Birdman: "Все за наличные!"
Cash Money Records и родственный ему Young Money — самый могущественный хип-хоп лейбл наших дней, конкуренцию которому уже не могут составить подугасшие Def Jam и Aftermath.
Lil Wayne, Drake, Nicky Minaj, Busta Rhymes, и еще с десяток полузвезд, не считая Limp Bizkit — именно они представляют нынешних рэп для миллионов слушателей. За их спиной, впрочем, не очень прячась, стоит Брайан "Baby" Уильямс, он же Birdman, посредственный рэпер, но отличный бизнесмен.
Как участники лейбла заключили контракт с Ники Минаж? Почему он игнорировал биф Дрейка и Коммона? Кого лейбл планирует подписать в будущем? Это, и многое другое, в интервью человека, который намного умнее, чем музыка, которую он создаёт.
В центре "человек-птица" Birdman, справа его верный союзник Slim.
В чем разница между нынешним шоу-бизнесом и тем, что был десять лет назад?
Все кардинально изменилось. Не было ничего из того, что есть сейчас, например, интернета. Сейчас деньги можно делать многими разнообразными путями. Все ушло в цифру. Бизнес сместился в сторону цифровых продаж. Мы — "цифровой" лейбл, мы — интернет-бренд.
Сейчас мы мировая компания. Пятнадцать лет назад начали сотрудничать с Universal, потому что стали слишком большими независимыми. Но я и сейчас рассматриваю нас как независимую компанию. Мы сами себе хозяева, сами рулим своим кораблем. Все делаем на свои деньги. Мы работаем много и я отказался от того, чтобы кто-то забирал половину доходов. Мне это просто чуждо.
Что будет с музыкальным бизнесом дальше?
Он будет только расти. Музыка проникает всюду: телевидение, сеть, спорт. И гораздо быстрее можно будет стать миллионером. Люди просто будут купаться в миллионах от музыки. И все будет только процветать, ведь сейчас очень много новых технологий. Не только артисты будут зарабатывать на музыке. Что про нас, то мы будем первым брендом-миллиардером, это наша цель. Такого еще не было, ближе всех был Майкл Джексон, он продал семьсот пятьдесят миллионов записей. Мы зададим тон для остальных, они увидят, что миллиард доларов — это реально.
Cash Money регулярно снимает не очень интересные, но показательные видео о том, как они работают и отдыхают. Это — из недавнего тура по Австралии.
А сколько у Cash Money сейчас продано?
Уже сто пятьдесят миллионов. Мы сделали всех в 2011-м и сделаем в 2012-м. В ближайшие полгода у нас выйдет шестнадцать релизов. Как лейбл мы хотим добиться ста релизов в год.
Сто альбомов в год?
Шестнадцать в первые полгода и постараемся всего довести до тридцати. На следующий год я попробую выпустить пятьдесят рельсов. Мы собираемся только расти. Сто проектов — это много. Но это не только рэперы. Рэп, поп, кантри, госпел — будет все.
Самый важный урок, который ты усвоил?
Кадры и возможность управлять своим делом. Долгие годы я был зависим во многих вопросах от Universal, но они не умеют работать, как мы. Сейчас у нас своя команда, которая работает с их командой и они видят, что мы можем. Поэтому теперь мы имеем полное право работать, как хотим.
Чем ты гордишься больше всего?
Я горжусь своим сыном, глядя, как он поднимается. Я горжусь всеми своими артистами, но то, как движется мой сын — это переполняет меня гордостью. Я наблюдаю его взлет с "Tha Carter". Это был как раз тот период, когда на лейбле творился бардак, все уходили. И если честно, то я сказал ему: "Я отхожу в сторону, теперь все зависит от тебя, Wayne". Я всегда знал, что он сможет завести нас далеко. Просто я дал ему возможность. "Мы последуем за тобой. Делай, что хочешь и мы будем делать то же самое". Он всегда был среди взрослых и многому научился будучи еще юнцом. И он был готов, когда пришло время.
В тот год умерла твоя сестра, а Mannie Fresh и Juvenile ушли с лейбла. Каково было твое состояние тогда?
Из-за случившегося с моей сестрой, я попал в тяжелый личный период. Это случилось на пике моей карьеры, и я сказал Вэйну, что настал его черёд действовать. Возможно, это самый мудрый поступок всей моей жизни. Случившееся с сестрой приносит боль. Случившееся с музыкантами, покидающими мой лейбл — это то, с чем следует смириться, перестроиться, и двигаться дальше. Мотивации было достаточно: моя сестра очень любила наш коллектив, и нашу музыку. Она была мотивацией и для меня самого, — куда большей, чем люди, ушедшие с лейбла. Мы с Картером поняли, что теперь остались лишь мы вдвоём. Не хотелось терять Mannie Fresh и Juvenile, но их уход оказался нашим проклятием и подарком судьбы, одновременно, поскольку это заставило нас по-другому взглянуть на жизнь, и серьёзнее относиться к нашему делу.
