих программ я мог взять чей-то голос и делать с ним что угодно: менять тональность, компрессию, добавлять эффекты. Я учился как ставить звук, учился пользоваться Pro Tools, Logic, пытаясь стать в этом деле лучшим из лучших. Кажется, мне было 17, когда я впервые встретил Кендрика. Punch позвонил и сказал: "Я не могу прийти на студию, но этот малый, K-Dot, хочет записаться. Ты сможешь подойти?" Помню, я всё время дико лажал, и Кендрик настолько разозлился, что ушёл, так и не закончив запись. Но я благодарен этому опыту. Он научил меня, чего не надо делать на студии: медленно работать и тупить.
Sherane a.k.a Master Splinter’s Daughter
Продюсеры песни: Tha Bizness
Кендрик Ламар: Я был в Атланте, когда Tha Bizness подбросили этот бит. Я моментально поймал волну, захотев рассказать в этой песне о конкретной девушке, с которой встречался много лет назад. Особенная история, которая подводит нас к главной теме альбома. Написание подобных треков – очень естественный процесс. Мне легко писать строчки, вдохновлённые личными переживаниями и воспоминаниями.
Доу Джонс (Tha Bizness): TDE — это семья. Мы поддерживаем связь ещё с 2007 года. Мы познакомились, когда работали над дебютным альбомом Джей Рока и песней "Westside". К тому же, мы поучаствовали в первой коллективной записи квартета Black Hippy "Zip That, Chop That". На тот момент никто и знать не знал, кто такие Black Hippy. Нас связывают много лет тесного сотрудничества. Они видели наше восхождение на вершину, поэтому сейчас безумно приятно наблюдать за тем, как эти парни, являющиеся нашими хорошими друзьями, достигают своей цели.
J-Hen (Tha Bizness): Кендрик искал новый звук. Мы отобрали несколько свежих вещей, записанных при помощи контроллера Native Instruments Maschine и микрофона, где звучали живые инструментальные партии, живой басс, странные звуки, которые я производил губами. В итоге, Кендрик просто влюбился в одну из песен. "Это она, — твердил он. — Эта песня — настоящий гимн".
Доу Джонс (Tha Bizness): Открывать своей песней пластинку Кендрика Ламара — это почётно. Эта пластинка видится большой важной записью — как дебютная работа 50 Cent. Это один из тех больших релизов, которые будут вспоминать через много лет. Он всеми силами пытался избежать, чтобы отдельные песни попали в сеть до релиза всего альбома - вот насколько он дорожит своей музыкой.
J-Hen (Tha Bizness): Кендрик уже настолько опытен, что касается работы на студии, что он и сам обзавёлся видением продюсера. Когда мы встречаемся с ним – он сразу говорит, какой звук ему нужен, описывает настроение и атмосферу. Вот что сделало его великим исполнителем: умение создавать свой уникальный звук. Привлекая к работе различных продюсеров, ему всё равно удаётся получить тот самый звук. Звук Ламара.
Punch: Альбомная версия песни — это, кажется, уже третья редакция. Менялся текст, менялась структура. Песня перетерпела столько изменений, потому что она стала частью цельного повествования, которое и начинается с внезапной встречи у дома Ширейн. Поэтому мы хотели начинать альбом песней, где не будет припевов, прерывающих сам сюжет истории. Одна из моих задач — это планирование. Если артист не знает, куда ему выводить сюжет, прихожу я и говорю: "Здесь стоит сказать об этом, чтобы увязать это место с вот этим фрагментом". Это очень похоже на сценарий кинофильма. Я помогаю с биографией и историей персонажей для того, чтобы мотивы их поступков стали более ясными.
