Авторитеты о воровстве креатива в рэпе
13 марта 2006, 19:48

Авторитеты о воровстве креатива в рэпе

Почему бы нам не поговорить о плагиате в рэпе? Тем более диссы Cam'ron'a в сторону Jay-Z в очередной раз освежили те вопросы, которые хип-хоп сообщество обсуждает с самого момента рождения этого жанра.

Почему бы нам не поговорить о плагиате в рэпе? Понимаю, тема без конца и края. И вроде даже нет единого мнения, о том, где заканчивается, например, цитирование и начинается бесцеремонное заимствование. Да и областей обсуждения тоже немало. Тут вам и музыка, и тексты, и идеи, фишки, имидж. Мы ведь наверняка не придем к единому мнению – у каждого свое собственное чувство меры. Для одних противоестественно использовать даже одну единственную чужую удачную рифму. Другие не обломаются тиснуть целую фразу, а то и посерьезнее что-нибудь. Поэтому самым бескровным вариантом представляется наблюдение за диалогом нескольких забугорных заслуженных товарищей. Там тоже ведутся аналогичные споры и тоже проскакивают распространенные мнения по этому вопросу.

И тогда вам останется только согласиться с одним или другим оппонентом и не придется сходу начинать хамить друг другу "в лицо". Ведь вы же не смогли бы от этого удержаться, не правда ли? Если тема горяча и у вас есть собственное мнение, многие ли смогут спокойно выслушать собеседника? А тут вроде речь проистекает от таких людей, которых вы не знаете. И им все равно, что вы скажете, они даже не узнают об этом. И ваши собственные нервы в результате будут в большей сохранности. Конечно, я лукавлю – все равно вам понадобиться найти кого-то из присутствующих, чтобы рассказать ему, как он никчемен и недалек. Не согласны со мной, глупцы?

А теперь перейдем непосредственно к беседе подсмотренной на форуме одного из знаменитейших сознательных хип-хоп публицистов Davey D. Итак, на повестке дня плагиат. Кто вор, а кто пересмешник, где цитата, а где кража? Ограничимся некоторыми ключевыми моментами и первым делом предлагаю ознакомиться с программным заявлением самого Davey D. Поехали:

Сейчас уже все интересующиеся хип-хопом слышали про пару диссов Cam'ron'a на Jay-Z. Для нашей темы наибольший интерес представляет второй из них.

Для тех, кто не в курсе, это была смесь цитат, которые иллюстрировали тот факт, что Jay-Z многократно заимствовал рифмы у других артистов. Особенно выделялись Notorious BIG и Snoop Dogg. Шутя и отпуская ядовитые комментарии Cam’ron оставлял у слушателя впечатление, что глава Def Jam - отъявленный плагиатчик. Все это должно было подорвать уважение к Джигге, как к великолепному лирику. Причина – он нарушил основополагающее правило хип-хопа - "Не укради".

Тут есть интересный момент. Вернемся во времена становления хип-хопа, когда еще не было записей и когда это правило было установлено. Многие МС посвящали не одну и не две свои строки соответствующим предупреждениям. Суть сводилась к тому, чтобы другие МС не воровали наши рифмы. Быть оригинальным – вот что имело первостепенную важность. Но если вы потратите время на анализ нашего творчества, то заметите, что и мы тоже виноваты.

Многие из нас перерабатывали рифмы еще более старых школ. Сейчас многие из нас не видят в том, что делали тогда, какого-либо воровства. Зацепить строчку то там, то сям, немножко её видоизменить – это было распространенным явлением. Считалось, что все по честному, до тех пор, пока ты вносил туда собственный привкус и не тырил целыми строфами. Самый известный прецедент был, когда Big Bank Hank из Sugar Hill Gang одолжил несколько строк из книжки рифм Grand Master Caz'a. Он использовал их в эпохальном треке "Rapper’s Delight" и никогда ничего не платил настоящему автору. Даже не упоминал его авторства. Причем, в отличие от Jay-Z, он позаимствовал целую строфу. Он просто выдал её за свою, не удосужившись даже поменять звучащее там прозвище Grand Master Caz'a - Casanova Fly:
Check it out, i'm the c-a-s-an-the-o-v-a
and the rest is f-l-y
ya see i go by the code of the doctor of the mix
and these reasons i'll tell ya why
ya see i'm six foot one and i'm tons of fun
and i dress to a t
ya see i got more clothes than muhammad ali and i dress so viciously
i got bodyguards, i got two big cars
that definitely aint the wack
i got a lincoln continental and a sunroof Cadillac
so after school, i take a dip in the pool
which really is on the wall
i got a color tv so i can see
the knicks play basketball…..

Вот это и есть один из самых вопиющих примеров воровства. Jay-Z делает по-другому. Он берет несколько строк и добавляет туда что-то свое. В принципе это нормальный процесс, которым МС занимались всю дорогу. Это видно на примере того же "Rapper’s Delight":

Well, I’m hemp the demp the ladies pimp
the women fight for my delight
but I’m the grandmaster with the three mcs
that shock the house for the young ladies
and when you come inside, into the front
you do the freak, spank, and do the bump
and when the sucker mcs try to prove a point
we're treacherous trio, we're the serious joint….