Ты когда-нибудь чувствовал неуверенность в себе?
Когда я был молод, то не был уверен в смысле жизни, после того, как столько потерял будучи совсем молодым. Так что то, что я теряю сейчас, не может сравниться с потерями тогда, так что сейчас меня ничего не смущает. Мы из Нового Орлеана, там взросление идет рядом с потерей семьи и друзей. И у нас нет возможности сомневаться в себе. Я, сколько себя помню, никогда не думал, что я чего-то не смогу сделать.
Интересно, что тебе сорок два, а ты окружен молодежью.
Это еще одно подстегивающее меня обстоятельство. Я хочу их видеть реализованными. Мой сын — это целый мир для меня. У нас своя сильная команда, очень талантливая, и я кладу свою жизнь на их будущее, на их реализацию. Хочу, чтобы в этой игре мы сделали столько суперзвезд, сколько возможно.
Бывает, что ты чувствуешь себя неуютно в их компании? Например, у них еще детство играет, а ты ведешь себя по-взрослому?
Все ведут себя как хотят, как чувствуют. В личных делах мы все разные, а когда дело касается музыки, то тут мы работаем сообща.
Какого рода советы ты им даешь?
Уж если мы сами им не пример, то не знаю, какой пример им еще нужен. Собранность и трудоспособность — вот мой совет. Wayne не собирается останавливаться, я не собираюсь останавливаться. Твой лидер должен быть твоим мотиватором. Никто нас не может обвинить в лени.
Говоря о работе, когда ты в последний раз был в студии?
Утром. В семь утра вышел из студии. Мы по десять-двенадцать часов в студии каждый день.
Тебе приходится кого-то подстегивать, заставлять работать активнее?
Мне не нужно это делать. Я всегда с ними, всегда в контакте и они видят, что мы работаем над их проектами. Я звоню и получаю новости каждый день. Не я, так Mack Maine или мой брат Slim, у нас все-таки много артистов. Я всегда в курсе, кто что делает, наши артисты всегда слышат: "как дела, что с синглом, какие планы?" Каждый день.
Считаешь ли ты, что Nicki Minaj самая главная женщина-МС всех времен?
Я так считаю, но даже если сейчас она еще не самая, то будет, вопрос времени. Никто не продавал больше записей, ни у кого не было больше синглов номер один, ни у кого нет стольких наград — ни у кого ни чего нет больше. Ее достижения говорят сами за себя.
Я следил за ее ростом. Wayne принес мне ее DVD и мы сели в автобусе и посмотрели. У Wayne тогда не было женщин в тусовке и нам пришлось перестраивать всю работу под нее. А женщину, которая умеет читать, мы давно хотели найти. И когда увидели ее — "Вау!" Через два дня она уже летела на встречу к нам.
Cash Money сейчас - большая армия, но есть артисты, которых бы ты хотел иметь в своей команде?
Ух, да много таких. Я очень уважаю Rozay и то, чего он добился со своим брендом и командой. DJ Khaled. Мне нравится Jeezy, Game. Со временем я буду с кем-то из них работать. В нужное время мы начнем с ними работать.
Были же слухи, что Rick Ross подпишется на Cash Money. Когда выйдет его новый альбом, его контракт с Def Jam закончится. Вы не обсуждали ваше совместное будущее?
Нет, все не совсем так. Мы с ним близкие друзья и сейчас Rick Ross на Def Jam, но когда время подойдет, я буду ждать рядом.
Game говорил, что с ним тоже были разговоры у вас о переходе, это правда?
Он подписан на Interscope и я правда не в курсе его дел. Я не люблю говорить о подобном с артистами, которые подписаны, потому что и сам не хотел бы, чтобы к моим ниггерам кто-то подкатывал с такими разговорами. Так я показываю уважение к тем, с кем они сейчас. Я сказал Game, что когда подойдет время, я бы с удовольствием привлек бы его к нам, я считаю, что он очень талантлив. Но сейчас он не с нами, и, может быть, выпустит на Interscope еще альбом. А потом посмотрим.
Нынешний и вероятный будущий артист Cash Money.
Чьи команды вызывают в тебе уважение?
У DJ Khaled — We the Best. И у Rozay.
А как насчет G.O.O.D Music?