Bitch, Don’t Kill My Vibe
Продюсер песни: Sounwave
Кендрик Ламар: На самом деле, эта песня адресована всем, кто попадал в ситуацию, когда творчество пытались контролировать со стороны. Такой подход — наибольшее зло. Местами она очень запутана, но теперь, когда вы знаете о моей задумке, всё должно встать на свои места. Lady Gaga изначально должна была принять участие в записи этой песни, но нам не удалось уложиться в сроки. Тот случай, когда в творчество вмешался бизнес. Значит, такова воля Бога. Я вообще-то не особо парюсь, ведь у нас с ней готово ещё нечто особое для слушателей.
Sounwave: Мы с Кендриком отрыли песню какой-то зарубежной группы и сделали луп, а уже дома я наложил ударные и добавил всё необходимое: гитары, скрипки, и другие фишки, подстрекнув Кендрика поднять планку трека ещё выше. Он очень ответственно подходит к выбору битов. Он в любой момент может позвонить мне со словами: "Эй, есть идея!" Такая же история с песней "Spiteful Chant".
Punch: Не знаю, кто из них отыскал этот сэмпл, но Кендрик и Sounwave настолько тесно сотрудничают, что их работу уже невозможно разделить.
MixedByAli: Мы были на студии в Чикаго вместе с Леди Гагой, когда впервые включили ей песню. Она очень хотела поучаствовать, но ввиду загруженности, смогла записать свою партию только находясь где-то в Европе. Они с Кендриком пересылали друг другу файлы, добавляя новые и новые элементы. У нас уже была готовая версия песни к дедлайну, но она не прошла в альбом из-за внушительного хронометража основной части пластинки.
MixedByAli: Кендрик смешно ведёт себя во время студийных сессий. Он может просидеть в углу комнаты с серьезным видом, писать новый текст с закрытыми глазами или смотреть смешные ролики на Ютубе. Он работает бессистемно, но это и делает его тем, кем он есть: Кендриком Ламаром. Где бы он ни был, он настраивается на нужную волну.
Backseat Freestyle
Продюсер песни: Hit-Boy
Кендрик Ламар: Это вступление к последующей "The Art of Peer Pressure". В канве альбома, эта песня воспринимается очень органично. Она рассказывает обо мне и группе друзей: о том, как мы проводим время, сидя на заднем и катаясь по городу. Иногда мы могли и пофристайлить. Эта песня хорошо передаёт нужное настроение.
Hit-Boy: Мы с Кендриком познакомились несколько лет назад в Нью-Йорке, когда о нём только начинали говорить. После того, как он подписал контракт с Interscope, меня попытались привлечь для участия в работе над его пластинкой. Мы уже записали какую-то песню в прошлом году, когда вместе отрывались в Вегасе, и я был уверен, что он возьмёт её на "Section.80". Но Ламар не смог придумать подходящего припева к ней, и песня была помещена в архив. Как-то раз, когда я был дома — а дома я никогда не работаю над музыкой, ко мне заглянул Кендрик. Как только зазвучал этот бит, он воскликнул: "Это она! Та песня, что попадёт ко мне на альбом!" Он отправился в тур и записал её в дороге. Кендрик изменил бит, закольцевав его первую часть, и построил на этом фрагменте всю песню. Он просто услышал то, что хотел услышать. У него определённо есть чёткое понимание звука. Когда он закончил, он тут же сообщил мне: "Работа закончена, вышло потрясающе». Эта песня просто заряжена энергией.
Раз в десять лет среди музыкантов появляется человек, двигающий рамки жанра и привносящий в свои песни невиданную достоверность. Кендрик как раз из таких. Он не просто представляет Западное побережье — он представляет рэп-континент в целом. Собственным примером он показывает и доказывает, что рифмовать можно о том, что тебя волнует, не скатываясь к избитым и ожидаемым темам.
MixedByAli: Взрослея, все хотят быть рэперами. В школе все учатся фристайлить. Так было и с Ламаром. Эта песня относит вас к периоду старших классов школы, когда вы прогуливали уроки, накуриваясь в машине и перекидываясь строчками с дружбанами. Кто-то ставил бит — и начинался фристайл. Песня очень реалистично передаёт эту атмосферу.