Hank говорит о себе как о Grandmaster-е с тремя МС, что позволяет нам понять, что здесь есть строчки от Grandmaster Caz. Дело в том, что в Sugar Hill Gang было всего три МС. А вот Grandmaster Caz как раз, вместе с Easy A.D, Almighty Kay Gee и JDL, в те времена называли себя Cold Crush Four. В то же врем рифму "I’m Hemp the Demp the ladies pimp and women fight for my delight" можно найти в иных местах задолго до её появления в Rapper’s Delight и раньше, чем Grandmaster Caz сделал что-либо свое. Её можно услышать в фильме 1973 года "Five on the Black Hand Side". Её же можно обнаружить в составе целой строфы в книге 1969 года "Die Nigger Die". Её написал борец за свободу черных H. Rap Brown, также известный как Jamil Abdullah Al-Amin.

Если следовать логике Cam'a, и согласиться с теми, кто считает Jay-Z воришкой, то мы должны были бы проклясть почти каждого МС когда-либо державшего микрофон. Я уверен, что если мы пропесочим полностью все творчество самого Cam'a, то непременно найдем рифму другую, которую он сам у кого-нибудь одолжил. Тут ключевой фразой является "полностью все творчество". Давайте рассмотрим это в следующем контексте. Jay-Z с начала 90-х записал 7-8 альбомов и сотни песен. Не похоже, что он уворовывал целыми строфами как Hank в описанном примере. Он одалживал строчку или две и обвешивал их и до и после своими собственными, в результате получая песню.

Кроме того, предположительно Jay-Z не писал свои вирши прямо в студии. Так что, возможно, что во время записи он и мог использовать заимствованные строчки. Это то же самое, что вставить знаменитый хук "Yes Yes Y’all to the Beat Ya’ll, Ya Don’t Stop Keep On", чтобы перевести дух, подождать нужное место бита, или просто сделать контрольную точку перед следующим куплетом. То, что я описываю, не только общепринятая практика, но и нормальное проявление этой культуры, перекочевавшее в хип-хоп.

Тут можно провести параллель со звуковым семплированием. Многие музыкальные критики утверждали, что рэпперы используют семплы, потому что они ленивы и неоригинальны. По их мнению это обычное воровство музыки и это нужно немедленно пресечь. Хип-хоп продюсеры, наоборот, считают, что они просто одалживают часть прошлого и добавляют к своему творчеству, чтобы создать новое произведение. Кроме того, в лагере созидателей бытует мнение, что этим они помогают сохранить музыкальное наследие и передать его следующим поколениям.

Я консультировался по этому поводу с Ricky ‘Uhuru Maggot’ Vincent-ом - профессором университета Berkeley в области музыки и одновременно автором замечательной книги "History of Funk". Он отметил вопиющее несоответствие в подходе критиков, избивающих хип-хоп и извиняющих джазовых, блюзовых и других артистов, которые делают аналогичные вещи. Они всегда одалживали риффы и мелодии у старых произведений, добавляя в них затем что-то от себя. Многие джазовые музыканты называли это риффингом (riffing) и вампингом (vamping). И все этим пользовались не исключая и таких людей как Duke Ellington, Count Bassie, James Brown и Average White Band.

Vincent также отметил, что многие гармонии и мелодии, использованные группой Beatles 40 лет тому назад, возможно, также появились благодаря технике вампинга. Возможно, что их корни лежали в музыкальной структуре блюза, би-бопа и народной музыки, которые им предшествовали. Стоит отметить, что подобная концепция лежит и в вокальном аспекте музыки. Нет ничего необычного в том, что исполнители делают отсылки к старым песенным текстам и мелодиям в своих новых произведениях (у нас так просто перепевают целиком – прим.). По мнению Винсента, концепция риффинга и вампинга не является исключительным проявлением черной музыки, а скорее краеугольным камнем всей музыки вообще.

В конечном итоге он отметил, что подобный подход, нарастая с годами слой за слоем, дает ощущение, что музыка находится вне времени. Есть связь поколений и воздаяние почестей сделанному ранее материалу. На примере Jay-Z хочу отметить одно моё наблюдение. Он, как правило, в куплете, предваряющем заимствованные рифмы, прямым текстом говорит, что это его способ отдать должное автору.

И прежде, чем я закончу, хочу отметить, что основная проблема, с которой сталкиваются артисты, состоит в том, что естественный процесс развития музыки пытаются придушить мэйджор-лейблы, близорукие артисты и ненасытные личности, которые опутали нас всеми этими законами об интеллектуальной собственности и авторском праве.

Каждый раз, когда кто-то пытается соединить естественным образом прошлое и настоящее, мы видим, как кто-то другой выдвигает судебный иск и настаивает на санкциях. Недавним показательным примером может служить иск, выдвинутый хозяином прав на творчество 2 Live Crew против 50 Cent'a за использование одной строчки из трека "It’s Your Birthday".

(продолжение – Вор или не вор и конструктивный спор)





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я