Да, они тоже работают, но Khaled и Rozay, я считаю, делают больше. Больше продвигают своих артистов. Я сейчас не о бренде говорю, а именно о подопечных. Kanye занимается собственной карьерой, но кто ещё из его команды сегодня хорошо себя показывает на рынке? Я говорю о количестве проданных дисков другими артистами.
Росс всегда говорит, что берет с вас пример.
Я знаю. Вы с лёгкостью можете проследить аналогию между нашими подходами к структуре лейблов. Он собрал сильную команду, которая выпускает актуальную музыку.
С такими артистами как Chris Richardson, Jay Sean и Kevin Rudolph, Cash Money сознательно расширяет свои жанровые рамки?
Да, мы хотим работать с разными жанрами. Сейчас у нас в основном рэп, но дальше к Chris Richardson, Jay Sean и Kevin Rudolph добавятся и другие. Я хочу заниматься кантри и тяжелым роком. Мы пробовали и раньше расширять свои границы, например, с Teena Marie, но не было нужного опыта. Но мы научились, хоть это и заняло время.
Также у вас сейчас Busta Rhymes и Mystikal, не такие молодые, к каким вы привыкли.
Точно. Я люблю и уважаю Busta. Он видел взлеты и падения в игре, я следил за тем, как он мужственно все переносил. Он по-настоящему талантлив и я хотел получить шанс поработать с ним.
Mystikal феноменальный артист. Я даже и не думал никогда, что мне повезет работать с ним. И когда возможность подвернулась, я за нее ухватился. И я всегда хотел подписать артиста из нашего города, дальше их будет еще больше. Кто лучше представит наш город, чем Mystikal?
Успех успехом, но ведь есть же и негатив вокруг твоей компании. Часто вас обвиняют в отказе платить по счетам. Начали это Mannie Fresh и Juvenile еще давно.
Что бы ни было между нами в прошлом, я уже исправил и никогда не повторю. Ни с одним артистом. Мы были молодыми и делали много ошибок. Я учился на них и поплатился. Больше я этого не повторю. Дело в том, что тогда я и сам был артистом и больше занимался собой, а должен был следить, чтобы и их дела велись правильно. И когда все говно выплыло наружу, все указали пальцем на меня, будто я один облажался.
Хит 2002-го от группы Big Tymers, в которую входили Birdman и Mannie Fresh.
А как насчет Jim Jonsin и Bangladesh, которые утверждали, что не получили денег за музыку к "Tha Carter III"?
С Bangladesh мы во всем разобрались. Сейчас мы продолжаем сотрудничать, у нас контракт. Да мы никогда и не переставали с ним работать. С Jim Jonsin тоже разрешили. Там другая проблема была: сэмпл, о котором мы не знали. А как только ты сэмплируешь кого-то, так все деньги замораживают. Некоторые продюсеры не говорят тебе про сэмпл, а потом его автор выдвигает тебе обвинение и ты не можешь получить деньги за эту песню. Ничего страшного, так бывает у всех лейблов, нужно время, чтобы исправить проблему. Время пройдет и мы все заплатим, как должны.
Раз уж речь зашла о деньгах — ходили слухи, что у тебя есть Maybach за восемь миллионов.
Да, Exelero. Но у меня его нет, я пытался купить такой.
Ты тратишь много денег на драгоценности и машины, что это для тебя значит?
Я просто люблю машины, с самого детства. Это увлечение идет от бедности. Машины — это то, что мы всегда хотели в детстве. Мы хастлили, сидели в тюрьме и всякое такое ради того, чтобы ездить на машинах и кормить семью. Я люблю машины, у меня их много.
Сколько?
Раньше я мог потратить миллион и купить на него много машин. Сейчас я могу потратить два миллиона на одну. Есть у меня Bugatti — пять милей за две машины.
Birdman славится своей привычкой одаривать окружающих часами и машинами. На этот раз под руку попали Weezy и Mack Maine.
Ты также известен своими большими ставками на Super Bowl. На что будешь ставить дальше?
Я сделал два миллиона по тем ставкам, так что если Мейвезер будет биться с Пакьяо, то поставлю на него пять миллионов. На прошлом бое я поставил на него миллион. Вообще, я не игрок особо, но на Super Bowl и бокс могу поставить, там я что-то понимаю.
А вот поставив на Miami Heat в прошлом году, ты проиграл.
Да, поставил и проиграл. Но в этом году снова на них поставлю. Они возвращаются и во второй раз не проиграют. В тот раз они набирались опыта, только начали играть вместе. А в этот раз сорвут банк.
Снова поставишь два миллиона?
Поставлю один.
У Jay-Z есть строчка про "Baby money" и в одном интервью ты сказал "мы продолжаем тратить baby money". То есть ты не стал отвечать на его выпад, а подтвердил его.
