ScHoolboy Q "Oxymoron"
25 марта 2014, 13:00
TDE продолжает доминировать. Или лучше сказать, "контролировать" рэп-игру.
И судя по всему, в будущем присутствие этого лос-анджелесского лейбла будет становиться лишь ощутимее. В текущем году TDE планирует выпустить целых 6 альбомов. Если январский дебютник Isaiah Rashad был скорее разгоном и напоминанием лейбла о себе, то второй — пластинка ScHoolboy Q "Oxymoron" — это уже серьезная заявка на победу и работа, равных которой в 2014 году еще не было.
Вы, должно быть, уже неплохо знакомы с имиджем этого громилы с Южного централа, обожающего панамки. С 12 лет он состоял в банде Crips, торговал наркотиками, имеет один тюремный срок. Соответствующую такому резюме музыку он и производит: громкий, брутальный, неудержимый рэп. Просто включите первую песню диска — и все встанет на свои места. Слушателю, ожидающему привычного интро или хотя бы постепенного погружения в альбом, приставляют нож к горлу и кричат сквозь динамик: "Гангстер! Гангстер! Гангстер!". Ты хотел настоящий рэп? — Вот это рэп!
Простите за подобный эпитет, но "Oxymoron" — самый волосатый альбом года. Он заряжен тестостероном и мужицким слоновьим напором. Диск богат на прокачанные биты, интригующих гостей и техничные рифмы, но все здесь держится именно на амплуа обозленного брутала с улицы, транслирующего с одной стороны пугающие, с другой — мотивирующие строчки хриплым гортанным рявканьем. В этом вокале так много энергии и убедительной агрессии, что не проникнуться уважением (и страхом) просто невозможно.
Не нужно недооценивать и его словесное мастерство: обратите внимание на структуру куплетов спродюсированной Alchemist "Break The Bank" — почти 6 минут ScHoolboy валит каскадами тесно-переплетенных строчек. Не теряется он и на фоне Кендрика в "Collard Greens", а то и даже переигрывает компаньона, отстреливаясь очередями рифм поверх басовитого тугого грув-бита. В плане подбора инструменталов, артисты TDE всегда удачно находили золотую середину между классическим обглоданным до кости бумбэпом и модным кроссовер-рэпом с присущими ему туманными сэмплами. С этим полный порядок: здесь и мелодичные "Hell Of a Night" и "Studio", точечные злые "Gangsta" и "Fuck LA", дурманящие "Oxymoron" и "His And Her Fiend". На последней паре остановимся подробнее.
Имейте ввиду: то ли вследствие ошибки iTunes, то ли из-за цензуры, но там эта песня беззубо переименована в "His And Her Friend" (вместо "Fiend (наркоман)"). Это самая странная вещь релиза: короткий диалог между таблеткой оксиконтина и наркоманкой, стремящейся отгородиться от всего в дурмане препарата. Пусть трек и не самый удачный, но сам факт обыгрывания ситуации на таком уровне много говорит о развитии артиста, который раньше в такие дебри не лез.
То же стоит сказать и об эмоциональном ядре проекта — разделенной на две части "Prescription / Oxymoron". Первая ее глава — обличающая ретроспектива о наркозависимости. Поверх плывущего бита ScHoolboy вспоминает, как терял сознание просто посреди комнаты и постоянно находился в нарко-коме, даже когда дочка была рядом. Слушая о том, как Q игнорирует звонки матери и 4-летнего чада, как-то сами собой вспоминаются строчки Гуфа: "Все же, видимо, я невыносимый выродок". Вторая половина 7-минутного эпика — стрекочущая "Oxymoron" — это рэп наркодилера в самом небодяженном виде, где нам на пальцах объяснят, почему торговать рецептурными препаратами выгоднее, чем кокаином. Такого я не слышал уже очень давно. Мощь.
У "Oxymoron" есть все шансы спровоцировать возвращение гэнгста-рэпа в моду. Таким сбивающим с ног и нарочито несовременным альбомом ScHoolboy может реально многое изменить. Согласитесь, выпускать пластинку подобного толка в 2014 году — это само по себе оксюморон. Сейчас рэп какой? Мелодичный, созерцательный, с опорой на сладкоголосые припевы. Хорошо это или плохо, но рэп — уже давно поп-музыка. А тут нам внезапно показывают, что даже не имея сшитых по привычным лекалам хитов, можно лидировать в чарте Billboard и отгружать полторы сотни тысяч дисков в дебютную неделю продаж.
"Oxymoron" — это пример альбома, созданного в атмосфере соперничества. ScHoolboy ни единожды упоминал, что главная цель для него — записать пластинку лучше, чем "good kid m.A.A.d city". Получилось ли? Тут уж все зависит от ваших личных предпочтений и моральных устоев. Вот Kendrick: выросший в опасном районе, умный парень, который однажды теряет товарища от бандитской пули. А вот ScHoolboy Q: беспринципный огр, чувствующий себя на улицах бандитского LA как акула в воде. Он скорее будет тем, кто жмет на курок, чем тем, кто оплакивает друзей. И это говорит о многом.