Вор или не вор и конструктивный спор
По мнению одних, Jay-Z не перешагивал черту. Другие говорят, что он играл строго в рамках правил. Третьи ратуют за чистоту отношений и не приемлют любые формы заимствований креатива, соглашаясь, что не всегда это возможно
Вор или не вор и конструктивный спор.
Недавно мы публиковали точку зрения одного известного хип-хоп публициста по вопросу плагиата в рэпе. В качестве объекта обсуждения, конечно, фигурировал Jay-Z в связи с недавними нападками на него со стороны Cam'ron'a. Поскольку тема плагиата неоднозначна, мы предлагаем вам ознакомиться с точками зрения посетителей форума Davey D, высказанными ему после опубликования упомянутого материала.
Первый:
Если вести речь о современных временах, то сейчас достаточно сложно раскрыть по новому и облечь в другие слова темы вроде: тачки, наркота, пушки, сутенеры, головорезы, оттяг и тому подобные. Надо отдать должное Jay-Z, он решает их занимательно для уха, но по мне это всё старовато. Это как один рэппер пытается умничать после того, как другой уже все сказал по этому поводу. Эти темы уже потеряли свою важность и для меня и для многих других, и уже ровным счетом ничего не значат.
Второй:
Одно дело, когда метафоры, лирика или тема оказываются совершенно случайно похожи на сказанное другим рэппером. Бывает, что ты хочешь выразить так свое почтение и не перебарщиваешь с этим делом. Тут заимствование можно понять.
Но Jay-Z сознательно берет эти рифмы и половину из них я уже слышал, не могу вспомнить у кого. Если ты берешь строчку, повторяешь её дословно – это воровство, вне зависимости как на это смотреть.
Раньше это было табу. Сейчас заимствование стало считаться приемлемым, потому что больше не появляется оригинальных мс. Я думаю, это слабоватое извинение для тех, кому нечего сказать (настоящему мужчине всегда есть, что сказать (с) – прим.). Тем более если учесть богатство языка и то, как стремительно сейчас развивается наш мир. E-40 например постоянно преподносит новый жаргон, оригинальную терминологию. Вряд ли такие люди из кожи вон лезут ради тех, кто потом тырит их строчки. Причем не разово, а большими наборами.
Да, все это было и в самом начале, но тогда это считалось неприемлемым. И сейчас к этому стоит относиться так же. И очень печально, видеть за этим занятием Jay-Z, одного из лучших создателей крылатых строк во все времена. Он слишком часто одалживается у других, давайте это признаем. Может это от лени, может он считает, что большинство слушателей этого просто не заметит. Но воровство есть воровство. Так нельзя.
Третий:
Я хочу еще раз отметить, что отсылки на другие музыкальные фрагменты в одной композиции часто встречает в истории музыки. Многие знаменитые вещи Баха использовали уже известные на тот момент мелодии. У джазовых импровизаторов это тоже встречается сплошь и рядом. Они делают отсылки как к джазовой классике, так и к поп-музыке и хип-хопу. Когда это происходит на концерте, вы можете заметить в помещении нескольких людей, которые узнали прозвучавшую цитату или ссылку. В таком варианте это используется как скрытая шутка. Благодаря этому укрепляются узы, связывающие разных представителей культуры. То же самое и в рэпе.
Davey D:
Извини, Второй, но ты не прав. Я переслушивал старые записи своей команды, также как и другие, начиная с 78 года. Ты там постоянно будешь слышать заимствования кочующие то туда, то сюда. Melle Mel позаимствовал рифму у человека, который впрямую снял её у Signifying Monkey. Потом, в свою очередь, другие команды, включая и Beastie Boys, использовали эту строчку, добавляя к ней своё собственное продолжение. Мы в моей группе настолько плотно общались друг с другом, что невольно стали пользоваться и рифмами друг друга. Здесь не идет речь о том, чтобы снять всю концепцию или строфу и выдать за свою. Речь идет только об одной строке. Кроме того, многие рифмы, которыми наши люди пользуются как своими, пришли из других жанров.
Отдельные строчки выдергивались и будут выдергиваться и дальше. Как я уже говорил, пролистай полный каталог текстов исполнителя, и ты найдешь такие моменты. Что касается E-40. Он, безусловно, оригинален, но, думаю, он сам тебе скажет, что иногда заимствует свой слэнг у других. Например, у 3 X Krazy, которые в свою очередь находят его на улицах. И что, это означает, что E-40 это спёр? Нет, конечно. Не стоит судить человека с 15-летней работой за плечами всего лишь за несколько строк. Думаю, если ты сравнишь треки Джэя с теми, откуда он заимствовал строчки, то заметишь его оригинальность и неповторимость.