Да мне просто показалась смешной эта фраза. Я подумал: "Але, что за "baby money"? Чувак, это совсем нехеровые деньги!" Так что никакого бифа, ничего такого нет. Если такие деньги он называет "baby money", то, бля, да, у меня "baby money". Я на эти "baby money" купил Bugatti и частный самолет Lauder.
Если такие деньги он называет "baby money", то, бля, да, у меня "baby money". Я на эти "baby money" купил Bugatti и частный самолет Lauder.
А когда Wayne ответил ему в треке "It’s Good" — "Kidnap your bitch, get that how much you love your lady money", что ты сказал ему?
Я не считаю это диссом. Он сказал то, что сказал, не более. Нигеры раздули из этого шумиху.
Позже ты не стал влезать в биф Drake с Common. Тебе вообще не близка идея диссов?
Да, это не наша тема. Писать диссы — только отвлекаться, а люди ждут от тебя музыки. Это дерьмо быстро надоедает. А Drake я люблю, умру за него. Впишемся во все, что он захочет. Но по моей философии я не пишу диссов, для меня это не круто.
Но ведь многие великие МС писали великие диссы.
Если ты посмотришь на историю ниггеров, которые занимались диссами и бифами, то увидишь, что не это делало их звездами. Нельзя стать большей звездой благодаря им. Мы представляем собой лейбл, который пришел навсегда, я хочу, чтобы мои дети рулили в игре. Поверь, для бифов у нас большие возможности и опыт, но денег бифами мы не сделаем. Я всегда учу артистов фокусировать на музыке для фэнов, для людей. Будь креативным. В "fuck you, bitch nigga" нет креатива. Это дерьмо просто забирает твою энергию и время.
За последние несколько лет Lil Wayne стал иконой стиля. Тебе нравится, как он одевается?
Да мы просто живем не замораживаясь, наслаждаемся жизнью. Ничего специально не делаем. Никого не пытаемся спровоцировать. Все одеваются так, как им нравится.
Рэп-баллада с совместного альбома Lil Wayne и Birdman "Like Father, Like Son", выпущенного в 2006-м.
Wayne недавно намекал на то, что может уйти из музыки. Вы с ним это обсуждали?
Однажды я слышал, как он говорил, что уйдет в тридцать пять. Но сейчас у него другие задачи.
Правда уйдет в тридцать пять?
Все, что я могу о нем сказать, это то, что он говорит, что думает. Когда он остановится, тогда остановлюсь и я, потому что без него нет смысла. Мы идем за ним.
Ты серьезно?
Конечно. Только он может вести нас далеко, я так не смогу. Когда придет день, вы больше не услышите о Stunna. Но пока он не настал, мы будем вкалывать, как будто этот день никогда не настанет.
Ты планируешь уйти из музыки или из бизнеса?
Может, буду просто сидеть дома и проводить время с детьми и внуками. Этого я действительно хочу. Я буду удовлетворен тем, чего я добился. Но если серьезно, то нам есть еще куда расти, и в плане бизнеса тоже. Я всегда говорю: "Правильно распоряжайтесь деньгами, думайте о будущем". Многие из тех, кто имел деньги вчера, сегодня не имеют ничего.
Многие из тех, кто имел деньги вчера, сегодня не имеют ничего.
Похоже, что ты зависим от своей работы. Как сможешь остановиться?
Я не знаю, просто не знаю. Еще не придумал. Только дети могут тебя притормозить. Смотришь, как они взрослеют на глазах и немного нажимаешь на тормоза. Только семья может заставить остановиться, когда понимаешь что не даешь ей того, чего можешь.
Но ты же видишь своих детей?
Да, но мог бы чаще. Моему сыну четырнадцать, дочери — тринадцать, да и с Wayne я с тех пор, как ему одиннадцать исполнилось. Я работаю, чтобы их жизнь была такой, какой они хотят. Это меня немного оправдывает. Путь к успеху занимает много времени.
Сожалеешь об этом?
Не очень. Если бы не это, то я бы до сих пор сидел в трущобах, в тюрьме или был бы мертв. Я вижу детей каждый день и стараюсь отвозить их в школу, когда дома. Но дома я редко, мы путешествуем по девять месяце в год.
Жестко.
Да не это жестко. Жизнь сама по себе жесткая. Настанет день, когда я просто выйду в море на своей яхте без мысли о бизнесе. Но сейчас не время. Сейчас мы все в работе, настолько, насколько можем. А когда придет день выйти в Тихий океан на моей стовосьмидесятифутовой яхте со всей семьей, тогда так и сделаю.