Punch: Эта песня — мой фаворит. Она просто неудержимая, настоящий гимн рвущихся в бой юнцов. Я чувствую себя крутым, когда слышу её. Бывают моменты, когда тебе именно это и нужно. Не прослушав альбом целиком несколько раз, слушателям не понять этот трек в полной мере. Мы всегда были без ума от альбомов со скитами, типа “The Chronic”. Эти вставки цементом скрепляли между собой классические песни, и мы всегда хотели это повторить. Эта песня звучит в этот конкретный момент альбома, потому что она играет важную роль в ходе нашего короткометражного аудио-фильма. На обложке ведь неспроста написано "Короткометражный фильм. Режиссёр: Кендрик Ламар".
The Art Of Peer Pressure
Продюсер песни: Tabu
Punch: Мы с Кендриком очень похожи. Я родом из Nickerson Garden Projects, но я никогда не был в банде. Уличная жестокость всегда окружала меня, и поэтому моя история – это тоже история взросления хорошего парня в безумном городе. У нас с Ламаром были полные семьи. У нас обоих были отцы, в отличии от львиной доли детишек на районе. Можно провести немало параллелей. Я старше Ламара всего на пять лет, он мне как младший брат. Я прекрасно понимаю, о чём он говорит в песнях, потому что я прошёл через то же самое. У нас редко возникают творческие разногласия. Если взглянуть на альбом как на кинофильм, то эта песня — экшн-сцена, показывающая нам подростка Ламара и его окружение, после того как они подурачились в предыдущей “Backseat Freestyle”. Его текст просто кишит деталями, где шаг за шагом он говорит о происходящем. Я предоставлю самому Кендрику ответить, основана ли она на реальном жизненном опыте.
Кендрик Ламар: Это один из первых треков, записанных для альбома. В ту секунду, когда я услышал бит, я моментально захотел прокатить слушателей со мной по улицам. Песня о подростке из большого города, попадающем под влияние своих друзей-сверстников. В своей жизни я смог переступить через такое влияние, потому что в моей семье был отец. Он многое значит для меня. Я уважаю отца. Он может не быть рядом со мной, или не быть идеальным человеком, но он меня любит. Он делал всё, чтобы у меня была лучшая жизнь. Он подталкивал меня к этой лучшей жизни, поощряя занятия музыкой.
Money Trees (Feat. Jay Rock)
Продюсер песни: DJ Dahi
Кендрик Ламар: Эта композиция о соблазнах. После незаконных действий, описанных в предыдущем треке, эта песня даёт представление о нашем внутреннем мире, когда мы думали, что всем правят деньги. Мы, по большому счёту, больше ничем не забивали голову. Я очень серьезно подошёл к звуку на этом альбоме. Мы постоянно обменивались идеями с продюсерами. Иногда кажется, что я должен числиться ещё и со-продюсером некоторых песен [смеётся].
Джей: По правде, он уже закончил работу над альбомом к тому моменту, когда я записал свой куплет. Когда я впервые услышал эту песню, она мне сразу понравилась. Каждый раз, когда она звучала в студии, я просил включить сначала. Он сделал эту пластинку очень личной и не хотел, чтобы на ней было много гостевых куплетов. Даже от нас, артистов Black Hippy. Как-то он обратился ко мне с просьбой записать куплет для ремикса "Money Trees". Я был очень польщён и решил показать всё на что способен, потратив немало времени на создание своей части. Когда Кендрик услышал мой куплет, он сказал, что я поднял планку просто до небес.
Punch: Мы планировали использовать эту версию в качестве ремикса, но куплет Джей Рока был настолько хорош и настолько идеально сочетался с основной сюжетной линией, что мы решили взять именно его.