Второй:
Davey, я уже говорил, что видимый респект, если не перебирать с цитатами, нормален. Это так же нормально, как в диссе МС использует обращенную к нему часть текста оппонента, чтобы на его фоне показать свои преимущества (как это сделал Nas в "I Will Not Lose"). Это не является современным феноменом. Все это было раньше. Я не говорю. что это хорошо, я обращаю внимание, что сейчас это стало значительно более распространено. Я просто остаюсь на тех же позициях, что и раньше. Дергать чужие строчки не приветствуется. И это одна из многих причин, по которой так ослаб креатив в современном рэпе.
Davey D:
Я думаю, если покопаться в текстах, хоть Nas'a, хоть еще кого-то, кто работает в стиле похвальбы, то у каждого найдется грешков не меньше, чем у Jay-Z. Если бы ты рассказывал истории как Slick Rick, или выдвигал политические заявления как Public Enemy, тебе бы не пришлось повторять чьи-то ранее сказанные слова. Это другие стили и ты создаешь текст с совершенно другим состоянием ума. Если же ты в тексте бахвалишься, то ты вольно или невольно будешь за кем-то повторять. Это как у многих юмористов в арсенале есть набор похожих шуток. И Robin Williams, и George Lopez периодически за кем-то повторяют. Тут все завязано на саму тему. Сколькими разными способами можно пошутить про то, какая огромная твоя мама, чтобы не повториться? К тому же ты так часто слышишь эту шутку, что она просто сама в тебя въедается.
Так и в рэпе. Сколькими разными способами ты сможешь рассказать людям, что ты мужик и что именно ты правишь улицами? Рано или поздно любой, кто пытается рифмовать в этом же ключе, столкнется с тем, что некие слова уже прозвучали раньше. Вот например я могу срифмовать так:
This is emcee Davey D hangin on the corner
Step me boy and I'm gonna have to warn ya
That I rock the house from here to California
Существует достаточно способов срифмовать Corner-Warn Ya или California не обокрав кого-то. Я просто собьюсь со счета, если буду вспоминать парней, рифмовавших Калифорнию с warn ya, burn ya и так далее.
Что касаемо поединка с другим МС перед целой толпой зрителей, то тут у меня такое мнение. Можно умно заимствовать чужую рифму, чтобы обойтись с ней эффектнее соперника. Представь себя на месте зрителя, когда один из рифмующих тебя не впечатлил, а второй обыграл аналогичный текст лучше.
Четвертый:
Rakim никогда не повторял других
KRS никогда не повторял других
Chuck D никогда не повторял других
Saafir никогда не повторял других
Kool G Rap никогда не повторял других
Второй:
Davey, просто ответь мне, заимствовать рифмы – это в порядке вещей? Ты поддерживаешь плагиат объясняя всяческими причинами. Это длится много лет, либо какие-то технические нюансы. Я не согласен только потому, что считаю это неправильным, обманчивым путем, который уводит от созидания и честности.
Суть хип-хопа в росте и эволюционировании. Я согласен, что предыдущее поколение должно обучать последующее. Но возьмем такую ситуацию. Молодой рэппер использовал известную рифму, как будто был не в курсе её истории. Другой молодой слушатель, которому она понравилась и он не знает корней, посчитает этого парня автором. Или такой вариант, когда популярный рэппер использовал удачную находку малоизвестного рэпера безо всякого упоминания авторства.
Даже в золотой век люди возражали против чрезмерного семплирования Джеймса Брауна. Многие рисковали и экспериментировали, вкладывая больше усилий в творческий процесс. ATCQ, the Bomb Squad, Pete Rock , Primo ставили на первое место оригинальность. Они делали свои биты хитро вплетая туда семплы. Слушатель получал огромное удовольствие, когда, наконец, у него получалось вычислить, откуда был взят тот или иной кусочек.
Вот на этой высокой ноте мы и прервем их обсуждение. Каждый по-своему прав и, главное, каждый искренне переживает за дело. Спор длится тем дольше, чем больше ты знаешь. Не зря же бытует выражение (одноименное одному старому журналу) "Знание - сила". Делать выводы и принимать решение вам все равно придется самостоятельно.