Джей: Я родом из района Watts, Кендрик — из Комптона. Мы часто пересекались с ним, поскольку он учился в школе, которую также посещали многие из моих друзей и родственников. Я часто прогуливал занятия и приходил к нему на район, где мы пересекались на улицах. Он уже тогда читал рэп как бешеный. Очень иронично, что мы оказались на одном лейбле. Я — старший брат в семье TDE. Все знают о моей истории отношений с Warner Records. В бизнесе приходится учиться на собственных ошибках. Моей команде не нравился ход сотрудничества с мейджором, но я благодарен Warner за то, что поверили в меня. Где бы я ни был, на какой бы лейбл не был подписан, — со мной всегда были рядом Schoolboy Q, Ab-Soul и Кендрик Ламар. Мы — семья, а родные люди всегда присматривают друг за другом.
Punch: Кендрик многому научился, пока Джей разбирался с лейблом. Со стороны может показаться, что если артист подписал контракт с мейджором, ему обеспечена ясная погода и попутный ветер, но не в нашем случае. Когда Рок смог свалить оттуда, нашей целью раз и навсегда стала независимость от кого бы то ни было. Мы понимали, что нужно всё делать самостоятельно, и с таким подходом приступили к запуску карьеры Кендрика. Джей Рок был нашим первенцем и, следовательно, мы вкладывали всю душу, чтобы у него всё получилось. Мы на собственной шкуре испытали все плюсы и минусы этой ситуации. По этой причине Джей так много значит для семьи TDE. Первый ребёнок — это не только испытание для родителя, но и урок. Мы проходили через все трудности и трансформации взросления. Со вторым и третьим ребёнком куда проще. Поэтому, я всегда воспринимаю Джей Рока как старшего сына.
Poetic Justice (Feat. Drake)
Продюсер песни: Scoop DeVille
Кендрик Ламар: "Poetic Justice" — это посвящение девушке Ширейн. Мы с Дрейком немало работали вместе, не говоря уже о совместном концертном туре и моём участии в альбоме "Take Care". Когда Scoop прислал мне этот трек, я мгновенно понял, что дополнить его сможет только Дрейк. И знаете, он выдал просто мощнейший куплет. Думаю, эту песню ждёт большое будущее.
Scoop DeVille: Впервые мы пересеклись с семьёй TDE пять лет назад. Мы познакомились во время студийных сессий с Game. TDE всегда выказывали своё уважение мне, мне приятно находится в их компании. Если и есть в новой эпохе хип-хопа настоящие работяги-хастлеры на Западном побережье – это TDE. Вскоре после выхода сингла "The Recipe", мы с Кендриком снова встретились, и в ту ночь на студии он прослушал просто миллион моих битов, но выбрал нечто уникальное. Это был очень важный бит для особенного исполнителя, не в последнюю очередь из-за великолепного сэмпла. Я всегда был фанатом музыки Ламара, и он выглядел достойным выбором для этой композиции. Мне до сих пор не верится, что нам удалось очистить права на сэмпл песни Джанет Джексон "Any Time, Any Place".
Punch: Эта песня, пожалуй, одна из самых сложных. Все понимали, что у неё большой потенциал. Потребовалось некоторое время, чтобы разработать нужный подход. Мы были в Нью-Йорке, когда Кендрик записал первый куплет и припев. Когда вернулись в Калифорнию — он дописал её. Потом — переделал кое-что. Ещё позже — пригласил Дрейка. Потребовались месяцы, чтобы покончить с её записью. Мы пригласили для участия Дрейка совсем не потому что он, ну знаете, "Дрейк". Сама песня ему очень подходит и звучит в духе его материала. Кендрик всегда работает по такой схеме: если это подходит песне, это надо сделать. Но если ты мировая суперзвезда — это совсем не значит, что ты подходящий вариант для нашего трека. Выбор Дрейка в качестве приглашенного гостя был более чем оправдан.
MixedByAli: Дрейк и OVO — это настоящая семья. Все были безумно рады такому сотрудничеству, услышав песню. Дрейк очень быстро записал свой куплет. Наше сотрудничество всегда проходит очень органично. Ламар чувствовал, что этой песне недостаёт вокала Дрейка, потому выбор был однозначен.
Продолжение истории создания альбома читайте здесь.